Якопо Амигони (1682-1752)
Итальянский
живописец, рисовальщик, гравер. Вопрос
о том, является ли он уроженцем Венеции
или Неаполя, остается спорным: первый
биограф художника А. Лонги в своем труде
Compendio (1762) называет его венецианцем, но
итальянский ученый Дж. Фьокки опубликовал
в 1935 найденные им записи в книге о
получении Амигони звания кавалера и
ордена Калатрава (1750), где он назван
неаполитанцем. Учился в Венеции у А.
Балестры, а затем у А. Беллуччи из Тревизо,
возможно, помогая ему в 1705—1711 в работах
для замка Бенсберг в Дюссельдорфе.
Влияние А. Беллуччи проявилось в ранних
картинах Амигони Моисей, получающий
корону и Моисей с дочерью фараона (обе
— Базель, частное собрание). В Дюссельдорфе,
по-видимому, познакомился с произведениями
Дж. А. Пеллегрини; побывав в Риме, усвоил
некоторые приемы живописи Ф.
Солимены
и Луки
Джордано.
Вероятно, до отъезда в Мюнхен в 1717 работал
при дворе Иосифа I в Вене. В 1717—1729 исполнил
много росписей и станковых произведений,
находясь на службе при баварском дворе:
росписи замков Шлейсхейм (1725—1728),
Нимфенберг (1717—1723) в Мюнхене; аббатства
Оттобойрен (1719), замка Лихтенберг и
дворца Прейсинг в Мюнхене (не сохранились).
С 1729 по 1739 жил в Англии, где имел большой
успех; в 1736 посетил Париж, в 1739 возвратился
в Венецию, побывал в Неаполе, Риме, в
1747—1752 находился при дворе Бурбонов в
Мадриде и в Венеции. В Мадриде получил
от Фердинанда VI звание "первый
живописец короля" (на этом посту его
сменил А. Р. Менгс), его семье была
назначена особая пенсия и даровано
право посещения королевских апартаментов.
Последние годы работал преимущественно
в Венеции, создавал алтарные образы для
церквей в Прато, Эсте, Венеции. О позднем
творчестве Амигони сохранилось мало
сведений.
В
работе раннего периода — алтарном
образе венецианской церкви Сан Стае
Св. Андрей и св. Екатерина — экспрессивная
барочная композиция напоминает
произведения Антонио Балестры, а светлая
радостная колористическая гамма восходит
к традиции Дж. А. Пеллегрини, тоже
любившего сочетания белого, розового,
зеленого, голубого цветов. В аркадийской
манере венецианских "виртуозов"
исполнены и работы для баварских дворцов
и вилл — четыре десюдепорта для замка
Нимфенберг с фигурками путти,
олицетворяющими стихии огня, воды,
воздуха и земли; Диана и Каллисто (Берлин,
Нац. галерея), Вакх и Ариадна (частное
собрание). Историческое полотно Император
Макс Эммануил получает письмо от
турецкого посла (Мюнхен, галерея замка
Шлейсхейм) свидетельствует об отсутствии
у Амигони склонности к подобным
торжественным композициям.
Во
время пребывания в Англии Амигони начал
писать портреты на фоне пейзажа (одним
из первых в Италии, наряду с С. и М. Риччи),
а также маленькие картинки с изображением
членов семейств в домашней обстановке
или в парке в манере английских мастеров
(Гораций Уолпол и его семья, 1730, Норфлок,
Волтерн Холл). В Англии они получили
название "conversation pieces" ("сцены
собеседования"), в Италии —
"conversazioni".
В
страну туманного Альбиона Якопо Амигони
приехал вместе со своим другом —
известным певцом итальянской оперы
Карло Броски (1705—1782), прозванным "кастрат
Фаринелли". Неаполитанец по происхождению
(он был родом из селения Андрия в Апулии),
Фаринелли обладал красивым сопрано,
был женат на комической актрисе Марии
Антонии Маркезини (она изображена на
портрете кисти Амигони Фаринелли со
своими друзьями, Мельбурн, Нац. галерея).
Знакомство художника и Фаринелли
произошло в Баварии в 1728. Амигони создал
еще несколько портретов певца (Бухарест,
Музей изобразительных искусств; Штутгарт,
Гос. художественная галерея; Стокгольм,
Нац. галерея; Рим, Музей Рима). На портрете
из собрания Музея в Бухаресте Фаринелли
изображен в окружении аллегорической
фигуры Славы и музы лирического пения
Евтерпы, которая венчает его. На полотне
из Штутгарта — на фоне пейзажа с морским
заливом вдали, сидящим за партитурой.
Картина была написана в Мадриде, о чем
свидетельствует орден Калатравы на его
камзоле. С великолепным мастерством
выписаны пушистые кроны деревьев, белое
тонкое кружево рубашки музыканта. Мягкая
палитра Амигони словно вторит внутренней
грации созданного им изображения. В эти
годы Фаринелли возглавлял придворную
оперу Фердинанда VI, занимался постановкой
опер-сериа во дворцах Мадрида и Аранхуэсе.
Он был известен в музыкальных кругах,
дружил с Метастазио, в Болонье его
посещал Моцарт.
В
Англии Амигони был близок кругу музыкантов
и актеров, сохранились его рисунки к
опере Генделя Аталанта, поставленной
по случаю бракосочетания принца
Уэльского. Некоторые полотна Амигони
на мифологические сюжеты (Смерть Леандра,
Падуя, частное собрание; Персей,
освобождающий Андромеду, Массачусетс,
Веллесли-колледж; Юнона и Меркурий,
частное собрание) связаны с постановками
мелодрам в театре "Линкольн ин Филдс",
возможно, на них запечатлены сцены из
ставившихся балетных пантомим. В Лондоне
было написано полотно Дебютантка
(частное собрание), на котором, по-видимому,
изображена молодая актриса, стоящая с
веером в руке у столика. Светлая
колористическая гамма портрета напоминает
палитру мастеров рококо. По возвращении
из Англии Амигони написал картину
Великодушие Сципиона (1739, Турин,
Королевский дворец) для туринского
двора; для аббатства Монтекассино в
окрестностях Неаполя — Портрет семейства
Фердинанда IV (Неаполь, Нац. музей и
галереи Каподимонте), созданный в духе
"сцен собеседования". Амигони мало
интересовал характер портретируемых
(Портрет инфанты Марии Терезы, Мадрид,
Прадо; Королева Мария Каролина, 1735,
Лондон, Нац. портретная галерея).
Произведения художника отличаются
яркостью красок и изяществом композиции,
характерными для живописи венецианского
сеттеченто. Для аббатства в Монтекассино
Амигони исполнил в 1740-е два полотна на
сюжеты из истории Карла Великого (не
сохранились и были записаны Ф. де Мура).
Тема театра привлекала Амигони, и в
позднем творчестве для своего друга
Фаринелли, работавшего с 1737 в опере при
испанском дворе, он написал картину
Покинутая Дидона (частное собрание) по
мотивам одноименной оперы Метастазио.
В
1740-е художник создал роспись виллы в
Стра (Суд Париса), алтарные образы собора
в Эсте Казнь св. Теклы (1742), Мадонна с
Младенцем (1739—1747, Порденоне, частное
собрание) и для приходской церкви в
Прато (ок. Равенны) — Мадонна со св.
Доменико и св. Розой из Лимы, Непорочное
зачатие (1739—1747, Порденоне, Гор. музей).
Аркадийский дух рококо и светлая палитра
художника привносят в них чувство
радостного мироощущения, как и в работах
С. Риччи, персонажи переданы в живом
общении; своими розовыми телами фигурки
ангелов и путти напоминают яркие,
разбросанные по холсту цветы.
Якопо
Амигони был одним из последних крупных
"художников-виртуозов" Венеции;
его работы пользовались большой
известностью в Европе еще и благодаря
тому, что многие из них были воспроизведены
в гравюре самим Амигони и такими
талантливыми граверами, как Й. Вагнер
(они познакомились еще в Мюнхене, и затем
Вагнер учился в Риме), Дж. Бартолоцци,
Дж. Вольпато, К. Флиппар.
Мои
последние авторские статьи
Комментариев нет:
Отправить комментарий