Блог одесского детского писателя и сценариста Алексея Надэмлинского. Гражданина Украины. Дипломанта МКФ "Кинологос-2011" и серебряного победителя "Корнейчуковской премии" 2013 года. Члена НСПУ. Озабоченных проблемами "руського мира" просьба идти по известному маршруту.

Страницы

О моих учителях

пятница, 27 января 2023 г.

Слово из трех букв


 

(c) Алексей Надэмлинский

 an61@ukr.net 

Вспомнился далекий 1968 год. Мое детство. Первый класс.

Моя первая учительница не-одесситка, и в Одессе живет первый год. Эсфирь Абрамовна - так, кажется ее звали.

До первого класса я искренне считал, что разговариваю по-русски. Но в школе объяснили, что... мы разговариваем неправильно. Только через много лет я пойму, что разговаривали мы на том языке, которые некоторые специалисты называют одесским. Впрочем, до сих пор филологи спорят - можно ли его называть языком или нет. 

 

Но мое поколение оказалось тем поколением, над которым поставили эксперимент - как за короткое время искоренить то, что не нравится существующему тогда режиму. А коммунистическому режиму не нравился одесский язык. Многие считали его языком уголовников, тюремным жаргоном. А воровской мир был в явной оппозиции к коммунистам.

Учителя методично говорили, что "так говорить неправильно", а правильно так. Если сто раз талдычить одно и то же, то даже такая птица, как попугай научится ее произносить. Многие из тех учителей потом будут лить слезы и говорить: "Какая субкультура умерла! Какой колорит пропал!"

Конечно, не одни учителя приложили руку к искоренению одесского языка. На сей процесс повлияла и массовая эмиграция иудейской части одесситов, например.

Впрочем, я сильно ушел в сторону. Я собирался писать о другом.

Первый класс. Лингвистическое перевоспитание идет полным ходом. В моей неокрепшей детской психике присходит некий "перегруз" информации. И соответственно возникать вопросы.

Годом назад, когда я только научился читать и вслух читал все, что попадалось на глаза, родители дали мне установку: что написано на заборах читать можешь, но только не вслух. Через некоторое время я выдал родителям фразу, которую они помнили очень долго: "У этой пивной будки дядьки так заборными словами ругаются!"

Было в одесском языке слово поц. То ли "заборное", то ли нет.

Википедия гласит: "Поц (идиш ‏פּאָץ‏‎ — половой член) — в русском языке сленговое слово, употребляемое как в ироничном, так и в пейоративном (негативном) значении. Широко распространено в одесском и некоторых других южных говорах".

Но тогда не было Википедии и даже Интернета. И я пошел с этим вопросом к своей бабушке. К родителям с ним я решил с этим вопросом не обращаться - так, на всякий случай.

Бабушка к моим вопросам относилась вполне лояльно, но в тот момент она была занята.

- Ба, а ПОЦ - матерное слово или нет? - спросил я.

Бабушка была настоящей одесситкой и сплела фразу, как говорят спортивные комментаторы в одно касание:

- И какой припоцаный сказал тебе, что ПОЦ - матерное слово?

Тут бы и поставить точку в моем рассказе. Но этот разговор услышала моя мама.

Как я понимаю, у нее потом была воспитательная беседа. С бабушкой. Я только услышал последнюю фразу моей бабушки: : "Не морочь мне медебейцелы! Ребёнок развивается".

(c) Алексей Надэмлинский

 an61@ukr.net 


Мои последние авторские статьи, статьи обо мне и статьи моих друзей
 
 

Бандера в Одесі

 

Бандера в Одессе 

 

 Бібліотека на Катерининській


Моя Выручай Комната 

 

Новый год под звуки сирен воздушной тревоги

 

Моє оповідання в журналі "Täheke" (Естонія) 

 

Вчитель та учні (Укр. вер)

 

Учитель и ученики (Рус. вер)

 
 
 
 

 

 ***



Комментариев нет:

Отправить комментарий