Страницы

О моих учителях

Мне интересно многое: живопись, современный арт, старые фотографии и много еще чего.

Если же кого-то интересует моя особа и мое творчество, то советую воспользоваться навигацией (та, что на строку выше). Там я в какой-то мере систематизировал личную информацию.

четверг, 12 июня 2014 г.

Писатель и табак

Натолкнулся на забавную статью. Свои комментарии разместил после статьи. 

Алексей Надэмлинский


Помогает ли табак литературному труду?

Известно, что табак начал культивироваться в Европе в 16 веке, а уже в 17-м веке церковь угрожала отлучением всем, кто курит или нюхает табак в святых местах. После чего все последующие века церковь вместе с медициной ведут борьбу против употребления табака, считая его дьявольским зельем, способствующим гибели души и тела. 

Литераторы всегда подвергали критике табак, предупреждали о последствиях его употребления. Фрэнсис Бэкон (1561–1626) – английский литератор и философ, историк, политический деятель, сторонник подчинения природы человеком, еще в 1610 году отмечал, что от привычки потребления табака очень трудно избавиться. 

В 19-м веке табак вызывал почти повсеместное омерзение и непринятие. Так, великий Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749–1832) не терпел людей курящих в своем окружении, а Оноре де Бальзак (1799–1850) – французский писатель, один из основоположников реализма, выступал против табака с грозными речами. Зачастую в этом был виноват и сам табак низких сортов, плохо обработанный. Писатели, создавая произведения, где действовали курящие персонажи, принуждали к курению самых плохих сортов табака людей низких сословий, в то время как люди курящие, занимающие более высокие ступени социальной лестницы, имели возможность курить более дорогие сорта табака.

Приверженцем курения трубки был известный французский писатель Гюстав Флобер (1821–1880) – классик буржуазного реализма, создатель романов «Госпожа Бовари», «Воспитание чувств»; работая, он любил окутывать себя клубами табачного дыма. 

Известными любителями курения трубки были Марк Твен (1835–1910) – американский писатель, журналист, знаменитый автор произведений «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», во время работы он постоянно курил набитые табаком трубки; Артур Конан Дойль (1859–1930) – известный английский писатель, автор рассказов о Ш. Холмсе, сам курил трубку и наделил этой привычкой великого сыщика, прекрасно разбиравшегося в различных сортах табака. Так, в рассказе «Знак четырех» Холмс повествует о том, что он даже работу написал, где дал характеристику пеплу ста сорока сортов табака. 

Трудно представить себе без трубки и знаменитого автора детективных психологических рассказов и романов, французского писателя Жоржа Сименона (1903–1989), который любителем трубки сделал и своего любимого героя – комиссара Мегрэ. 

Другой прославленный английский писатель и драматург, агент английской разведки МИ-5 Уильям Сомерсет Моэм (1874–1965), проживший долгую и славную жизнь, создатель таких замечательных произведений, как «Бремя страстей человеческих», «Луна и грош», «Пироги и пиво», «Театр», «Острие бритвы», курил и трубку, и сигары. 

Этот список можно было бы продолжать, но назовем только некоторых русских советских писателей и поэтов, также не лишенных пристрастия к трубке. Среди них И. Г. Эренбург (1891–1967) – творческий гигант, советский писатель, поэт, журналист и переводчик, общественный деятель. Будучи сам любителем трубки, написал сборник рассказов «Тринадцать трубок», в котором каждая трубка имеет своего хозяина и свою историю. Был военным корреспондентом и антифашистом, автором романов «Буря», «Девятый вал», «Трест» и многих других произведений. 

Курил трубку и А.П. Гайдар (1904–1941) – советский писатель, любимый мальчишками и девчонками всего Советского Союза. Курильщиком трубки был и С. Есенин (1895–1925) – великий русский поэт и прозаик. Список этот тоже не окончательный. 

Символом независимости табак стал для дам, борющихся за свою эмансипацию. Так, Жорж Санд (1804–1876) – французская писательница, любительница верховой езды, с детства любила носить мужскую одежду; заявляя о своей эмансипации, желая подчеркнуть независимый образ мыслей, Ж. Санд поражала жителей усадьбы Ноан-Вик своей сигарой. 

От этой вредной привычки многие писатели вовсе не спешили и не спешат избавляться. Сигарета, зажатая между пожелтевшими пальцами, или трубка в пожелтевших от никотина зубах – привычный атрибут на знакомых всем фотографиях писателей. При этом заядлые курильщики имеют обыкновение сниматься с зажатой в уголке рта сигаретой, которая, сгорая, заставляет курильщика прищуриваться, что придает ему вид иронически-загадочный. 

К числу упорных курильщиков относился и талантливый Поль Валери (1871–1945) – французский поэт и философ, эстет. Он часто пугал своих слуг целыми клубами дыма, выплывавшими из его кабинета. Таким же заядлым курильщиком был и Леон-Поль Фарг (1876–1947) – французский поэт и прозаик, сторонник символизма в искусстве, друг П. Валери; он никогда не расставался с сигаретой. Табак стал на долгие годы одним из самых сильных демонов в жизни некоторых писателей и поэтов, независимо от их национальной принадлежности и места проживания. 

Почему-то эта вредная привычка, убивающая интеллект и личность самого писателя не меньше алкоголя и наркотиков, стала едва ли не стимулом творчества и предметом антуража даже самого образа писателя. У них, к сожалению, сложилось ошибочное мнение о том, что без затяжки табака они не смогут написать и одной фразы, ни один образ не родится в воображении; курильщику кажется, что только в таинственных клубах ароматного дыма рождаются нужные слова и сказочные видения. К сожалению, многие до конца жизни не могут расстаться с пагубной привычкой, так и не сумев понять, что чистота легких и свежего воздуха, в них попадающего, – не меньший стимул к творчеству, ведь так приятно просто дышать именно свежим воздухом, не отравляя близких и атмосферу. 

Думается, что сильнейшим и единственно правильным стимулом к творчеству являются актуальная тема и образы, рожденные в результате обдумывания этой темы, зовущие к труду. Следует признать поэтому, что табак никогда не служил и не может служить достойным, возбуждающим творческий разум средством, помогающим труду писателя.



Автор: Геннадий Безруков
Источник 
© Shkolazhizni.ru

Мои комментарии

Сразу на ум пришли слова некурящего Эрнеста Хемингуэя:

«Эти врачи... писателей не понимают… Пусть бы все психиатры поучились писать художественные произведения, чтобы понять, что значит быть писателем»…

Статья, мягко говоря, грешит тенденциозностью.  Вроде поддержки очередной компании против курения.

Почему-то вспомнилась байка о том, как Карл Маркс перед смертью заметил, что если бы он не курил, то прожил бы на 10 лет больше, но тогда бы не написал "Капитал". 

Одно только упоминание о антитабачных настроениях Оноре де Бальзака анекдотичны, если учесть, что тот не курил, но глушил кофе лошадиными дозами.
Бальзак был не просто любитель кофе, а кофе-экстремал: пил его чудовищно много и чудовищно крепкого. При этом писал свои произведения, держа ноги в холодной воде. Все это подорвало его здоровье, он прожил всего 51 год и умер от целого перечня болезней.

Автор: К. Ю. Старохамская
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-22793/
© Shkolazhizni.ru
Бальзак был не просто любитель кофе, а кофе-экстремал: пил его чудовищно много и чудовищно крепкого. При этом писал свои произведения, держа ноги в холодной воде. Все это подорвало его здоровье, он прожил всего 51 год и умер от целого перечня болезней.

Автор: К. Ю. Старохамская
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-22793/
© Shkolazhizni.ru

На том же сайте читаю в другой статье

"Бальзак был не просто любитель кофе, а кофе-экстремал: пил его чудовищно много и чудовищно крепкого. При этом писал свои произведения, держа ноги в холодной воде. Все это подорвало его здоровье, он прожил всего 51 год и умер от целого перечня болезней".

Вопрос напрашивается сам собой: "Может Бальзаку все-таки стоило курить и не пить кофе в таких количествах, и он прожил бы дольше?"

Статья интересна с точки зрения перечня курящих-некурящих писателей.

 Она только подтверждает  мысль, которую я впервые прочитал у  Константина Паустовского, а потом слышал от других писателей, да и я на своем опыте в этом убедился. Писательство - слишком индивидуальное занятие и стимул для творчества у каждого писателя свой.  В конце концов, читателя в бОльшей степени важен конечный результат, сколь "писательская кухня". 

Кстати, все эти вопросы рассматривал и Ян Парандовский в своей книге "Алхимия слова". Отрывок из этой книги о писательских привычках - вредных и не очень -  я выкладывал в своем блоге раньше...

Всем мира и доброго здоровья,

ваш Алексей Надэмлинский


Комментариев нет:

Отправить комментарий