(окончание)
Пуссен
(Poussin) Никола (1594-1665), французский живописец
и рисовальщик. Учился у К.Варена и других
французских художников; с 1624 жил в Риме
(в 1640-1642 - в Париже), испытал влияние
Карраччи, Доменикино, Рафаэля, Тициана,
изучал трактаты Леонардо да Винчи и
Дюрера, зарисовывал и обмерял античные
статуи, занимался анатомией и математикой.
С 1620-х годов Пуссен создавал картины
высокого гражданственного звучания,
заложившие основы классицизма в
европейской живописи (“Смерть Германика”,
1626-1627, Институт искусств, Миннеаполис),
поэтические композиции на мифологические
и литературные темы, отмеченные
возвышенным строем образов, эмоциональностью
интенсивного, мягко сгармонизированного
колорита (“Ринальдо и Армида”, 1625-1627,
Государственный музей изобразительных
искусств, Москва; “Танкред и Эрминия”,
1630-е годы, Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург; “Парнас” 1630-1635, Прадо,
Мадрид). Господствующий в произведениях
Пуссена 1630-х годов ясный композиционный
ритм воспринимается как отражение
разумного начала, придающего величие
благородным поступкам человека
(“Аркадские пастухи”, около 1629-1630,
собрание герцога Девонширского, Чатсуорт;
“Нахождение Моисея”, 1638, Лувр, Париж).
С 1650-х годов в творчестве Пуссена
усиливается этико-философский пафос.
Обращаясь к сюжетам античной истории,
уподобляя библейских и евангельских
персонажей героям классической древности,
художник добивался полноты образного
звучания, ясной гармонии целого (“Отдых
на пути в Египет”, 1658, Государственный
Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Великодушие
Сципиона, 1653, ГМИИ, Москва). Развивая
принципы идеального пейзажа, Пуссен
делает природу воплощением совершенства
и целесообразности (“Пейзаж с Полифемом”,
около 1649, Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург; серия пейзажей “Времена
года”, 1660-1664, “Аполлон и Дафна”, -
все в Лувре, Париж). Вводя в пейзаж
мифологические персонажи, олицетворяющие
различные стихии, используя в них эпизоды
библейских сказаний, Пуссен выражал
идеи высшей необходимости или судьбы,
как начала, регулирующего взаимоотношения
человека и мироздания.
Мои
последние авторские статьи
Комментариев нет:
Отправить комментарий