Энгр Жан Огюст Доминик (Ingres Jean)
(1780-1867), французский живописец и
рисовальщик. Родился в Монтабане 29
августа 1780.
В 1791 поступил в Тулузскую
Академию, был учеником Г.Ж.Рока и Вигана,
сотрудничал с Ж.Брианом. Занимался
музыкой, подрабатывал игрой на скрипке
в оркестре оперного театра Тулузы.
В
1797 приехал в Париж и поступил в мастерскую
Жака Луи Давида, а спустя два года был
принят в Школу изящных искусств.
В
1801 был награжден Большой (Первой) Римской
премией за картину Послы Агамемнона у
Ахилла (однако так и не смог получить
деньги от французского казначейства,
которое взамен выделило ему студию и
скромное содержание). В дальнейшем
выставлялся в Салоне (в 1803, 1805), однако
первые его работы получили негативную
оценку критиков.
Многие поступки
Энгра объяснялись его повышенной
чувствительностью к критике и обидчивостью.
В 1806 он переехал в Рим, где вскоре получил
студию. В этот период Энгр, зарабатывая
на жизнь, сделал множество потретов
карандашом (ныне большинство из них
хранится в музее Энгра в Монтабане).
Первый
и шумный успех Энгр завоевал, выставив
в Салоне картину Обет Людовика XIII, после
чего переехал в Париж, получил из рук
Карла X орден Почетного легиона. В
следующем году стал академиком Академии
изящных искусств и открыл собственную
мастерскую (1825). В 1833 выставил в Салоне
Портрет г-на Бертена (Лувр).
В 1834, после
того как осталась незамеченной его
картина Св. Симфорион, идущий на казнь,
которую он считал своим шедевром, Энгр
вновь переехал в Рим, где получил пост
директора французской Академии в Риме,
однако в 1841 возвратился в Париж. В это
же время Энгр работал над росписями в
замке Дампьер по заказу герцога де Люин
(1841–1847, Железный век и Золотой век, обе
не были закончены в связи со смертью
жены художника).
В Риме Энгру для
Николая I (лично наследником престола
Александром II) была заказана картина
Мадонна с остией (Москва, музей им.
Пушкина), по сторонам мадонны стоят
святые Николай и Александр. В России
полотно сочли латинским по духу, после
чего недовольный Энгр сделал реплику
картины уже с латинскими святыми (1852,
Лондон, частное собрание), а еще в одной
реплике изобразил рядом с мадонной
ангелов (1854, Лувр). Для творчества Энгра
вообще характерны реплики ряда его
известных картин, часто незначительно
отличающиеся друг от друга.
В 1853
художник выполнил плафон Триумф Наполеона
I для городского замка (разрушен в 1871, в
дни Коммуны), в 1855 выставил свои работы
на Всемирной выставке в Париже.
В
1862 получил звание пожизненного
сенатора.
Умер Энгр в Париже 14 января
1867 года.