(продолжение)
Фердинанд
Виктор Эжен Делакруа (фр. Ferdinand Victor Eugène
Delacroix; 26 апреля 1798 года — 13 августа 1863
года) — французский живописец и график.
Глава французского романтизма.
Эжен
Делакруа родился в пригороде Парижа 26
апреля 1798 года. Официально его отцом
считался Шарль Делакруа, чиновник
среднего ранга, однако ходили упорные
слухи, что в действительности Эжен был
незаконнорожденным сыном всесильного
Шарля Талейрана, наполеоновского
министра иностранных дел, а впоследствии
главы французской делегации на
историческом Венском конгрессе 1814—1815
гг. Как бы там ни было, но мальчишка рос
сущим сорванцом. Друг детства художника,
Александр Дюма, вспоминал, что « к трём
годам Эжен уже вешался, горел, тонул и
травился» . К этой фразе требуется
добавить. Эжен едва не «повесился»,
нечаянно обматав вокруг шеи мешок, из
которого кормили лошадей овсом; «горел»,
когда над его детской кроваткой вспыхнула
противомоскитная сетка; «тонул» во
время купиния в Бордо; «травился»,
наглотавшись краски-медянки.
Более
спокойным оказались годы учёбы в лицее,
где мальчик проявил большие способности
в словесности и живописи и даже получал
призы за рисунок и знание классической
литературы. Художественные наклонности
Эжен мог унаследовать от своей матери,
Виктории, происходившей из семьи
знаменитых краснодеревщиков, но настоящая
страсть к живописи зародилась в нем в
Нормандии — там он обычно сопровождал
дядю, когда тот отправлялся, чтобы
рисовать с натуры.
Делакруа
рано пришлось задуматься о своей
дальнейшей судьбе. Его родители умерли,
когда он был совсем юным: Шарль — в
1805-м, а Виктория — в 1814 году. Эжена после
этого отправили к сестре. Но она вскоре
попала в труднейшее финансовое положение.
В 1815 году юноша оказался предоставлен
сам себе; ему нужно было решать, как жить
дальше. И он сделал выбор, поступив в
мастерскую известного классициста
Пьер, Нарсиса Герена (1774—1833). В 1816 году
Делакруа стал учеником Школы изящных
искусств, где преподавал Герен. Здесь
царствовал академизм, и Эжен без устали
писал гипсовые слепки и обнаженных
натурщиков. Эти уроки помогли художнику
в совершенстве освоить технику рисунка.
Но настоящими университетами для
Делакруа стали Лувр и общение с молодыми
живописцами Теодором Жерико и в Лувре
он очаровался работами старых мастеров.
В то время там можно было увидеть немало
полотен, захваченных во время Наполеоновских
войн и ещё не возвращенных их владельцам.
Больше всего начинающего художника
привлекали великие колористы — Рубенс,
Веронезе и Тициан. Бонингстоун, в свою
очередь, познакомил Делакруа с английской
акварелью и творчеством Шекспира и
Байрона. Но самое большое влияние оказал
на Делакруа Теодор Жерико.
В
1818 году Жерико работалал над картиной
«Плот Медузы», положившей начало
французскому романтизму. Делакруа,
позировавший своему другу, стал свидетелем
рождения композиции, ломающей все
привычные представления о живописи.
Позже Делакруа вспоминал, что увидев
законченную куртину, он «в восторге
бросился бежать, как сумасшедший, и не
мог остановиться до самого дома».
Первой
картиной Делакруа стала — «Ладьи Данте»
(1822), выставленной им в Салоне. Впрочем,
особого шума (подобного хотя бы тому
фурору, что произвел «Плот» Жерико) она
не вызвала. Настоящий успех постиг
Делакруа через два года, когда в 1824 году,
он показал в Салоне свою «Резню на
Хиосе», описывающую ужасы недавней
войны Греции за независимость. Бодлер
назвал это полотно «жутким гимном року
и страданию». Многие критики также
обвинили Делакруа в чрезмерном
натурализме. Тем не менее, главная цель
была достигнута: молодой художник заявил
о себе.
Следующая
работа, выставленная в Салоне, называлась
«Смерть Сарданапала», он словно намеренно
злил свох хулителей, почти смакуя
жестокость и не чураясь определенной
сексуальности. Сюжет картины, Делакруа
позаимствовал у Байрона. «Движение
передано прекрасно, — писал один из
критиков об его другой похожей работе,
— но эта картина буквально кричит,
грозит и богухульствует». Последнюю
большую картину, которую можно отнести
к первому периоду творчества Делакруа,
художник посвятил современности.
В
июле 1830 Париж восстал против монархии
Бурбонов. Делакруа симпатизировал
восставшим, и это нашло отражение в его
«Свободе, ведущей народ» (у нас это
произведение известно, также под
названием «Свобода на баррикадах»).
Выставленное в Салоне 1831года, полотно
вызвало бурное одобрение публики. Новое
правительство купило картину, но при
этом немедленно распорядилось снять
ее, слишком уж опасным казался ее пафос.
Фрески
Делакруа на западной стене. К этому
времени роль бунтовщика, похоже, Делакруа
надоела. Стали очевидны поиски нового
стиля. В 1832 году художника включили в
состав официальной дипломатической
миссии, направленной с визитом в Марокко.
Отправляясь в это путешествие, Делакруа
и подумать не мог, насколько сильно
повлияет поездка на все его дальнейшее
творчество. Африканский мир, который
он видел в фантазиях цветистым, шумным
и праздничным, предстал перед его глазами
тихим, патриархальным, погруженным в
свои домашнние заботы, печали и радости.
Это был затерянный во времени дрвений
мир, напоминавший Грецию. В Марокко
Делакруа сделал сотни набросков, а в
дальнейшем впечатления, полученные в
этом путешествии, служили ему неисчерпаемым
источником вдохновления. По возвращению
во Францию его положение упрочилось.
Последовали официальные заказы. Первой
монументальной работой такого рода
стали росписи, выполненные в Бурбонском
дворце (1833—1847). После этого Делакруа
работал над украшением Люксембургского
дворца (1840—1847) и росписью потолков в
Лувре (1850—1851). Двенадцать лет он посвятил
созданию фресок для церкви Сен-Сельпис
(1849—1861).
К
работе над фресками художник относился
с огромным энтузиазмом. «Мое сердце,-
писал он, — всегда начинает учащенно
биться, когда я остаюсь лицом к лицу с
громной стеной, ожидающей прикосновения
моей кисти». С возрастом продуктивность
Делакруа снижалась. В 1835 году у него
обнаружилась серьезная болезнь горла,
которая то утихала, то обостряясь, в
конце концов и свела его в могилу.
Делакруа не чурался общественной жизни,
постоянно посещая различные собрания,
приемы и знаменитые салоны Парижа. Его
появление ждали — художник неизменно
блистал острым умом и отличался
элегантностью костюма и манер. При этом
его частная жизнь оставалась скрытой
от посторонних глаз. Долгие годы
продолжалась связь с баронессой Жозефиной
де Форже но их роман не увенчался
свадьбой.
В
1850-е годы его признание стало неоспоримым.
В 1851 году художника избрали в городской
совет Парижа, в 1855-м наградили орденом
Почетного легиона. В том же году была
организована персональная выставка
Делакруа — в рамках Всемириной парижской
выставки. Сам художник немало огорочался,
видя, что публика больше знает его по
старым работам, и лишь они вызывают ее
неизменный интерес. Последняя картина
Делакруа, выставленная в Салоне 1859 года,
и законченные в 1861 фрески для церкви
Сен-Сюльпис остались практически
незамеченными.
Это
охлаждение омрачило закат Делакруа,
тихо и незаметно скончавшегося от
рецидива болезни горла, в своем парижском
доме 13 августа 1863 года в возрасте 65 лет.
Мои
последние авторские статьи
Комментариев нет:
Отправить комментарий