Щедрин Семен Федорович
(1745-1804)
Родоначальник русской
пейзажной живописи, первый профессор нового, пейзажного класса в АХ, Сем. Ф.
Щедрин выучил несколько поколений художников. Отработанная им композиционная
схема пейзажа надолго стала образцовой. Его картины воспроизводились в гравюрах
и пользовались большим успехом. Пейзажно-видовые росписи и панно, написанные им
и его учениками, украшали и столичные дворцы, и помещичьи усадьбы.Щедрин был сыном солдата лейб-гвардии Преображенского полка. В 1759 г. поступил в АХ, в 1765 г. получил золотую медаль и уехал пенсионером за границу - сначала в Париж, потом в Рим.
В Париже он копировал и изучал чужие произведения, много писал с натуры - вероятно, под влиянием просветительской идеи искать красоту не только в классических образцах, но и в окружающей действительности.
В Риме Щедрин попал в обстановку нарождающегося классицизма, для которого реальная жизнь нуждалась в значительных "поправках" античностью. Здесь Щедрин задержался сверх срока своего пенсионерства на четыре года.
Вернувшись в Петербург в 1776 г., он стал руководить классом ландшафтной живописи в АХ и, кроме того, при "Кабинете Её Величества" Екатерины II писал виды пригородных дворцов и парков.
С 1780-х гг. Щедрин занимался еще и реставрацией картин в Эрмитаже, а в 1799 г. дополнительно возглавил новый, гравировально-ландшафтный класс в АХ.
Расцвет его творчества приходился на 1790-е гг. Среди его работ наиболее известны серии видов Павловского, Гатчинского и Петергофского парков, виды Каменного острова и декоративные панно для Михайловского дворца в Петербурге. Щедрин запечатлел конкретные виды архитектурных сооружений, но главную роль отводил не им, а окружающей природе, с которой человек и его творения оказываются в гармоническом слиянии. Композиция строится в соответствии с правилами академического классицизма: "кулисы"-деревья - на первом плане (в коричневатых тонах); архитектура среди природы - на втором, центральном (в зеленых тонах); дали, обычно неглубокие, - на третьем (в голубых тонах). Кроны деревьев изображаются в условно-декоративной манере. Виды уютны, уравновешенны, в них есть прелесть открытия нового чувства природы, цельность восприятия, мягкий лиризм.
Однако в сравнении с лучшими западноевропейскими мастерами пейзажа того времени Щедрин выглядит еще робким учеником. Постепенно положение будет меняться, но уже в творчестве его учеников и преемников.
Популярное
в моем блоге в
октябре
2016 года
О «страшном» никотиновым передозе. 22 сентября 2014 г.
Маленькие лошади. 26 октября 2016 г.
Фото животных. 19 октября 2016 г.
Валерий Смирнов. Одесский язык. 9 февраля 2013 г.
Демотиваторы. 17 октября 2016 г.
Художник сюрреалист Daniel Merriam. 25 октября 2016 г.
Галерея фантастической живописи XX века. JULIE BELL. 2 октября 2016 г.
JEFF FAUST. 28 сентября 2016 г.
ШВЕДСКИЙ ХУДОЖНИК CARL LARSSON. 22 октября 2016 г.
Кошки — большие и маленькие. 20 октября 2016 г.
Популярное
из моей коллекции
анекдотов
в октябре 2016
года
Комментариев нет:
Отправить комментарий