Страницы

О моих учителях

Мне интересно многое: живопись, современный арт, старые фотографии и много еще чего.

Если же кого-то интересует моя особа и мое творчество, то советую воспользоваться навигацией (та, что на строку выше). Там я в какой-то мере систематизировал личную информацию.

Писатель и читатель



      Когда начинается работа над новой книгой, то в процессе невольно возникает вопрос - а будет ли она интересна? Вопрос этот возникает, как у опытного писателя, так и у начинающего. 
       И тут на помощь можно призвать Интернет, который позволяет установить обратную связь с читателями. 
        Начало книги, выложенное на этой странице моего блога, - продукт усилия двух людей: библиографа Наталии Кавун и детского писателя Алексея Надэмлинского. 
        Просим читателя прокомментировать этот отрывок. От этих комментариев будет зависеть дальнейшая судьба книги.  

   


















Алексей Надэмлинский

Наталия Кавун




Писатель и читатель. Два взгляда на книги и чтение



Вместо предисловия



Когда-то с одним из авторов этой книги произошел забавный случай.
…Где-то в конце 80-х двое из его знакомых врачей побывали в составе официальной делегации от СССР в Северной Корее. Страна эта до сих пор известна своей закрытостью. Естественно, хозяева показывали гостям только то, что считали нужным и только в составе группы под присмотром «компетентного товарища».
В данном случае примечательно не то, что именно им показывали, а то, как два разных человека восприняли это: один был в диком восторге, а другой оказался на грани депрессии.
Так часто бывает – люди смотрят на одно и то же событие, а видят разное. Истину найти порой бывает сложно.
…Случилось так, что собрались как-то библиограф детской библиотеки и детский писатель. Стали говорить о детской литературе, детях… Постепенно круг вопросов расширялся. Ответы часто оказывались нестандартными, а разговоры регулярными.
Правда, что современные дети мало читают?
Чем детская литература отличается от взрослой?
Как появляется «Список литературы для прочтения летом»?
Это только некоторые из вопросов, которые обсуждались. А ответы иногда шли вразрез с общепринятыми.
В конце концов, один из нас предложил: давай напишем об этом книгу. Но для начала нужно ответить на три вопроса –


Для кого эта книга?
Кто такой библиограф?
Кто такой писатель?




Для кого эта книга?
Ответ библиографа:
Мне как библиографу всегда хочется все систематизировать, четко определить читательское назначение и только потом начинать работать. Но кому могут быть интересны беседы о детской литературе двух людей, не претендующих на звание литературоведов? Детям? Не думаю... дети вообще не склонны читать, а читать о том, что они не читают тем более.
Ответ писателя:
Отвечу максимально честно – когда пишу книгу для детей, то пишу чаще всего для себя самого. Пишу книгу, которую сам бы хотел прочитать в детстве. Уж, извините, я в известной мере эгоист. Подозреваю, что большинство моих коллег по цеху тоже придерживаются такого мнения. (Правда, далеко не все признаются в этом).
Увы, - писатели эгоисты и пишут чаще всего для самих себя. Проверено опытом. Мало того – такие книги, как правило, получаются лучше книг, написанных для абстрактного читателя какой-либо «социальной» или «возрастной группы».
Что же касается данной книги, то это попытка упорядочить собственные мысли.
Очень хочется надеяться, что мысли эти могут оказаться интересными и, возможно, даже полезными любителям литературы, работникам библиотек, учителям, родителям, которые хотят привить своим детям «любовь к чтению».
Кто такой библиограф?
Ответ библиографа:
Ой, чувствую, что придется начинать издалека. Уже от самого слова веет чем-то древним и мудреным… и не удивительно. Слово «библиография» впервые появилось в Древней Греции. Оно происходит от двух слов: biblion (книга) и grapho (пишу), и буквально означает «книгоописание». 
В те времена единственным способом тиражирования книг был ручной, и библиографами называли людей, которые переписывали книги. И поскольку, дело это требовало высокой квалификации, образованности, способностей к каллиграфии и рисованию, то профессия была очень почитаема и престижна. 
После упадка Древнегреческой цивилизации слово, как и род деятельности, были надолго забыты. 
Вспомнили его только с появлением книгопечатания. Теперь библиографами стали называть типографов. И только в первой половине XVII века французские ученые Габриель Ноде и Луи Жакоб впервые использовали слово «библиография» в названиях своих работ в смысле «список литературы». Вскоре оно приобрело и более широкий смысл – «книгоописание».
Сейчас библиограф – это сотрудник библиотеки, информационного учреждения, книготорговой организации, ученый или специалист, профессионально и систематически осуществляющий библиографическую деятельность.
Именно мы, библиографы, пишем все эти нудные списки литературы: «Что читать летом», «10 книг для самосовершенствования», «Лучшие книги для подростков» и так далее, и так далее. 
Работа наша в том и заключается, чтобы читать все и выбирать лучшее, изучать и анализировать чтение пользователей библиотек, покупателей в книжных магазинах и на основе своих наблюдений создавать библиографические пособия, чтоб направлять в книжном многообразии тех, кто сам сориентироваться не может... или не хочет.
Ответ писателя:
Я отвечу в контексте этой книги. Библиограф по сути своей деятельности – профессиональный читатель. Книги читать любят многие, но библиографы читают их по профессиональной необходимости.
Кто такой писатель?
Ответ библиографа:
Ну очевидно же! Писатель — это тот, кто пишет. Это художник слова. Человек, создающий словесные произведения, предназначенные для… ой, да для разного предназначенные: обучения чему-либо, развлечения, утешения, информирования и так далее… 
Хотя нет, не все так просто. Давайте опять в историю… 
В древности писателем быть было очень сложно. Материал для письма был дорог, грамотных людей мало, вот и занимались этим серьезным делом только самые-самые. С изобретением бумаги, а там и книгопечатного станка все стало упрощаться. 
А уж теперь, когда к нашим услугам компьютер и вся всемирная паутина писателями, кажется стали все. Но так ли это?
Конечно, нет! 
Ведь для того чтоб называться писателем, нужно не только уметь писать - в смысле складывать слова в более или менее связные предложения, не только иметь свое мнение и стремиться поделиться им со всем миром. Нужно как минимум заинтересовать этим мнением своего читателя... и вот здесь у меня возникает вопрос: почему мнение, к примеру, Нила Геймана миру интересно, а Васи Пупкина из Инстаграмм не очень?
Ответ писателя:
Я бы сузил ответ. И ответил бы, что детский писатель – человек, рассказывающий с помощью слов истории, со скрытым познавательно-поучительным смыслом.
Вокруг этой профессии накручено столько прямо-таки мистической мишуры, слухов, предрассудков и легенд, что порой не знаешь, как на это реагировать. Впрочем, об этом мы будем говорить чуть позже.
Даже по этим ответам на три простых вопроса можно увидеть, что мнения в чем-то сходны, в чем-то различны, а в чем-то… даже простые вопросы понимаются по-разному разными людьми.
Истина, где ты?
Истина где-то рядом? 
Истина где-то рядом.
***

Пока все. Ждем отзывов, советов и пожеланий. Все это можно оставлять в комментариях, или писать на почту an61@ukr.net
Алексей Надэмлинский

Наталия Кавун


9 комментариев:

  1. Может получится неплохой жанровый фьюжн из научно-популярного и художественного стиля, учитывая род деятельности авторов. Дерзайте!

    ОтветитьУдалить
  2. Интересный формат, оставляющий после прочтения желание продолжать думать/рассуждать о прочитанном.

    ОтветитьУдалить
  3. ПРЕДУПРЕЖДАЮ СРАЗУ: дальше многотекста и поэтому кратко скажу именно об анонсе книги - НАДО ПИСАТЬ!) я взрослой люблю всё о котах и подобном, остальные составляющие сюжета тоже весьма популярны..и да, кстати, когда-то тоже пыталась о котах и чем-то фантазийном писать. как и все любят животных как друзей и суперспособность их ставать лучшим другом и верить в чудеса.
    в современных детских книжках стала ярче и дороже обертка. вот тут каждый пусть делает свои выводы. то что детей стало меньше читающих - не думаю. детей, которые берут в руки именну настоящую книгу, да ещё и бумажную - да, их меньше. но это как с велосипедом. то есть появляются другие "конкуренты", нет подходящих условий, ресурсов и тп. раньше все читали книги - и сколько из этих людей стали лучше потому что читали их добровольно и не по программе или принуждению? небольшой процент тех, кто действительно Книгу ценит и читает не для кого-то, чего-то - а для себя - как раз и передался детям 2020 - и хорошо, что в естественном процессе отпали те, кому удобней в своих иных интересах. это нормально. но по личному опыту, по моей библиотеке скажу - детей которым будет интересно читать книгу, очень много. это же генетически передается!)или развивается. детская литература сложнее взрослой. писатель должен быть предельно искренен. минимум серьёзности при максимальной ответственности. и да, это реализация детских мечт, что-то для своих детей/внуков рядом или особое видение мира. беда лишь в том что наши с ними двое миров меняются быстрее чем дописывается книга. так что бросать точно не стоит. надо пробовать. продолжать. сколько таких примеров..и сделать. результат не спросом меряется. и никогда не угадаешь что кому понравится. потому что если под этот критерий подстраиваться - то тогда уже неуспешный со старта прогноз. дети не глупы. сейчас умнее гораздо чем в этом возрасте многие мы когда-то. именно книгами и будучи так же открыты, вы сможете завоевать их сердце и мысли. иначе эту нишу займет и воспитает нечто другое.

    ОтветитьУдалить
  4. Хороший формат, однозначно, должно быть продолжение

    ОтветитьУдалить
  5. По этому отрывку еще трудно судить о том какая будет книга. Понятно, что это два взгляда на один вопрос. Главное, чтобы книга не была скучной. Я тоже работаю в библиотеке и вижу, что люди слава богу читают. Читают разное, но если не ищут ответ на какой-то определенный вопрос, то выбирают что-то легкое и интересное. Как я не стараюсь рассказывать и предлагать современные книги типа "Системне мислення", "Права на помилку", "Навчитися вчитися" и т.п. все же предпочитают любовь, детективы, приключения. Дети тоже читают то, что им отзывается. Так что придется вам придумать что-то, чтобы как-то увлечь своих читателей. Я мама двоих детей 21 и 10 лет. И меня всегда волновал вопрос как сделать так, чтобы ребенок как можно раньше начал читать для удовольствия и с пониманием. Нужно ли заставлять читать? В каком возрасте нужно начинать беспокоиться, если ребенок не читает? А если читает только по школьной программе и спец. литературу (например по компьютерам), или наоборот только приключения и про любовь? Каких книг не хватает детям? Есть ли такие книги, для каждого возраста (готовый список), которыми дети увлекаются и начинают понимать, что чтение может приносить удовольствие? Что выбрать для ребенка между чтением и активными занятиями? Должна ли детская книга быть обязательно яркой, веселой и увлекательной? Как увлечь чтением детей, если их родители не читают? А всем ли нужно увлекаться чтением?
    Вы хотели вопросы - вот вопросы. У меня есть еще. И ответы свои тоже есть, интересно было бы узнать ответы профессионалов в вопросах литературы. А еще будет интересно спросить детей. Да, хорошая тема. Возникает желание подискутировать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вопросов много - некоторые риторические, некоторые глубокие, на которые двумя предложениями не ответить... Будем разбираться. В противном случае не было бы смысла книгу писать...

      Удалить
  6. Книгу прочитала бы, так как заинтересовал анонсированный вопрос "Чем детская литература отличается от взрослой?" Есть ли в жизни человека какой-то рубеж, после которого читать детскую/подростковую литературу несолидно? Лично я в 22 года открыла для себя богатейшее творчество Толкина и уже не раз услышала, что моему возрасту такой интерес не подходит, что возник он поздновато и т.д. Оправдываюсь тем, что сама пытаюсь писать для детей, поэтому и читаю подобное. Но даже без попыток что-либо написать я бы с удовольствием читала подростковое фэнтези. Так стоит ли оправдываться? Или это чисто дело вкуса? Или всё-так существует возрастное ограничение на детскую литературу - что-то типа "18-"?
    И о том, как привить детям любовь к чтению, тоже хотелось бы узнать - я же училка))

    ОтветитьУдалить