(продолжение)
В начале XVII столетия основным
центром развития живописи во Франции
был не Париж, её столица, а восточная
провинция Лотарингия и её главный город
Нанси.
Когда было создано большинство произведений живописца из Лотарингии Жоржа де Латура, неизвестно. Долгое время мастер был забыт, и только в начале XX в. его открыли заново. В его творчестве можно выделить два важных направления: жанровые сцены и картины на религиозные сюжеты.
Жанровые сцены Латура — живописные варианты одной и той же темы: молодой, богато одетый человек становится жертвой бродячих гадалок или карточных шулеров. В XVII в. этот сюжет впервые появился в творчестве итальянского художника Микеланджело да Караваджо, а позднее обрёл популярность во всей Европе. В картине «Шулер» (1630—1б40 гг.) Латур использовал художественный приём Караваджо — противопоставление тёмного пространства и потока яркого света. Фигуры героев, детали их одежды и скупой интерьер выписаны тщательно и немного суховато. Действие построено на молчаливой игре взглядов персонажей, внутреннем диалоге, который превращает заурядное событие в мистическое и таинственное. В картине немало деталей со скрытой символикой. Например, распустившаяся шнуровка в одежде шулера, перья на шляпах — символы разгульной жизни, крупный жемчуг на шее женщины — средневековый символ супружеской измены. У юноши, которого обманывает шулер, шнуровка затянута, но пышные перья на шляпе означают его склонность к распущенности.
Картины
Латура на религиозные темы весьма
разнообразны по содержанию. Мастер
обращался как к текстам Ветхого и Нового
Заветов, так и к апокрифам. В апокрифической
литературе художника интересовали,
прежде всего, эпизоды детства Богоматери
и Христа. Такие картины на первый взгляд
просты и незатейливы: мальчик-Христос
держит свечу над склонившимся к работе
Иосифом («Иосиф-плотник»); юная Мария
стоит со свечой перед Своей матерью
Анной, читающей Ей книгу («Воспитание
Богоматери»).
Традиции и образы Караваджо
и в целом стиля барокко не прижились на
французской почве. Возможно, поэтому
такие мастера, как Калло
и Латур, не
нашли поддержки в современном им
искусстве — нарождавшийся классицизм
предлагал свои ценности и художественные
законы.
(окончание следует)
Мои
последние авторские статьи
Комментариев нет:
Отправить комментарий