Басин
Петр Васильевич
(1793-1877)
Творчество
П. В. Басина характерно для художника
русской академической школы середины
XIX в. С Петербургской Академией Художеств
Басин был связан почти всю жизнь. Ее
рисовальные классы он начал посещать
восемнадцатилетним юношей в качестве
постороннего ученика и завершил
образование, занимаясь исторической
живописью у В.К. Шебуева.
Большая золотая медаль, полученная за картину "Христос изгоняет из храма торгующих" (1818), дала ему право на пенсионерскую поездку в Италию.
Большая золотая медаль, полученная за картину "Христос изгоняет из храма торгующих" (1818), дала ему право на пенсионерскую поездку в Италию.
Итальянский
период наиболее интересен в творчестве
Басина. В это время наряду с академическими
композициями ("Фавн Марсий учит юношу
Олимпия игре на свирели", 1821; "Сусанна,
застигнутая старцами в купальне",
1822, и др.) он пишет портреты ("Сильв.
Ф. Щедрин", 1822; "Неизвестная с
девочкой", 1822; "Клодина Нантен",
1827), жанровые композиции ("Итальянский
разбойник", 1822; "Землетрясение в
Рокка-ди-Папа, близ Рима", 1830, и др.),
пейзажи ("Вечерний пейзаж...", "Пейзаж
со стадом коз", "Вид в окрестностях
Субиако", все 1820-е, и др.).
Особый
интерес представляют живописные этюды
с натуры, в которых художник стремился
правдиво передать состояние определенного
времени суток, освещение и цветовые
отношения. Постановка этих проблем
характеризует его как мастера, не чуждого
влияния романтического искусства.
Романтическая стилистика ощутима и в
самой известной, наиболее значительной
картине Басина, написанной на сюжет из
античной истории, - "Сократ в битве
при Потидее защищает Алкивиада"
(1826-28). Картина эта после успешного показа
в Риме была отправлена в Петербург на
корабле. В пути судно потерпело крушение,
и холст оказался сильно испорченным.
Вернувшись в Россию, Басин в начале
1830-х гг. основательно подправил картину,
а затем подарил ее АХ (ныне в ГРМ).
На
родине Басин почти сразу же начал
преподавать в АХ и успешно занимался
этой деятельностью почти сорок лет
(1831- 69), регулярно получая ордена и
очередной чин. В отставку он вышел
заслуженным профессором I степени по
живописи исторической и портретной,
действительным статским советником.
Ничего яркого, выдающегося в эти годы
он не создал. Написал несколько неплохих
портретов: рано умершей жены О. В. Басиной
(1837-38), Ю. П. Самойловой (1839), шестерых
своих детей (середина 1850-х) и др., а также
жанровую картину в духе школы Венецианова
"Чердак здания Академии художеств"
(начало 1830-х).
Доминирующее
же положение в творчестве художника
1830-50-х гг. занимают монументальные работы
как религиозного, так и светского
содержания. В их числе плафон "Аполлон
и музы" (1832-33) для зала АХ, росписи
Помпейской галереи Зимнего дворца
(выполненные совместно с Ф. И. Вундер-лихом
в 1837-39 гг.), "Благовещение" для
царских врат собора Всех учебных
заведений (не ранее 1833), "Введение во
храм" для алтаря Казанского собора
(1841) и др.
В
1837 г. Басин выполнил четыре образа
больших размеров и плафон "Сошествие
Святого Духа на апостолов" для
академической церкви Святой Екатерины.
После 1839-го - возобновил плафон "Воскресение
Христово" в церкви Зимнего дворца,
принадлежавший кисти выдающегося
венецианского мастера XVIII в. Ф. Фонтебассо
и погибший во время пожара 1837 г. Самой
же значительной, своего рода итоговой
работой Басина стали росписи главного
храма российской столицы - Исаакиевского
собора, которыми он был занят все 1840-е
и первую половину 1850-х гг. Из всех
художников, принимавших участие в
росписях, Басину принадлежит наибольший
объем работ. Он полностью расписал
приделы святого Александра Невского и
святой великомученицы Екатерины, а
также выполнил огромную композицию
"Нагорная проповедь" над южными
дверями собора. Сверх этого Басин
завершил роспись плафона главного
купола - самую большую по площади и числу
фигур композицию, которую писал К.
П. Брюллов
и не окончил из-за болезни. По эскизам
Брюллова Басин написал образы двенадцати
апостолов в барабане главного купола,
четырех евангелистов - в парусах и
выполнил две композиции для аттика
центральной части собора - "Лобзание
Иуды" и "Несение креста" (две
другие - "Се человек" и "Бичевание"
- Басин написал по картонам Брюллова).
Росписи Исаакиевского собора выполнены
в традициях русской академической школы
и в строгом соответствии с канонами
Православной Церкви. Они принесли
художнику славу.
Завершающими
работами Басина стали в 1860-х гг. исполненные
в натуральную величину картоны фигур,
предназначавшиеся для росписей храма
Христа Спасителя в Москве. Из-за резко
ухудшившегося зрения Басин не смог
осуществить их непосредственно в храме.
Это сделал под его руководством академик
живописи Н. А. Кошелев. Последние десять
лет жизни художника прошли тихо и
незаметно. Почти слепой, он вынужден
был отойти от занятий искусством.
Популярное
в моем блоге в
декабре
2016 года
О «страшном» никотиновым передозе. 22 сентября 2014 г.
Литературные негры. 3 марта 2011 г.
Валерий Смирнов. Одесский язык. 9 февраля 2013 г.
Встреча с Ириной Агапеевой. 17 декабря 2016 г.
Просто демотиваторы. 23 декабря 2016 г.
Новогодние зверюшки. 9 декабря 2016 г.
Удивительный человек Типпи Дегре. 26 ноября 2016 г.
Улыбки животных. 25 ноября 2016 г.
Французская живопись. Антуан Ватто. 1 декабря 2016 г.
Новогодние зверюшки. 24 декабря 2016 г.
Популярное
из моей коллекции
анекдотов
в декабре 2016 года
Комментариев нет:
Отправить комментарий