Архипов
Абрам Ефимович
(1862-1930)
А.Е.Архипов
родился на Рязанщине, в крестьянской
семье, и не случайно жизнь русского
крестьянства стала главной темой его
творчества.
С
детства Архипов рисовал "везде,
всегда, всюду, где только можно", как
сам вспоминал впоследствии. Мальчик
учился у приезжих иконописцев. Один из
них, оказавшийся вольнослушателем
МУЖВЗ, помог Архипову подготовиться и
поступить в это училище. Годы занятий
в МУЖВЗ (1877-83 и 1886-88) совпали с периодом
средоточия здесь уникальных педагогических
сил. Художники, у которых учился Архипов,
- В.Г.Перов,
И. М. Прянишников, А,К.Саврасов,
В.Е.Маковский,
В.
Д.Поленов
- являлись наиболее крупными живописцами
эпохи.
Особенно
значительную роль в становлении Архипова
как художника сыграли Перов,
еще ранее обратившийся к крестьянской
теме, и Поленов,
один из первых русских пленэристов.
В годы учения Архипов много работал самостоятельно, летом ежегодно ездил на родину в Рязанскую губернию, где писал этюды. Сохранилось немало его жанровых картин той поры. На них запечатлены различные эпизоды из жизни крестьян: "В лавке старьевщика" (1882), "Пьяница" (1883), "Водопой" (1883) и др. Два учебных года - с сентября 1884 по февраль 1886 г. - Архипов занимался в Петербургской Академии Художеств, где повышал свое профессиональное мастерство, а осенью 1886 г. возвратился в МУЖВЗ.
В годы учения Архипов много работал самостоятельно, летом ежегодно ездил на родину в Рязанскую губернию, где писал этюды. Сохранилось немало его жанровых картин той поры. На них запечатлены различные эпизоды из жизни крестьян: "В лавке старьевщика" (1882), "Пьяница" (1883), "Водопой" (1883) и др. Два учебных года - с сентября 1884 по февраль 1886 г. - Архипов занимался в Петербургской Академии Художеств, где повышал свое профессиональное мастерство, а осенью 1886 г. возвратился в МУЖВЗ.
В
1887 г. за картину "Посещение больной"
молодой живописец получил большую
серебряную медаль и звание классного
художника. Началась самостоятельная
творческая деятельность Архипова,
протекавшая в основном в Москве. Он
сотрудничал с ТПХВ, членом которого
стал в 1891 г. Его неослабевающий интерес
к жизни деревни отразился в картинах,
написанных сразу же по окончании МУЖВЗ:
"Пересуды", "На Волге" (обе
1888-89), "Деревенский иконописец"
(1889).
В
картине "На Волге" впервые Архипов
подошел к решению одной из основных
проблем современной ему пленэрной
живописи - изображению человека на
открытом воздухе; здесь складывается
тип жанровой картины, где эмоциональное
состояние человека передается главным
образом через пейзаж. Эти же проблемы,
но уже с большим размахом, с эпическим
звучанием и с возросшим художественным
мастерством решаются живописцем в
картине "По реке Оке", экспонировавшейся
на XVIII выставке ТПХВ в 1890 г. и принесшей
автору подлинный успех.
В
1890-х гг. процесс объединения пейзажа и
жанрового сюжета в одной картине,
характерный для русской живописи данного
периода, продолжается у Архипова в
работах "Радоница" (1892), "Лед
прошел" (1894- 95), "На реке" (1898),
"Проводы крестного хода" (вторая
половина 1890-х гг.). Глубоко поэтичная,
проникнутая настроением умиротворенности
картина "Обратный" (1896) словно
подводит итог поискам художника в
области лирического крестьянского
жанра.
В 1896
г. на XXIV передвижной выставке появились
две близкие по теме картины: "Смена.
Углекопы" Н. А. Касаткина и "Поденщицы
на чугунолитейном заводе" А. Е.
Архипова. Оба живописца, каждый по-своему,
откликнулись на происходивший в эти
годы процесс пролетаризации крестьянства,
связанный с развитием промышленности.
Так вошла в творчество Архипова социальная
тема, которая получила глубокое и
законченное воплощение в известной его
картине "Прачки" (первый вариант
- конец 1890-х гг., второй вариант- 1901).
Замысел этой, может быть, наиболее
значительной картины мастера возник
после посещения им прачечных близ
Смоленского рынка в Москве. Здесь, по
воспоминаниям самого художника, он
"увидел старую женщину... устала она
ужасно, спина болит, села отдохнуть...
Все живописно - пар клубится, усталость
старухи...". Этот образ измученной
постоянным изнурительным трудом женщины
придает особую выразительность второму
варианту картины. В 1903 г. Архипов вступил
в только что возникший СРХ.
Это
объединение, отличавшееся интересом
участников к национальной культуре и
истории, просуществовало до 1923 г.; многие
его представители, в том числе Архипов,
вошли впоследствии в АХРР. Архипов
занимался и педагогической работой. С
1894 г. он возглавлял натурный класс МУЖВЗ
(с 1898 г. - в звании академика), в реорганизации
которого принял участие после Октябрьской
революции. Преподавал в 1918-20 гг. в ГСХМ,
а в 1922-24 гг. во Вхутемасе. В разное время
у него учились Ф. С. Богородский, С. В.
Герасимов, Б. В. Иогансон, В. В. Мешков,
А. А. Пластов, К. Ф. Юон.
В
1920-х гг. основное место в творчестве
художника занимают крестьянские
портреты-типы: "Крестьянин Рязанской
губернии" (1925), "Девушка с кувшином"
(1927), "Крестьянка в зеленом фартуке"
(1927). В этих портретах нашла продолжение
традиция, сложившаяся в творчестве
живописца еще в предреволюционные годы:
крестьяне изображаются им как сильные,
уверенные, жизнерадостные, красивые
люди. Но теперь их внутренняя значительность
и спокойная величавость возрастают,
образы приобретают обобщенность, даже
монументальность. Широкий густой мазок,
контрастное сопоставление тонов,
праздничная яркость цвета - все это
создает образы людей, полных здоровья
и радости, придает им жизнеутверждающую
силу.
Мои
последние авторские статьи
Комментариев нет:
Отправить комментарий