Страницы

О моих учителях

Мне интересно многое: живопись, современный арт, старые фотографии и много еще чего.

Если же кого-то интересует моя особа и мое творчество, то советую воспользоваться навигацией (та, что на строку выше). Там я в какой-то мере систематизировал личную информацию.

пятница, 5 апреля 2024 г.

Дом Профсоюзов

 


(с) Алексей Надэмлинский

 an61@ukr.net 

    Всю жизнь — а это более шести десятков лет — я прожил в Одессе. Смело могу говорить, что я одессит в третьем поколении. Отличительная черта одесситов — толерантность. Но есть некоторые вещи, где одесская толерантность кончается.

    Для меня такой «красной чертой» является словосочетание — Дом профсоюзов. Нет, я не о событиях 2 мая 2014 года. Когда я слышу «Дом профсоюзов», я начинаю испытывать то, что, вероятно, испытывали одесситы сто лет назад, когда большевики переименовали Дерибасовскую в улицу Лассаля.

    … Я вырос, можно сказать, на Куликовом поле. Последнее, кстати, старательно пытались в свое время переименовать в площадь Октябрьской революции, но оно все равно оставалось Куликовым полем. Так вот я наслушался многих воспоминаний старых одесситов, а еще больше городских легенд относительно этого места. И у меня сложилось свое мнение. Вполне конкретное. 

 

    Рядом с этим зданием есть еще одно сооружение — Памятник погибшим за власть Советов. Над памятником во времена моего детства горел вечный огонь. Правда, никто внятно не мог объяснить кто и когда погиб. И почему их похоронили всех скопом.

    Впрочем, выводы напрашиваются сами собой, если посмотреть смену власти в Одессе в начале прошлого века:

- октябрь 1917 – январь 1918 гг. – борьба Центральной Рады и пробольшевистского Румчерода (Совет Румынского фронта, Русского Черноморского флота и города Одессы) за влияние в регионе;
- январь – март 1918 г. – в результате январского захвата власти установление Одесской советской республики;
- март – декабрь 1918 г. – власть Украинской державы гетмана П.Скоропадского и оккупационный режим австро-германских войск;
- декабрь 1918 – апрель 1919 гг. – военная интервенция стран Антанты;
- апрель – август 1919 – советская власть, приведшая к „красному террору” в Одессе;
- август 1919 – февраль 1920 гг. – власть Вооружённых Сил Юга России под командованием генерала А.И.Деникина;
- февраль 1920 г. – окончательное установление советской власти.

    Вывод напрашивается сам собой — в той неразберихе, которая творилась в то время, всех жертв мясорубки просто вместе захоронили, дали братской могиле обтекаемое название и успокоились.


    Но…


    Первоначально захоронение было сделано на месте этого самого Дома профсоюзов. В 50-е годы прошлого века большевикам приспичило построить на этом месте новое здание Обкома их партии. Особыми морально-этическими комплексами большевики не страдали, поэтому братскую могилу перенесли.


    Если верить воспоминаниям старожилов, то перенесено это было несколько некорректно. Как высказался один из них: «По-жлобски… экскаватором». Вероятно, все-таки в качестве замаливания грехов, коммунисты позже — в 1960 году соорудили на месте перезахоронения помпезный памятник.


    А тремя годами ранее Обком был построен. Интернет выдал справку:


    «В 1958 году в юго-западном углу площади было построено, с диагональной ориентацией, монументальное пятиэтажное здание областного комитета Компартии Украины. Архитекторами здания стали Генрих Топуз и Людмила Павловская».


    Долго ли простоит здание, выстроенное на крови? Практика показала, что и сорока лет не прошло, как КПСС рассыпалась за три дня.


    Но как-то очень уж быстро Обком стал Домом Профсоюзов. Одесситы тогда вяло пошутили: «Партия опять перешла на нелегальное положение». Но если вспомнить, фразу Ленина «Профсоюзы — школа коммунизма», то есть над чем задуматься. Кстати, Ленин на этом месте тоже стоял. Мраморный... или бетонный? Уже не помню точно. Но ушел.


    Что-то слишком много мистики вокруг здания, построенного на костях. Или не много?



Данный текст - частное мнение частного лица. 

 

(с) Алексей Надэмлинский

 an61@ukr.net 


Мои последние авторские статьи, статьи обо мне и статьи моих друзей
 
 
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий