Антуан Жан
Гро (барон Gros, 16.03.1777 г., Париж – 26.06.1835
г., Париж) - французский живописец,
знаменитейший из учеников Давида.
Сын художника-миниатюриста. Учился в Париже у Жака Луи Давида(с 1785 года) и в Королевской академии живописи и скульптуры (1787 г.). В 1794 году получил первоклассную медаль на конкурсе Парижской академии изящных искусств и отправился в Италию с целью усовершенствоваться в живописи. В 1793-1801 годах работал в Италии.
Сын художника-миниатюриста. Учился в Париже у Жака Луи Давида(с 1785 года) и в Королевской академии живописи и скульптуры (1787 г.). В 1794 году получил первоклассную медаль на конкурсе Парижской академии изящных искусств и отправился в Италию с целью усовершенствоваться в живописи. В 1793-1801 годах работал в Италии.
Будучи принужден поступить на военную службу, он попал в армию генерала Бонапарта и вскоре достиг офицерского чина. Супруга полководца, Жозефина, находясь в Генуе, обратила внимание на портреты работы молодого офицера и повезла его в Милан, чтобы он написал портрет Наполеона. Там был им исполнен прекрасный эскиз, изображающий главнокомандующего итальянской армии на Аркольском мосту. В награду за этот эскиз Гро был назначен членом комиссии для собирания в побежденных городах произведений искусства для Луврского музея. Духом патетической героики овеяны изображения Наполеона в ранних работах Гро и ряд его батальных картин ("Битва при Назарете", 1801 г., Музей изящных искусств, Нант; "Наполеон в госпитале чумных в Яффе", 1803-1804 гг., "Битва при Эйлау", 1808 г., - обе в Лувре, Париж), которые поражали современников жизненной выразительностью. Яркую патетику вносил Гро и в парадный портрет ("Полковник Ф. Фурнье-Сарловез", 1812 г., Лувр). Эти работы вели к разрушению канонов классицизма и оказали влияние на романтиков Теодора Жерико и Эжена Делакруа. Однако положение официального живописца Наполеона I толкало Гро на путь ложного пафоса, льстивой идеализации и беспринципности.
После неудач французской армии в Италии в 1799 году Гро возвратился во Францию. Первою его исторической картиной была "Чума в Яффе" - картина, возбудившая всеобщее внимание. Вслед затем им были написаны: "Абукирское сражение", "Сражение при Эцлау", "Взятие Мадрида", "Пирамиды", "Ваграм". В 1812 году император поручил Гро написать в куполе Пантеона колоссальный плафон с фигурами Хлодвига, Карла Великого, святого Людовика и самого Наполеона. Возвращение династии Бурбонов, которая была забыта в проекте этого плафона, изменило его. Художнику было приказано заменить фигуру Наполеона фигурой Людовика XVIII.
Работа
была окончена только в 1825 году. За эту
работу Гро получил 100000 франков и титул
барона. Плафон Пантеона останется
навсегда произведением, выходящим из
ряда обыкновенных по грандиозности
композиции, замечательной правильности
рисунка и прекрасному колориту. В годы
Реставрации он перешёл к восхвалению
Бурбонов. Писал также картины на античные
и средневековые сюжеты.
Гро был по преимуществу живописец империи и ее величия, которое и прославлял с необыкновенным талантом в картинах, блестящих по композиции и драматизму, но страдающих несколько ходульным, театральным пафосом, свойственным школе Давида. Позднейшие произведения Гро свидетельствуют об упадке его таланта. Он не понимал романтической школы, которая начинала тогда поднимать голову, и не мог примириться с ней. Потерпев в салонах 1831 и 1833 годов сильное поражение, он попробовал еще раз бороться и выставил в Салоне 1835 года картину "Геркулес и Диомед", но также безуспешно. Увидев себя окончательно побежденным новой школой, он закрыл свою мастерскую, говоря: "Я не знаю ничего ужаснее, как пережить себя", и вскоре затем окончил свою жизнь самоубийством.
Кроме вышеупомянутых картин Гро, следует указать еще на следующие его произведения: "Свидание Наполеона с императором австрийским в Моравии", "Франциск I и Карл V перед королевскими гробницами в соборе Сен-Дени", "Сафо", "Карл Х в Реймском лагере". Из написанных им портретов особенно замечательны: генерала Лассаля, императрицы Жозефины, Людовика XVIII, Карла Х, Шапталя. Он несомненно оказал огромное влияние на французскую живопись последующего периода, и едва ли кто-либо другой из художников Франции имел стольких, как он, учеников.
Популярное
в моем блоге в
феврале
2017 года
О «страшном» никотиновым передозе. 22 сентября 2014 г.
Объявления в маршрутках. 18 февраля 2017 г.
Валерий Смирнов. Одесский язык. 9 февраля 2013 г.
Галерея фантастической живописи XX века. JEAN PAULAVISSE. 9 февраля 2017 г.
Обои для Рабочего стола: природа, животные и пейзажи. 9 февраля 2017 г.
Пейзажи, животные и немного цветов для обоев… 2 февраля 2017 г.
Художник-карикатурист Херлуф Бидструп. 7 февраля 2017 г.
Художник-иллюстратор Наталья Логванова. 31 января 2017 г.
Васильев Федор Александрович. 18 февраля 2017 г.
Попугаи и другие. 8 февраля 2017 г.
Популярное
из моей коллекции
анекдотов
в феврале 2017
года
Комментариев нет:
Отправить комментарий