(окончание)
Кипренский
Орест Адамович
(13 марта 1782 - 5 октября
1836)
Выдающийся
русский художник-портретист.
Был внебрачным сыном крепостной крестьянки, детство провёл в крепостной семье. Получил вольную и был определён в воспитательное училище при петербургской академии художеств. В Академии К. учился 15 лет и по окончании (в 1803) состоял при ней 6 лет пенсионером.
Уже в эти годы К. проявил блестящий талант рисовальщика, достигая в своих натурных и композиционных рисунках большой свободы, экспрессии и эмоциональной выразительности.
В
1805 К. была исполнена картина "Дмитрий
Донской на Куликовом поле", в которой
отразились патриотические настроения
передовой дворянской интеллигенции.
За эту картину художник получил золотую
медаль 1-й степени.
Но
подлинное призвание К. сказалось в
первом же написанном им портрете А. К.
Швальбе (1804), выделявшемся выразительной,
энергичной характеристикой и высоким
живописным мастерством. В 1804 исполнены
портреты А. Р. Томилова, Е. П. Корсакова,
И. В. Кусова, в которых при известной
парадности проявилась уже характерная
для К. человечность образа.
С 1809
К. работал в Москве и Твери. К этому
времени откосятся портреты Ев. Давыдова,
К. П. Ростопчиной, Ф. В. Ростопчина (1809),
мальчика Челищева, автопортрет , портреты
Н. С. Мосолова и И. А. Гагарина (1811). Правдиво
передавая индивидуальные черты моделей,
К. сумел воплотить в своих лучших
портретах большое общественное
содержание, показать человеческое
достоинство и глубину духовной культуры
изображаемых людей: за их внешним
спокойствием всегда ощущаются живые
человеческие чувства.
Вернувшись
в 1812 в Петербург, он приступил к созданию
серии карандашных портретов участников
Отечественной войны: среди них были
герой Березины К. И. Чаплиц, братья
А. П. и М. П. Ланские, ополченцы А. Р. Томилов
и П. А. Оленин (1813), поэт К. Н. Батюшков
(1815) и др.
В 1814-16 исполнены портреты Д. Н. Хвостовой, В. С. Хвостова , поэта В. А. Жуковского и др., принадлежащие к замечательным созданиям художника, приобретшего уже широкую известность.
В 1814-16 исполнены портреты Д. Н. Хвостовой, В. С. Хвостова , поэта В. А. Жуковского и др., принадлежащие к замечательным созданиям художника, приобретшего уже широкую известность.
В
1816 К. уехал в Италию для изучения живописи
старых мастеров. Его слава распространилась
далеко за пределы России. В 1819 флорентийская
Академия художеств заказала К. автопортрет
для галереи Уффици.
Продолжая работать в эти годы над портретами (К. М. Голицина, ок. 1819, Е. С. Авдулиной, 1822), художник обращался к аллегорическим и античным темам (эскизы и картон "Аполлон, поражающий Пифона", картина "Анакреноова гробница", 1820). Черты условности и отвлечённости проявилась в картинах "Молодой садовник" (1817) и "Девочка в маковом венце" (1819).
Продолжая работать в эти годы над портретами (К. М. Голицина, ок. 1819, Е. С. Авдулиной, 1822), художник обращался к аллегорическим и античным темам (эскизы и картон "Аполлон, поражающий Пифона", картина "Анакреноова гробница", 1820). Черты условности и отвлечённости проявилась в картинах "Молодой садовник" (1817) и "Девочка в маковом венце" (1819).
Возвратившись на родину в 1823, к. создал яркие реалистичные портреты: декабриста И. А. Анненкова (1823), Н. П. Трубецкого (1826), Е. А. Телешовой, автопортрет (1828) и др. . Особое значение имеет портрет А. С. Пушкина (1827), вдохновенно передающий облик гениального поэта, его "дум высокое стремление".
Наступившая
после разгрома декабристов николаевская
реакция заставила художника вновь
уехать в 1828 в Италию, где он умер.
Последние годы его жизни полны творческих метаний: он исполнил поверхностную сентиментальную картину "Мальчик - ладзароне" (1831), пышный и внешне эффектный портрет М. А. Потоцкой и С. А Шуваловой. Наиболее значительные произведения последних лет - картина "Читатели газет в Неаполе" (1831), навеянная национально-освободительным движением в Польше, и портрет скульптора Б. Торвальдсена (1833).
Основные произведения К. хранятся в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Последние годы его жизни полны творческих метаний: он исполнил поверхностную сентиментальную картину "Мальчик - ладзароне" (1831), пышный и внешне эффектный портрет М. А. Потоцкой и С. А Шуваловой. Наиболее значительные произведения последних лет - картина "Читатели газет в Неаполе" (1831), навеянная национально-освободительным движением в Польше, и портрет скульптора Б. Торвальдсена (1833).
Основные произведения К. хранятся в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Мои
последние авторские статьи
Комментариев нет:
Отправить комментарий