Страницы

О моих учителях

Мне интересно многое: живопись, современный арт, старые фотографии и много еще чего.

Если же кого-то интересует моя особа и мое творчество, то советую воспользоваться навигацией (та, что на строку выше). Там я в какой-то мере систематизировал личную информацию.

пятница, 3 ноября 2023 г.

И снова о чтении


 

(с) Алексей Надэмлинский

 an61@ukr.net 

    Мне часто приходится слышать одно и то же утверждение: люди сейчас стали меньше читать.

    Поскольку последние как минимум 26 лет я профессионально занимаюсь писательской деятельностью, а пять лет непосредственно работаю в сети детских библиотек, то мне хотелось бы высказаться по этому вопросу.

    Утверждение это не вполне корректно. С развитием Интернета люди стали читать (и писать!) гораздо больше. Сеть изменила человечество. Общение вышло на иной уровень. Интернет убил традиционные СМИ. Газеты и журналы превратились в убыточные предприятия. Интернет значительно потеснил даже ТВ. Но это не имеет прямого отношения к нашему вопросу.

    Погоду, новости и много еще чего мы узнаем из Сети. Скажу больше - энциклопедии тоже нынче утратили свое значение. Проще, быстрей и удобней спросить у Гугла, чем таскать множество томов и листать их, в поисках информации.

    Следовательно фраза: "люди сейчас стали меньше читать" звучать должна несколько иначе. А именно - "люди сейчас стали меньше читать книги".

    Тут есть два момента. 

 

    Первый - а много ли людей читало во времена, скажем, СССР, который позиционировал себя "самой читающей страной"? Замечу, что это утверждение было не более, чем пропагандой, фейком, выражаясь современным языком.

    Если учесть, что 30 лет я прожил при СССР, то могу оценить это с точки зрения очевидца. В школе я учился с 1968 по 1978 год. К четвертому классу из моих одноклассников человека три-четыре читало по слогам. Осознайте - 10 процентов учеников четвертого класса практически не умело читать! Какое уж тут чтение книг?

    К 10 классу у нас было в классе два человека, которые не читали книг даже по школьной программе!

    Реально книги не по школьной программе читало не больше 30 процентов.

    За 25 последних лет (сужу по одноклассникам моих дочерей) чтение книг осталось примерно на том же уровне. С грамотностью, надо сказать, дело улучшилось. К окончанию начальной школы все ученики читали достаточно быстро. То есть обучение чтению сделало значительный шаг вперед.

    Кстати, наблюдения за результатами посещения классами библиотек также подтверждает эти цифры – постоянными пользователями библиотек становится не более тех же 30 процентов. (Тут я имею в виду тех пользователей, которые берут книги не по школьной программе и пресловутым “Списком чтения на лето”).

    Естественно, что мои наблюдения не претендуют на какую-то научность и погрешность этих этих цифр может иметь достаточно большие колебания. И все же...

    Другой момент - сама книга эволюционировала. Она перешла в электронный формат. Бумажная книга становится чем-то вроде знака качества для писателя и знака престижности и в какой-то мере материального благополучия для читателя - обладателя книги.

    Впрочем, об эволюции самой книги я уже как-то давно писал. (переход по ссылке)


(с) Алексей Надэмлинский

 an61@ukr.net 

 

 

Мои последние авторские статьи, статьи обо мне и статьи моих друзей
 
 
 
 
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий