Окончание статьи для начинающих писателей от Натальи Болдыревой. Надеюсь кое-кому из моих читателей она окажется полезной. Первая статья лежит тут.
Ваш Алексей Надэмлинский
Как написать рассказ? Выстраивание композиции
Суммируя предыдущие две части: идей у вас может быть воз и маленькая тележка, но без конфликта
все они ничто.
Материала для рассказа не бывает много. Прорабатывая мир и бэк рассчитывайте, что из всех ваших наработок в конечный текст войдет хорошо, если треть. Поиск материала стоит начать после зарождения конфликта. Потому что материал должен носить не чисто описательную, миропостроительную функцию, он должен работать на конфликт и помогать выстраивать композицию.
Материала для рассказа не бывает много. Прорабатывая мир и бэк рассчитывайте, что из всех ваших наработок в конечный текст войдет хорошо, если треть. Поиск материала стоит начать после зарождения конфликта. Потому что материал должен носить не чисто описательную, миропостроительную функцию, он должен работать на конфликт и помогать выстраивать композицию.
Деталь, не работающая на сюжет - это балласт. Деталь, работающая на сюжет, раскрывающая характер, идею, конфликт - а лучше и то, и другое, и третье - это то, что я называю центростремительностью рассказа. Идеальный текст - это текст, в котором нет ничего случайного, и все до литеры подчинено замыслу автора.
Если вы хоть чуть уже художник, вы знаете, как с помощью детали передать характерные черты героя, атмосферу рассказа и тому подобное. Это хрестоматийное горлышко от разбитой бутылки на плотине - верный штрих, рисующий картину целиком, будь это пейзаж или душевное состояние персонажа.
Но как деталь может выстраивать композицию?
Когда я писала оружейный рассказ, деталей у меня было через край. Я могла выбирать из объема в два-три раза превышавшего объем конечного текста. Мелочи быта, правила этикета, законы того времени, ритуалы, костюмы - шут не случайно лыс, шут лыс достоверно, поскольку именно лысина считалась потешной в средние века. Но лысина эта в рассказе, как и многое другое, деталь проходная. Она создает мощный бэк, историческую достоверность, но нацелена скорее на читателя просвещенного и придирчивого. Читатель средний - представляющий собой большинство - не заметит доброй половины всех этих нюансов. Последние нужны скорее автору.
Среднему же читателю требуется два типа деталей:
1. деталь-символ - нечто узнаваемое, вызывающее целую цепочку ассоциаций, позволяющее легко - и главное
самостоятельно - достроить картинку.
2. и деталь-загадка - то, что ставит вопрос и зовет за собою по тексту.
Автор обязан найти такие детали и грамотно их расставить. Расставить так, чтобы одна тянула за собой другую.
Перчатка, появившаяся на подоконнике палача - это деталь-загадка. Взятая из реального быта и обычаев того времени, она удачно легла в текст, с первых же строк вызвав интерес, создав интригу. Эта перчатка никак не объясняется далее - объяснения были бы избыточны - она сыграла свою функцию и протащила читателя по вводной части текста, бедной на события и конфликты, описывающей быт палача и работу шута.
То же и шрам на шее шута. Зловещая примета, приписывающая палаческому мечу способность чуять будущего преступника, когда тот еще даже не помышляет о преступлении. Примета, запомнившаяся мне еще из немецкой классики. Шрам лишь намекает на нее, вставляя в текст вторую, более сильную интригу - неясные взаимоотношения палача и шута.
Эта же - прекрасная, богатейшая - деталь позволяет сделать в тексте двойную кульминацию. Казнь, по идее долженствующая быть вершиной конфликта - палач вырыл свой похороненный меч - становится обрамлением для решения конфликта настоящего, конфликта чудовищной ошибки, совершенной палачом многие-многие годы назад.
Рассказ, из рассказа о праве на оружие, становится рассказом о праве на прощение. Так удачно найденная деталь придает тексту второй план.
Возвращаясь к первому типу детали - детали-символу - здесь это весь ритуал захоронения меча.
В моей выписке было упоминание о ритуале, с которым хоронили палаческий меч, но я не стала искать его описаний, потому что здесь - да простит меня искушенный читатель - я ориентировалась на то, что проще всего назвать "голивудщиной". Легко узнаваемую картинку, позволяющую читателю самостоятельно завершить образ: алый шелк, перекресток дорог, люди в черных плащах :) я понятия не имею, насколько исторична эта сцена. Но она бесспорно узнаваема.
Ну и в заключение: если вам скажут, что какой-либо конкурс можно выиграть, написав про безногую собачку, ребенка-калеку и обезглавленную старушку.... не верьте :) всё это в Мече правосудия было
:D
Перчатка, появившаяся на подоконнике палача - это деталь-загадка. Взятая из реального быта и обычаев того времени, она удачно легла в текст, с первых же строк вызвав интерес, создав интригу. Эта перчатка никак не объясняется далее - объяснения были бы избыточны - она сыграла свою функцию и протащила читателя по вводной части текста, бедной на события и конфликты, описывающей быт палача и работу шута.
То же и шрам на шее шута. Зловещая примета, приписывающая палаческому мечу способность чуять будущего преступника, когда тот еще даже не помышляет о преступлении. Примета, запомнившаяся мне еще из немецкой классики. Шрам лишь намекает на нее, вставляя в текст вторую, более сильную интригу - неясные взаимоотношения палача и шута.
Эта же - прекрасная, богатейшая - деталь позволяет сделать в тексте двойную кульминацию. Казнь, по идее долженствующая быть вершиной конфликта - палач вырыл свой похороненный меч - становится обрамлением для решения конфликта настоящего, конфликта чудовищной ошибки, совершенной палачом многие-многие годы назад.
Рассказ, из рассказа о праве на оружие, становится рассказом о праве на прощение. Так удачно найденная деталь придает тексту второй план.
Возвращаясь к первому типу детали - детали-символу - здесь это весь ритуал захоронения меча.
В моей выписке было упоминание о ритуале, с которым хоронили палаческий меч, но я не стала искать его описаний, потому что здесь - да простит меня искушенный читатель - я ориентировалась на то, что проще всего назвать "голивудщиной". Легко узнаваемую картинку, позволяющую читателю самостоятельно завершить образ: алый шелк, перекресток дорог, люди в черных плащах :) я понятия не имею, насколько исторична эта сцена. Но она бесспорно узнаваема.
Ну и в заключение: если вам скажут, что какой-либо конкурс можно выиграть, написав про безногую собачку, ребенка-калеку и обезглавленную старушку.... не верьте :) всё это в Мече правосудия было
:D
Болдырева Наталья
Комментариев нет:
Отправить комментарий