Вуэ, Симон
(начало)
Детство
прошло в осаждённом Париже (эпоха
религиозных войн во Франции). В то время
его отец работал в Лувре и участвовал
в создании Королевской площади в столице;
он был назван Генрихом IV «художником
королевских конюшен» и выполнял множество
декоративных и кустарных работ. Симон
помогал отцу, очень рано овладел
мастерством и уже в четырнадцать лет
писал по заказу портрет знатной дамы,
притом — в Лондоне.
Аполлон и музы, Будапешт в 1611 году — Симон в свите французского посольства в Константинополе, где он пишет по памяти портрет султана Ахмеда I. Пейзажи, восточные костюмы, тюрбаны, караваны, китайские шелка, индийские хлопчатобумажные изделия навсегда запомнились художнику; с этим связана своеобразная «эстетика тканей», прозрачностей и вуалей, а так же особая головокружительная лёгкость и воздушность, которые пронизывают декоративно-монументальные работы этого живописца. В то же время зрелый стиль Вуэ отличает большая точность и основательность в воспроизведении деталей архитектуры; обычно он предпочитает неглубокое пространство, сосредотачиваясь на экспрессии движений отдельных фигур или же — групп…
В ноябре 1612
года Вуэ отплывает на галере в Венецию,
где изучает живопись Тициана, Веронезе
(его любимый художник), Тинторетто. В
начале 1614 года он обосновывается в Риме.
У него многочисленные заказчики, среди
них кардинал Барберини, который будет
выбран папой под именем Урбана VIII в 1623
году.
Итальянский период —
«тёмный период», поскольку Вуэ находится
под влиянием «караваджизма» (сам
Караваджо умер в 1610 году), — продолжается
до 1627 года. Он выполняет многочисленные
росписи (наиболее важные — для церкви
«Сан-Лоренцо ин Лючино», в Риме: две
драматические сцены из жизни св. Франциска
(1624) и для собора св. Петра в Риме);
портреты, из которых — «Автопортрет»
(1627), картины на религиозные сюжеты,
аллегории (знаменитая аллегория
«Побеждённое время» (1627) с динамичными
фигурами девушек — в музее Прадо,
Мадрид).
В 1624 году Вуэ выбран
князем Академии св. Луки (Художественной
Академии) в Риме; в 1626
году он женится на Виржинии да Веццо
(1606 — 1638), юной римлянке, которая была
его моделью и ученицей, а позже —
талантливой художницей и матерью его
десяти детей…
К 1627 году его
палитра высветляется и живопись
становится более виртуозной, красочной
и пастозной. Король, через своего посла
в Риме, передаёт художнику свою волю
видеть Вуэ в Париже. В конце 1627 года Вуэ
возвращается в Париж, получает квартиру
и мастерскую в Лувре. С 1630 года Вуэ —
Первый художник короля; он руководит
мастерской королевских шпалер. Следуют
многочисленные заказы на росписи,
оформления и картины для замков, церквей,
частных домов знати, как в Париже, так
и в загородных резиденциях. Для Людовика
XIII — в замке Сен-Жермен ан Лэ и в Рюэй;
для кардинала Ришельё — во дворце
кардинала (1632). Эти росписи и декоративные
работы Вуэ не дошли до нашего времени;
фрагменты сохранились в замках Фонтенбло
и в Пале Рояль, в Париже).
Вуэ
исполнил алтарные картины для парижских
церквей, таких как Сэн-Эсташ (1635) и
Сэн-Поль-Сэн-Луи («Представление Иисуса
в храме», 1640—1641 годы, 383х132 см. В настоящее
время эта монументальная работа находится
в Лувре).
1634—1637 годы — наиболее
блестящий период его творчества.
Картины-аллегории, как «Богатство» и
«Милосердие» (обе — в Лувре, 192х132 см) —
из числа шедевров этого периода. Колоризм
(золото, киноварь, перванш), особое
внимание к подробностям, складкам,
драпировкам, к их движению — как бы от
ветра, который струится параллельно
холсту, влево…
В 1638 году во
время родов умирает жена художника. В
1640 году Людовик XIII обязывает Пуссена
приехать во Францию, сказав знаменитую
фразу: «Ну, теперь Вуэ попался!» Вуэ был
в дружеских отношениях с Пуссеном, но
ничего не предпринял, чтобы остановить
памфлеты своих прихлебателей и друзей
против гениального художника. На
некоторое время его слава померкла, но,
тем не менее, он всегда имел многочисленные
заказы. Кроме того, Вуэ женится вторым
браком на юной и очаровательной вдове
— Радегонде Беранже, и пишет ряд
замечательных картин на мифологические
и религиозные сюжеты, как «Смерть Дидоны»
(1642) и «Венера и Адонис» (музей Гетти в
Малибу).
К
сожалению, в поздний период Вуэ был
настолько занят заказами, что это стало
сказываться на качестве его живописи.
Он часто впадал в схематизм, а краски
утратили свою прежнюю силу, что объяснялось
и возросшим участием мастерской в
исполнении заказов. Однако эти поздние
работы Вуэ не должны заслонять от нас
его творческих достижений — исполненных
патетики и поэтичности мифологических
и аллегорических картин, великолепных
портретов, масштабных декоративных
росписей.
Один из шедевров
позднего Вуэ — «Сатурн, побеждённый
Надеждой, Красотой и Любовью», 1645—1646
годы (187х142 см., музей Берри в Бурже) —
аллегория побеждённого времени, с этим
лирическим, музыкальным движением,
спиральной композицией и колористическим
блеском. Вуэ умер в осаждённом Париже
(это была эпоха Фронды) в 1649 году. Его
слава со временем померкла. В XIX веке он
был почти забыт.
В ноябре 1990
года в Гран-пале состоялась первая
посвящённая ему выставка (к 400-летию со
дня рождения). Она вернула Вуэ его славу
и подлинное, достойное место в истории
мировой живописи.
(продолжение следует)
Популярное
в моем блоге в
июле
2016 года
О «страшном» никотиновым передозе. 22 сентября 2014 г.
Валерий Смирнов. Одесский язык. 9 февраля 2013 г.
Лас-Вегас. 1 июля 2016 г.
Позитивные животные. 7 июля 2016 г.
Художник Джон Уи́льям Уо́терхаус. 9 июля 2016 г.
Alexi Zaitsev. 17 июля 2016 г.
Бульдоги. 10 июля 2016 г.
Пейзажи Грема Геркена. 18 июля 2016 г.
Рыси. Фото. 17 июля 2016 г.
Фото животных. 25 июля 2016 г.
Популярное
из моей коллекции
анекдотов
в июле 2016
года
Комментариев нет:
Отправить комментарий