Тыранов
Алексей
Васильевич
(1808-1859)
Выдающийся
русский художник-портретист.
А. В.
Тыранов - один из наиболее одаренных
учеников А.
В. Венецианова,
портретист и жанрист. Выйдя на
самостоятельную дорогу, он не смог
противиться моде и различным жизненным
соблазнам и сделался одним из тех, кого
Венецианов назвал "потерянными
людьми".
Тыранов
родился в
семье бедных мещан. В отрочестве писал
иконы. В 1824 г. его работы случайно увидел
Венецианов и за "способности
необычайные" взял в свою школу
учеником. В венециановском духе написаны
"Автопортрет" (1825), "Две крестьянки
за кроснами (Ткачихи)" (1826) и единственный
в творчестве Тыранова пейзаж "Вид на
реке Тосне близ села Никольского"
(1827), весь пронизанный солнечным светом,
тишиной и умиротворенностью. Венецианов
добился для Тыранова разрешения посещать
АХ в качестве вольноприходящего ученика,
пристроил его под покровительство ОПХ,
достал билет с правом посещать Эрмитаж
и работать там.
За
интерьеры "Перспективный вид Эрмитажной
библиотеки" (1826) и "Внутренний вид
Большой церкви Зимнего дворца" (1829),
решенные в соответствии с венециановским
методом, то есть по всем правилам прямой
перспективы и с учетом освещения в
определенное время суток, Тыранов
получил сначала малую, а потом большую
золотую медаль.
Известность
его растет. В 1832 г. АХ присваивает ему
звание неклассного художника. В 1830-40-х
гг. Тыранов - самый популярный в Петербурге
портретист, соперничающий только с К.
П. Брюлловым.
По словам современника, на выставках
"около его картин было такое стечение
публики, что не было возможности проходить
мимо". Среди его моделей - писатель
И. И. Лажечников, журналист П. А. Плетнев,
художник И.
К Айвазовский.
В 1836
г. Тыранов идет в ученики к К.
П. Брюллову
и увлекается его манерой. Он стремится
к внешнему блеску и виртуозной выписанности
деталей, все более утрачивая искренность
и непосредственность живого восприятия
("Портрет А. Н. Дубельт", 1839; "Портрет
неизвестной в лиловой шали", "Портрет
Е. П. Ковригиной", оба 1830-х). В 1839-43 г.
Тыранов в качестве пенсионера АХ работал
в Италии.
Безумно
влюбившись в одну из своих натурщиц, он
привез ее в Петербург. Судя по всему,
эта страсть и погубила художника. Через
год, обобранный и покинутый возлюбленной,
художник попал в больницу. Оправиться
после этого удара судьбы он уже не смог.
Поздние его произведения - "Итальянка"
(ок. 1851), "Борьба за душу (Ангел,
попирающий злого духа). Аллегория"
(1850-е) - безжизненны и нарочито академичны.
В 1859 г., тяжело больной чахоткой, Тыранов
уезжает к брату в г. Кашин, чтобы умереть
там.
Популярное
в моем блоге в
декабре
2016 года
О «страшном» никотиновым передозе. 22 сентября 2014 г.
Литературные негры. 3 марта 2011 г.
Валерий Смирнов. Одесский язык. 9 февраля 2013 г.
Встреча с Ириной Агапеевой. 17 декабря 2016 г.
Просто демотиваторы. 23 декабря 2016 г.
Новогодние зверюшки. 9 декабря 2016 г.
Удивительный человек Типпи Дегре. 26 ноября 2016 г.
Улыбки животных. 25 ноября 2016 г.
Французская живопись. Антуан Ватто. 1 декабря 2016 г.
Новогодние зверюшки. 24 декабря 2016 г.
Популярное
из моей коллекции
анекдотов
в декабре 2016 года
Комментариев нет:
Отправить комментарий