Из книги "Подводя
итоги"
Писать персонажей с натуры не только обычно, но необходимо
Лишь очень редко
жизнь предлагает писателю готовый
сюжет. Мало того, факты ему часто мешают.
Они дают толчок его воображению, но в
дальнейшем влияние их может оказаться
вредным. Вывод: если факты не соответствуют
логике характера, не следует бояться
выкинуть факты за борт.
Меня осуждали за
то, что я списывал своих персонажей с
живых людей, -- судя по отзывам критики,
можно подумать, будто до меня никто
этого не делал. Это чепуха. Так делают
все писатели. С тех пор как возникла
литература, всегда существовали
прототипы. Ученые, кажется, выяснили,
как звали жирного обжору, с которого
Петроний писал своего Тримальхиона, а
шекспироведы отыскали подлинного судью
Шеллоу. Порядочный, добродетельный
Вальтер Скотт дал очень злой портрет
своего отца в одной книге и гораздо
более привлекательный -- в другой, когда
резкость его суждений с годами смягчилась.
В рукописях Стендаля найден перечень
людей, послуживших ему материалом;
Диккенс, как известно, писал мистера
Микобера со своего отца, а Харольда
Скимпола -- с Ли Ханта. Тургенев говорил,
что вообще не мог бы создать литературный
образ, если бы не отталкивался всякий
раз от живого человека.
Я подозреваю, что,
когда писатели отрицают, что пишут с
живых людей, они обманывают себя (а это
вполне вероятно, поскольку можно писать
очень хорошие романы, не обладая большим
умом) или обманывают нас. Если же они
говорят правду и действительно не имели
в виду какого-нибудь определенного
человека, то персонажи их, как мне
кажется, рождены скорее не творческим
инстинктом, а памятью. Сколько раз
встречали мы д'Артаньяна, миссис Прауди,
архидиакона Грэнтли, Джен Эйр и Жерома
Куаньяра под другими именами и в другой
одежде! Я бы сказал, что писать персонажей
с натуры не только обычно, но необходимо,
и стыдиться здесь писателю решительно
нечего. Как сказал Тургенев, только если
имеешь в виду определенного человека,
можно придать своему творению и живость,
и свежесть.
Писатель не
стремится нарисовать похожий портрет
А что это наше творение, на этом я настаиваю. Мы очень мало знаем даже о самых близких нам людях -- уж конечно, недостаточно для того, чтобы они выглядели живыми, если целиком перенести их на страницы книги. Людей нельзя копировать: они слишком зыбки и расплывчаты, а с другой стороны -- слишком непоследовательны и противоречивы. Писатель не копирует свои оригиналы; он берет от них то, что ему нужно, -- отдельную черту, привлекшую его внимание, склад ума, поразивший его воображение, -- и из этого строит характер. Он вовсе не стремится нарисовать похожий портрет; он стремится создать что-то достоверное и пригодное для его целей.
Иногда он уходит
очень далеко от оригинала; и в результате
многие писатели, вероятно, слышали
обвинения в том, что они изобразили
такого-то или такую-то, когда они имели
в виду совсем другого человека. К тому
же писатель отнюдь не всегда выбирает
себе натуру среди своих близких знакомых.
Иногда ему достаточно один раз увидеть
человека в ресторане или поговорить с
ним четверть часа в курительной комнате
на пароходе. Все, что ему нужно, -- это
первый камень фундамента, на котором
он затем может строить, используя свой
жизненный опыт, знание людей и интуицию
художника.
Все это было бы
очень хорошо, если бы не обидчивость
тех лиц, которые служат художнику
натурой. Человеческое самомнение так
безмерно, что люди, у которых есть
знакомый писатель, вечно высматривают
себя в его книгах, а когда им удается
внушить себе, что тот или иной персонаж
списан с них, они бывают оскорблены до
глубины души, обнаружив в нем какие-нибудь
несовершенства. Они вечно подмечают
недостатки своих друзей и высмеивают
их причуды, но в своем неимоверном
эгоизме не могут примириться с тем, что
и сами не свободны от недостатков и
причуд. А закадычные их друзья еще
подливают масла в огонь, с притворным
сочувствием возмущаясь якобы нанесенной
им обидой.
Не обходится тут,
конечно, и без обмана. Вероятно, я не
единственный писатель, на которого
сыпались проклятия женщин, заявлявших,
что я гостил у них и вместо благодарности
за гостеприимство вывел их в книге,
когда на самом деле я не только никогда
у них не гостил, но даже не знал о их
существовании. Так тщеславны эти бедняги
и так пуста их жизнь, что они нарочно
отождествляют себя с какой-нибудь
дрянью, чтобы в евоем крошечном мирке
создать себе скандальную славу.
Иногда писатель,
оттолкнувшись от самого заурядного
человека, создает фигуру благородную,
сдержанную и мужественную. Значит, он
усмотрел в этом человеке значительность,
которая ускользнула от окружающих его.
В таких случаях, как ни странно, прототип
остается неузнанным; но стоит вам
изобразить человека с пороками или
смешными недостатками, как ему дают имя
и фамилию. Из этого я принужден был
сделать вывод, что недостатки своих
друзей мы знаем гораздо лучше, чем их
достоинства.
Писателем редко
движет желание кого-то обидеть, и он
всеми доступными ему средствами оберегает
свою натуру; он переселяет своих
персонажей в другую часть света, дает
им другие средства к существованию,
порой переводит в другой круг общества;
гораздо труднее для него изменить их
внешность. Физический облик человека
отражается на его характере, и, с другой
стороны, характер, хотя бы в самых общих
чертах, проявляется во внешности. Нельзя
убавить человеку рост, а в остальном
сохранить его без изменений. Высокий
рост заставляет человека по-иному
смотреть на мир, а значит, меняет его
характер. Точно так же нельзя, чтобы
замести следы, превратить миниатюрную
брюнетку в крупную блондинку. Внешность
приходится оставлять более или менее
в неприкосновенности, иначе разрушится
то, что и заинтересовало вас как писателя.
Но ни один человек не вправе сказать о
персонаже из книги: это я. Он может только
сказать: я навел писателя на мысль об
этом персонаже. Если у него есть хоть
капля здравого смысла, это его не
оскорбит, а заинтересует, причем выдумка
и интуиция автора, возможно, заставят
его увидеть в себе много такого, о чем
ему небесполезно знать.
Источник
Популярное
в моем блоге
в
августе
2014 года
Популярное
из моей коллекции
анекдотов
в августе 2014 года
времени
Комментариев нет:
Отправить комментарий