Алексей Надэмлинский
Е-mail:
an61@ukr.net
Карл
Май, Виннету и СССР
Не так давно щелкал
пультом телевизора в надежде найти
что-то достойное внимания.
Задержался на каком-то
вестерне, который шел то ли по сорок
восьмому, то ли по шестьдесят пятому
каналу.
Тут как раз в комнату
вошла моя жена. Бросила взгляд на
телевизор. И заметила:
- Как я в детстве любила
эти фильмы... про Виннету и Чингачгука.
Вот мне и вспомнилось
мое детство.
…Шестидесятые —
семидесятые годы прошлого века не
баловали детей разнообразием развлечений.
Два телевизионных канала (дай Бог, что
бы по ним хотя бы раз в сутки что-то
«смотрибельное» показывали), книги (дай
Бог что-то «читабельное» раздобыть)...
Подозреваю, что массовость занятий
спортом в то время в большей степени
было обусловлено дефицитом развлечений.
По-настоящему массовым
развлечением было кино. Кинотеатров
было много. Цена билета от 10 до 50 копеек.
Репертуар обновлялся достаточно часто.
Правда, американских вестернов мы не
видели. Наши родители с какой-то тоской
вспоминали «Великолепную семерку». Как
я понимаю, на ней знакомство советских
людей с американскими вестернами и
закончились. Мы на это поезд опаздали.
Зато у нас были две
группы немецких вестернов — про
Чингачгука и Виннету.
Главным индейцем СССР
был, конечно, Чингачгук. Он же в миру
югославский актер Гойко Митич, которого
советский зритель сразу же переименовал
в Митю Гайкина. Тут было что-то домашнее
— киностудия ДЕФА была из ГДР — «нашей»
социалистической Германии.
Другое дело — Виннету.
Это был продукт Западной Германии.
Но если Чингачгук имел
своего вполне конкретного литературного
отца — Фенимора Купера, то имя Карла
Мая нам не говорило ровным счетом ничего.
То, что Карл Май написал
книг не меньше, чем Фенимор Купер я узнал
случайно. Мне попал в руки западногерманский
каталог «Neckermann» (тоже большая редкость
в нашей тогдашней стране — их привозили
моряки и продавали по цене 25 — 50 рублей
за штуку. Советские модницы использовали
его как журнал мод). Так вот — в этом
каталоге вполне спокойно предлагался
комплект из 12 книг про Виннету.
...Загадка Карла Мая
открылась мне случайно. Я был в гостях
у одного книголюба и увидел у него на
полке книгу этого писателя. Издана она
была то ли в двадцатых, то ли тридцатых
годах. На просьбу взять прочитать книгу,
хозяин то ли возмутился, то ли удивился:
- Это же Карл Май! Он
после войны вообще не переиздавался.
По сути дела это был
отказ. Я спросил:
- А чего он не переиздавался?
- Дело в том, что его
книги любил то ли Гесс, то ли Гитлер...
...Чудовищность такого
запрета в то время у меня не вызвало
недоумения. Хотя, если выстроить логику
этого запрета, то тогда нужно продолжать
ее и дальше. Запретить, скажем, пивные
— Гитлер, помнится, пивной путч в Мюнхене
пытался организовать. Можно и вообще
запрет на живопись ввести — Геринг и
Гитлер, как мне помнится, собирали
полотна старых живописцев.
Но вокруг Карла Мая
молчание продолжалось вплоть до 1991
года, то есть до конца существования
СССР.
Единственная книга, в
которой упоминался этот писатель была
книга немецкого психиатра Карла Леонгарда
«Акцентуированные личности». Но в этой
монографии Карл Май рассматривался как
объект психиатрии. Дескать, человек сам
так поверил в свои фантазии, что перестал
отличать их от действительности.
Мне же кажется, что
объектом изучения психиатрии должны
были быть и те, кто придумывал подобные
запреты на книги. Запрет на книгу
характеризует не столько автора и его
книгу, сколько ту власть, которая этот
запрет устанавливает.
1 июня 2014 года
Алексей Надэмлинский
Е-mail:
an61@ukr.net
Топ
анекдотов из моей коллекции за апрель-май
2014 года
Комментариев нет:
Отправить комментарий