Вот нашел статью для начинающих писателей от Натальи Болдыревой. Надеюсь кое-кому из моих читателей она окажется полезной.
Ваш Алексей Надэмлинский
Как написать рассказ? Идея и конфликт
Все вы наверняка еще со школьной скамьи помните, что идея художественного произведения - это главная
мысль о том круге явлений, которые изображены в произведении, и выражается писателем в художественных образах.
Фантастика, как особый род литературы, в которой существенную роль играет необыкновенное и несуществующее, созданное материальными (SF) или сверхъестественными силами (fantasy), отводит идее особое место. "Круг явлений", изображенный в произведении, может стать не вспомогательным приемом (так называемым "антуражем"), но вполне самостоятельной темой (фантастическим допущением). Термин фант.допущение устоялся в сфере научной фантастики и прочно ассоциируется с нею, однако фантастические допущения возможны и в фэнтези. Подробнее всю типологию фант.допущений вы можете прочитать в статье Генри Лайона Олди, Фантастическое допущение. "Фантастическое допущение вводится в текст для чего-то", - говорят авторы, и выводит читателя на уровень идеи, добавляю я. Но прежде чем мы перейдем к материям столь высоким, поговорим о том, как рождаются фантастические допущения, откуда они берутся. Толкиен, построивший Средиземье на целой системе фантастических допущений, сделал это настолько хорошо и полно, что мало кто смог добавить что-то новое в "тему эльфов и орков", и те из фантастического допущения превратились в прием создания того самого антуража. Поклонники творчества Профессора отлично знают, что в основу Средиземья положена европейская мифология. Не замахиваясь на столь эпические полотна, я всё-таки берусь утверждать, что в основе любого настоящего фант.допущения в любом произведении, от рассказа до романа, должны лежать реальные мифы, предания, истории - если речь идет о фентези, тенденции, течения, разработки - если мы говорим о научной фантастике. Фант.допущение - настоящее фант.допущение, которое вывело бы читателя на идейный уровень вашего произведения - не придет к вам само и не свалится как снег на голову. Но, если вы найдете его, оно может подарить вам замечательное, по-настоящему художественное произведение. Как найти хорошее фант.допущение? - работать с источниками, выписывая всё необычное, яркое, поражающее воображение. Ведь фантастика - это такая особая литература, рассказывающая о невозможном как о реально существующем. Свой творческий метод может быть у каждого. Я предпочитаю делать выписки на небольших листочках из стандартных канцелярских блоков для заметок, скрепляя те по темам. Придерживаясь принципа "одна мысль - одна запись", я скоро собираю толстые пачки тематических подборок, которые затем перевожу в экселевский формат, что банально облегчает мне поиск. Вот несколько выписок из темы "Волки, оборотничество":
из пепла может восстать то существо, что было сожжено. Для возрождения пепел
должен быть предан земле. Развеянный по ветру, он ведет к окончательной смерти;
волк может быть союзником только для мужчины, для женщины - преследователь, охотник,
убийца;
волки - проводники в загробный мир, волк может побывать на том свете и вернуться;
волк - солнце, ворон и змей - хтонические родственники,союзники, орел и конь -
антогонисты...
- таких выписок может быть очень много, но сами по себе они еще не будут фант.допущениями,
хотя уже могут создавать требуемый антураж. Ни одна из этих заметок не несет в себе того, без чего немыслимо художественное
произведение вообще и фантастика в частности. В них нет конфликта.
Для поиска фант.допущения я раскладываю листочки из разных тематических подборок на столе, как пасьянс, и ищу интересные сочетания между ними, столкновения, намекающие на конфликт. В следующем выпуске этого маленького мастер-класса я, на примере рассказа "Меч правосудия", опишу вам полный цикл создания хорошего фант.допущения, выводящего рассказ на идейный уровень. |
Болдырева Наталья
Комментариев нет:
Отправить комментарий