Продолжение статьи для начинающих писателей от Натальи Болдыревой. Надеюсь кое-кому из моих читателей она окажется полезной. Первая статья лежит тут.
Ваш Алексей Надэмлинский
Как написать рассказ? Поиск материала
Ярко выраженная конкурсная зависимость целого ряда авторов имеет очень простую причину
- неспособность самостоятельно придумать конфликт произведения. Именно тема конкурса заставляет автора поднять все свои накопленные идеи
и начать рассматривать их в приложении к заданной теме. Именно такой подход может дать интересные столкновения, а главное
- сделать рассказ центростремительным, цельным, подчинить все его элементы единому смысловому ядру.
Как это происходит на практике? На примере рассказа Меч правосудия я опишу полный цикл создания конфликта, а вы сможете сравнить, не идут ли ваши дела сходным же образом.
Задолго до начала конкурса "К оружию!" я хотела написать историю палача и шута, живущих в одной слободке. Представляла себе, как они встречаются, толкуют за жизнь... Впервые этаидея появилась вместе с показавшимся мне занятным фактом: "шут в средние века приравнивался к палачу, ему запрещалось селиться среди добропорядочных горожан". В самом этом факте уже заложено любопытное столкновение, основанное на контрасте - в нем приравниваются диаметрально противоположные профессии. Но собственно конфликт, из которого можно было бы вытянуть полноценный рассказ, появился лишь с объявлением темы конкурса - "право на оружие". Вторая заметка, относящаяся к палаческому делу, гласила: "Германия. Когда палаческий меч отрубал 99 голов, собирались палачи всей страны и торжественно, с обрядами в полнолуние, в полночь хоронили его".
Итак, после объявления темы - право на оружие - идея стала совершенно очевидна. Палач хочет получить свой похороненный меч. Шут должен ему в этом помогать/мешать (опционально). В моих выписках было черным по белому написано: Германия - а конкурсное ограничение "в мире не должно существовать огнестрела" задавало весьма четкие временные рамки.
Про Германию я на тот момент знала непозволительно мало, следовательно - надо было собирать материал.
Материал - великая вещь. Любой текст, написанный на проработанном - действительно проработанном - материале будет всегда выше среднего. Бэк, взятый не с потолка, а из реально существующего культурно-исторического наследия обладает чудовищной инерцией. Это сила самой истории, которая протащит за собой всё что угодно.
Легче всего начать разработку материала с имен - так, для меня, история сразу персонифицируется, становится живой. Ханс Вурст в неметчине - всё равно, что Иван-дурак в России, а Петер Хенкен - это буквально Петер Палач. Реальные, а тем более говорящие имена - это достоверность, которая работает вне зависимости от того, знает ли хоть один читатель значение и происхождение этих имен.
Дальше я пошла собирать материал, отталкиваясь от профессий главных героев.
Материала не бывает много. Другое дело, что использовано его будет - хорошо, если треть.
Когда я писала "Колдуна" я допустила ошибку, пытаясь втиснуть в объем рассказа всё, что я знала к тому моменту о славянском быте и обычаях. А знала я очень много. В итоге на крохотном пространстве событий и деталей получилось через край. Пришлось убирать много лишнего. К "Мечу" я приступала уже помня об этой своей ошибке.
Пусть что-то не войдет.
Зато:
1. будет из чего выбрать,
2. материал поможет выстроить композицию.
Болдырева Наталья
Комментариев нет:
Отправить комментарий