Иванов Сергей Васильевич
(1864-1910)
Художественное образование С. В. Иванов получил в МУЖВЗ (1878-82), где учился у И. М. Прянишникова, и в Петербургской АХ (1882-84). Член ТПХВ (с 1899), С. Иванов принадлежит ко второму поколению художников-передвижников, существенно обновивших изобразительный язык представителей старшего поколения.
Первая картина - "В дороге. Смерть переселенца" (1889), принесшая ему славу, - образными средствами еще была близка раннему творчеству передвижников повествовательностью мотива, подробно прописанными деталями, но взгляд на происходящее выражен уже по-новому.
Трагический финал - смерть кормильца, одиночество осиротевшей семьи - подчеркивается пустынным пейзажем выжженной степи. Нелепо торчащие вверх оглобли повозки усиливают впечатление безысходности произошедшего. В произведении активнее использованы художественные средства композиции, поэтический подтекст играет большую роль, нежели у реалистов старшего поколения.
Именно в поисках обновления живописного языка С. Иванов участвовал в создании СРХ. Для этого объединения стали характерны декоративное обобщение силуэтов, многообразное использование освещения, выявление законов пленэра. С 1900 г. в искусстве С. Иванова все отчетливее проявляются черты импрессионизма. Трепетная изменчивость потоков света выделяет главные объекты композиций. Лаконичными выразительными средствами художник пытается достичь наиболее емкой передачи замысла.
В 1905 г. появляется его картина "Расстрел", поразившая современников пронзительно отчаянным звучанием протеста. На опустевшей после казни площади остался лежать лицом в землю расстрелянный; вдали высятся мрачные силуэты домов и чуть намечены фигуры уходящих жандармов. Такой сжатости повествования и силы выразительности в передаче мотива из современной истории не достигал никто из предшественников живописца.
Лаконично-заостренная трактовка образов намечается в творчестве С. Иванова еще раньше, с 1890-х гг., в картинах на исторические темы: "Смута" (1897), "Приезд иностранцев в Москву XVII столетия" (1901), "Царь. XVI век" (1902), ""Едут!" Карательный отряд" (1905-09). В них художник по-новому взглянул на историческое прошлое родины, изображая не героические моменты событий, а сцены быта из древнерусской жизни. Некоторые образы написаны с оттенком иронии, гротеска.
Большое место в композициях отводилось ретроспективному пейзажу. Жизнь народа и черты национального характера, их связь с грядущими судьбами России - такова смысловая основа исторических картин С. Иванова.
До конца жизни художник оставался реалистом. Серьезно изучая живую натуру, он свободно, поэтически переосмыслял ее, привнося в нее свое понимание красоты национального быта. Творчество С. Иванова отражает характерные поиски искусства конца XIX - начала XX в.
Популярное
в моем блоге в
июне
2017 года
О «страшном» никотиновым передозе. 22 сентября 2014 г.
УЛЫБНИСЬ И МИР СТАНЕТ ЯРЧЕ. 13 июня 2017 г.
Читатель - издатель — писатель. 24 июня 2017 г.
Немного демотиваторов. 12 июня 2017 г.
Позитивные животные. 1 июня 2017 г.
Замки и дворцы. 11 июня 2017 г.
Artworks by Serge Zhukov. 24 июня 2017 г.
Херлуф Бидструп. 11 июня 2017 г.
Artistic Animal. 23 июня 2017 г.
Популярное
из моей коллекции
анекдотов
в июне 2017
года
Комментариев нет:
Отправить комментарий