Страницы

О моих учителях

Мне интересно многое: живопись, современный арт, старые фотографии и много еще чего.

Если же кого-то интересует моя особа и мое творчество, то советую воспользоваться навигацией (та, что на строку выше). Там я в какой-то мере систематизировал личную информацию.

четверг, 14 августа 2014 г.

О жлобе одесском замолвлю я слово

 Алексей Надэмлинский
AN61@ukr.net

В качестве продолжения моих постов об одесском языке...


Вспомнился мой давнишний спор с милой женщиной - редактором одного издательства. Неодесского, но русскоязычного. В Киеве.

Она с упорством утверждала, что жлоб — это скупой человек. Я, что - хам. Она мне привела цитату из толковый словаря Ожегова:

«ЖЛОБ, -а и -а, м. (прост, презр.). Скряга, скупец. II прил. жлобский,-ая, -ое».
Я почти сдался. А потом попросил растолковать в таком случае одесское выражение: жлоб с деревянной мордой.



Скупец с лицом Квазимодо? Нелогично. Во всяком случае не то, что тупорылый хам... Последнее словосочетание вполне объяснимо.

Потом я сам всерьез заинтересовался этим словом.

У Владимира Ивановича Даля такого слова нет. Хотя, думаю, что слово это уже скорей всего было. В.И. Даль жил с 1801 по 1872 годах, а Одесса была образована в 1794 году.

Впрочем, этого слова нет и в современных словарях. Например, загляните в «Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный». – М.: Русский язык, 2000 (автор - Ефремова Т. Ф.) Нет в нем этого слова. И не только в нем.

Честно говоря я бы начал уже сомневаться в своей правоте, если бы не помнил слова Эльдара Рязанова. Рассказывая о своем фильме «Вокзал для двоих», он прямо сказал: «Я угадал в Никите Михалкове жлоба». И употребляет это слово именно в одесском значении — хам.

Я уже не говорю о песне Владимира Семеновича Высоцкого:

Лукоморья больше нет, от дубов простыл и след.
Дуб годится на паркет, - так ведь нет:
Выходили из избы здоровенные жлобы,
Порубили те дубы на гробы.
Трудно упрекнуть В. Высоцкого в слабом знании родного языка.

В конце концов в «Полутолковом словарь одесского языка» от Валерия Павловича Смирнова я нашел ответ на все мои вопросы.

Вот, что я прочитал там:

«ЖЛОБ - первоначально это выражение было синонимом термина «работяга». Ж.- искаженное английское слово «job», в переводе - работа. Во времена строительства Одесского порта лучшими специалистами в этой отрасли народного хозяйства считались подданные, как тогда говорилось, Владычицы Морей. Поэтому на должности прорабов были приглашены англичане, которые в процессе трудовых буден постоянно твердили подчиненным: «job». В результате строители порта стали именовать друг друга жлобами. Учитывая, что в то время Одессы как города еще не было, Ж. по праву может считаться первым словом в одесском языке. Долгое время выражение Ж. не считалось оскорбительным, в отличие от фразы «ЖЛОБ С ДЕРЕВЯННОЙ МОРДОЙ». Сейчас это выражение употребляется крайне редко. Слово Ж. стало синонимом таких понятий, как «деревенщина», «хам», «не имеющий представления об элементарных правилах приличия».

...Потом я подарил эту книгу той милой женщиной - редактором одного издательства.

К чему все это я?

Помнится, еще во времена СССР ехал я в поезде по центральной России. Когда сообщил, что я из Одессы, мои попутчики стали судорожно прятать свои чемоданы: они искренне считали, что все одесситы то ли жулики, то ли воры. И я ничего не придумываю. Поверьте, придумать можно и смешней.

Точно так же существует обывательское мнение, что одесский язык — просто построчный перевод с идиш. Глупость! Тут столько языков замешано, что даже сразу не сосчитать. И все это разбавлено своеобразным ходом мыслей.

Клянусь здоровьем детей моих соседей.

 Алексей Надэмлинский
AN61@ukr.net

Особенности одесского языка. Неприличные фамилии

Часть 1

Часть 2 

Часть 3 

 

Популярное  за июль 2014 года





Электронная сигарета. Общая информация


Мотиваторов немножко... философских...


Моэм С. О писательском чтении

Секреты писателя - стать хорошим писателем


Электронная сигарета. Хроника знакомства. Часть 1.

 

Топ анекдотов из моей коллекции за июль 2014 года











Комментариев нет:

Отправить комментарий