Прежде чем
быть писателем, вы должны стать читателем.
Не отметить
это нельзя. Вы не можете писать стихи,
если не читаете поэзию. Вы не можете
написать эпический роман, действия,
которого происходят в военной зоне,
если все, что вы читали в подростковом
возрасте это романтические рассказы.
Каждый жанр и каждый стиль имеет скрытые
правила, скрытые клише и скрытые
возможности. Вы должны понять, что Вы
пишете, прежде чем писать.
Кроме того,
чем больше вы начитаны, тем больше
оригинален и текстурирован будет ваш
рассказ. Если все, что вы читали это
фантастические романы, и вы решите
написать фантастический роман, у вас
не получиться ничего оригинального.
Если вы решите взять что-нибудь из
детективов или даже современной научной
фантастики, то это только улучшит ваше
произведение.
И самая замечательная вещь - чтоб соблюдать это правило, вам не следует усердно работать, а просто нужно читать хорошую литературу и наслаждаться.
И самая замечательная вещь - чтоб соблюдать это правило, вам не следует усердно работать, а просто нужно читать хорошую литературу и наслаждаться.
Знай свою
аудиторию.
Произведения
для подростковой аудитории это одно, а
произведения для аудитории постарше
это совершенно другое. Проанализируйте
на кого ориентированы ваши работы.
Убей
наречие.
Наречия -
это описательные слова, они ничего не
добавляют к тому, что вы пишите. Одно из
основных правил сочинений “Показать
- Не сказать”. Наречия говорят. Ваши
контекст должен быть достаточно прочным,
чтобы люди могли понять, что происходит,
если контекст слабоват, то наречия не
спасут вас.
Пишите
просто.
Вы можете
написать сложный современный роман с
различными пластами и метафорами,
который осчастливит многих преподавателей,
но вы должны искать самый простой способ
выразить то, что это вы пытаетесь
выразить. Избегайте метафор, которые
вызывают высокое напряжение. Лучше
разбавляйте их прямым текстом. Это
правило единственное, которое вы нарушите
- но всегда знайте, почему вы его нарушаете.
Сначала
составьте план, а потом работай с
черновиком.
Все мы
знаем, что вы гений. Но, кто-то намного
умнее меня как-то сказал : “Гениальность
- это 1% вдохновения и 99% настойчивости”(Томас
Эдисон). Это означает, что вы тщательно
планируете, а затем делаете наброски,
пересматриваете черновики столько раз,
сколько потребуется. Планирование -
нечто большее, чем просто сказать “я
собираюсь писать повесть о рыцаре”!
или “я собираюсь писать заметку о
глобальном потеплении! “. Это означает
изучение фактов, справок и аудитории.
Существует много способов планирования,
постарайтесь найти именно тот, который
подходит вам.
Не слушайте
ваших друзей, слушайте критиков.
Хорошо,
все мы иногда падаем духом и нам нужен
стимул. В такие моменты вам нужна
дружеская поддержка и любовь. Но если
вы хотите улучшить свое писательское
мастерство, тогда вам следует уметь
воспринимать критику. Необходимо также
понимать, когда критика вполне обоснована,
а когда это просто вопрос вкуса. Ничто
не научит вас, кроме практики, и, возможно,
хорошей веры в собственные способности.
Если кто-то говорит вам, что ваши
предложения слишком длинные и наблюдается
недостаток абзацев, - не следует
утверждать, что это ваш стиль.
Не ожидайте
какой-либо выгоды от своей работы.
Может, вы
пишете в блоге, чтобы получить деньги
за баннерную рекламу. Или вы пишите
роман, ожидая стать очередным Стивином
Кингом. Не делайте этого! Успех является
частью мастерства, настойчивости - но
в основном удачи. Завершая свою работу
и вкладывая сорок часов в неделю в ваш
письменный труд, может быть лучшее, что
вы когда-либо делали, но еще более
вероятно, что это будет самое ужасное
созданное вами произведение.
Пишите то,
что вы знаете.
Т.е, если
вы биолог с десятилетним стажем - это,
возможно, хорошая идея написать что-то,
используя свои знания о биологии.
Необязательно произведение должно быть
тесно связано с биологией, достаточно,
чтоб оно всего лишь касалось данной
темы. Вам не следует пытаться писать
скучные подробности о полицейской
работе в отделе убийств, если конечно
убийства не связаны с глобальным
потеплением. Если вам 13 лет и все, что
вы знаете это школа, задумайтесь, что
делает вас уникальным. Может, вас
усыновили. Может ваш отец священник.
Может быть ваш друг страстно верит в
НЛО и каждый вечер зовёт вас в поле,
чтобы найти следы пришельцев. Это не
значит, что, фантазия и наука - фантастика.
Просто некоторые научно-фантастические
произведения рассказывают о двух
пришельцах, которые встретили друг
друга и влюбились, а некоторые о
космических войнах.
Проверяйте
орфографию и грамматику.
Вам не
нужно знать все правила наизусть, но вы
должны знать, когда использовать
апостроф, когда ставить точку или просто
начинать новый абзац. В Интернете очень
много словарей и справочников, где вы
могли бы проверить себя.
Избегайте развлечений в Интернете. Печатания типа “ща”, “чё” и т.п. только усугубит вашу грамотность.
Избегайте развлечений в Интернете. Печатания типа “ща”, “чё” и т.п. только усугубит вашу грамотность.
Все правила
могут быть нарушены.
Зная все
правила, также знайте, с какой целью вы
их нарушаете.
Про рассказы
- Что такое рассказ?
Терминологические
споры в литературоведении всегда
бесплодны. Часто пытаются разграничить
рассказ и новеллу, а также выделить
миниатюру, эскиз и зарисовку. Двадцатый
век склонен к формотворчеству, каноны
жанров размыты. Если руководствоваться
принципом объема, то “Прищепа” Бабеля
не рассказ, а миниатюра, — слишком
коротко. Если принять единство места и
времени, как иногда до сих пор советуют,
то “Улисс” Джойса — рассказ, просто
гигантского объема.
Если
требовать завершенности действия, то
“Проклятый север” Казакова — не
рассказ, а чрезвычайно растянутая
зарисовка. Уж вовсе никакому/определению
не удовлетворяют некоторые рассказы
Вирджинии Вулф. Представляется, что
сейчас следует определить рассказ как
законченное прозаическое произведение
объемом до сорока пяти страниц.
Почему
именно сорока пяти? Это приблизительная
величина, два авторских листа. Такая
вещь читается “на одном дыхании”. Прозу
более длинную по-русски следует назвать
повестью. Длина — очень важный показатель
рассказа, от длины зависит темп и ритм
прозы; психология восприятия длинной
и короткой прозы различны. Короткая
проза, читаемая за один раз без признаков
утомления, допускает большую концентрацию
текста, большую лаконичность, формальную
изощренность, густоту стиля: читатель
может медленно смаковать трудную фразу
и отдельную деталь, держа одновременно
в сознании рассказ целиком.
Стиль,
конструкция, способ выражения в рассказе
находятся 'в неразрывном единстве с его
размером. Если тем же языком, что написаны
трехстраничные рассказы Зощенко,
написать роман, то этот роман не будет
существовать — рассыпается на абзацы,
читатель забуксует в пространстве,
забыв начало и не видя конца. Если языком
Достоевского написать восьмистраничный
рассказ, рассказа не будет, получится
лишь отрывок многословного описания
без всякой видимой цели и законченной
мысли: этот язык — неотъемлемый пласт
длинного романа.
Объем —
внешний показатель; по сути же рассказ
отличается от других прозаических
жанров тем, что у него гораздо более
высокий коэффициент условности.
Что эта
значит? Поэзия более условна, чем проза:
никто в жизни не говорит в рифму, не
изъясняется выражениями “я бросил в
ночь заветное кольцо”, а взгляд еще
никого не прожигал в буквальном смысле.
Искусство и сила поэзии именно в
несовпадении ее с привычным обыденным
словоупотреблением. Наименее же условен
в литературе натуралистический роман
типа Золя — это близко к фотографическому
реализму, “все как в жизни”, понятно
самому неквалифицированному читателю:
изображение жизни в формах жизни, можно
сказать.
Так вот,
рассказ находится между этими полюсами,
гранича с поэзией и частично смыкаясь
с ней. Повесть тяготеет к последовательному
изложению событий — последовательность
изложения в рассказе может быть самая
разнообразная. Роман изображает и
воссоздает события так, как в принципе
мог бы их рассказать или описать грамотный
очевидец — рассказ из множества событий
отбирает одно-два, но компонует и излагает
их так, как обычному человеку не пришло
бы в голову: лаконично, через деталь,
несколькими штрихами создавая цельную
картину. Рассказ — отчасти стихотворение
в прозе, отчасти роман в миниатюре.
Доля
соучастия читателя при чтении поэзии
максимальна, при чтении хорошего рассказа
— близка к ней, роман же — наиболее
“разжеванный” из литературных жанров,
он более прочих говорит все сам и менее
требует домысливания и расшифровки.
Необходимость
тщательной отделки, точность построения,
высокая напряженность текста,
многозначность смысла и дали основания
многим большим писателям назвать рассказ
“труднейшим из прозаических жанров”.
Примечательно,
что начинающие писатели берутся именно
за рассказы. Не потому, конечно, что
рассказ труднее, а потому, что короче.
А плохой рассказ написать, конечно,
легче, чем плохой роман, и уж во всяком
случае, гораздо быстрее.
Вообще
говоря, процесс создания литературного
произведения можно подразделить на три
этапа:
познать
сказать
стать
услышанным.
К первому
относится узнавание жизни, набирание
и осмысление жизненного опыта, понимание
людей, чтение книг, напряженный
мыслительный и чувственный процесс,
результатом чего является творческий
замысел, потребность выразить в
произведении нечто открывшееся тебе,
неизвестное ранее, новое в литературе.
Ко второму
— собственно литературная работа, в
свою очередь, состоящая из последовательных
действий:
1. Отбор
материала.
2. Организация
материала, или создание композиции.
3. Изложение
организованного материала художественным
языком.
(Выдержка
из "Технология рассказа" Михаила
Веллера )
Текст найден в интернете.
Популярное в июне
2014 года
Топ
анекдотов из моей коллекции за июнь
2014 года
Комментариев нет:
Отправить комментарий