Страницы

О моих учителях

Мне интересно многое: живопись, современный арт, старые фотографии и много еще чего.

Если же кого-то интересует моя особа и мое творчество, то советую воспользоваться навигацией (та, что на строку выше). Там я в какой-то мере систематизировал личную информацию.

воскресенье, 1 июня 2014 г.

Карл Май, Виннету и СССР

Алексей Надэмлинский
Е-mail: an61@ukr.net
 
 
Карл Май, Виннету и СССР

Не так давно щелкал пультом телевизора в надежде найти что-то достойное внимания.

Задержался на каком-то вестерне, который шел то ли по сорок восьмому, то ли по шестьдесят пятому каналу.

Тут как раз в комнату вошла моя жена. Бросила взгляд на телевизор. И заметила:

- Как я в детстве любила эти фильмы... про Виннету и Чингачгука.

Вот мне и вспомнилось мое детство.


…Шестидесятые — семидесятые годы прошлого века не баловали детей разнообразием развлечений. Два телевизионных канала (дай Бог, что бы по ним хотя бы раз в сутки что-то «смотрибельное» показывали), книги (дай Бог что-то «читабельное» раздобыть)... Подозреваю, что массовость занятий спортом в то время в большей степени было обусловлено дефицитом развлечений.

По-настоящему массовым развлечением было кино. Кинотеатров было много. Цена билета от 10 до 50 копеек. Репертуар обновлялся достаточно часто. Правда, американских вестернов мы не видели. Наши родители с какой-то тоской вспоминали «Великолепную семерку». Как я понимаю, на ней знакомство советских людей с американскими вестернами и закончились. Мы на это поезд опаздали.

Зато у нас были две группы немецких вестернов — про Чингачгука и Виннету.

Главным индейцем СССР был, конечно, Чингачгук. Он же в миру югославский актер Гойко Митич, которого советский зритель сразу же переименовал в Митю Гайкина. Тут было что-то домашнее — киностудия ДЕФА была из ГДР — «нашей» социалистической Германии.

Другое дело — Виннету. Это был продукт Западной Германии.

Но если Чингачгук имел своего вполне конкретного литературного отца — Фенимора Купера, то имя Карла Мая нам не говорило ровным счетом ничего.

То, что Карл Май написал книг не меньше, чем Фенимор Купер я узнал случайно. Мне попал в руки западногерманский каталог «Neckermann» (тоже большая редкость в нашей тогдашней стране — их привозили моряки и продавали по цене 25 — 50 рублей за штуку. Советские модницы использовали его как журнал мод). Так вот — в этом каталоге вполне спокойно предлагался комплект из 12 книг про Виннету.

...Загадка Карла Мая открылась мне случайно. Я был в гостях у одного книголюба и увидел у него на полке книгу этого писателя. Издана она была то ли в двадцатых, то ли тридцатых годах. На просьбу взять прочитать книгу, хозяин то ли возмутился, то ли удивился:

- Это же Карл Май! Он после войны вообще не переиздавался.

По сути дела это был отказ. Я спросил:

- А чего он не переиздавался?

- Дело в том, что его книги любил то ли Гесс, то ли Гитлер...

...Чудовищность такого запрета в то время у меня не вызвало недоумения. Хотя, если выстроить логику этого запрета, то тогда нужно продолжать ее и дальше. Запретить, скажем, пивные — Гитлер, помнится, пивной путч в Мюнхене пытался организовать. Можно и вообще запрет на живопись ввести — Геринг и Гитлер, как мне помнится, собирали полотна старых живописцев.

Но вокруг Карла Мая молчание продолжалось вплоть до 1991 года, то есть до конца существования СССР.

Единственная книга, в которой упоминался этот писатель была книга немецкого психиатра Карла Леонгарда «Акцентуированные личности». Но в этой монографии Карл Май рассматривался как объект психиатрии. Дескать, человек сам так поверил в свои фантазии, что перестал отличать их от действительности.

Мне же кажется, что объектом изучения психиатрии должны были быть и те, кто придумывал подобные запреты на книги. Запрет на книгу
характеризует не столько автора и его книгу, сколько ту власть, которая этот запрет устанавливает.

1 июня 2014 года 



Алексей Надэмлинский
Е-mail: an61@ukr.net
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий