Вуэ, Симон
(продолжение)
Детство
прошло в осаждённом Париже (эпоха
религиозных войн во Франции). В то время
его отец работал в Лувре и участвовал
в создании Королевской площади в столице;
он был назван Генрихом IV «художником
королевских конюшен» и выполнял множество
декоративных и кустарных работ. Симон
помогал отцу, очень рано овладел
мастерством и уже в четырнадцать лет
писал по заказу портрет знатной дамы,
притом — в Лондоне.
Аполлон и музы, Будапешт в 1611 году — Симон в свите французского посольства в Константинополе, где он пишет по памяти портрет султана Ахмеда I. Пейзажи, восточные костюмы, тюрбаны, караваны, китайские шелка, индийские хлопчатобумажные изделия навсегда запомнились художнику; с этим связана своеобразная «эстетика тканей», прозрачностей и вуалей, а так же особая головокружительная лёгкость и воздушность, которые пронизывают декоративно-монументальные работы этого живописца. В то же время зрелый стиль Вуэ отличает большая точность и основательность в воспроизведении деталей архитектуры; обычно он предпочитает неглубокое пространство, сосредотачиваясь на экспрессии движений отдельных фигур или же — групп…
В ноябре 1612 года Вуэ отплывает
на галере в Венецию, где изучает живопись
Тициана, Веронезе (его любимый художник),
Тинторетто. В начале 1614 года он
обосновывается в Риме. У него многочисленные
заказчики, среди них кардинал Барберини,
который будет выбран папой под именем
Урбана VIII в 1623 году.
Итальянский период — «тёмный
период», поскольку Вуэ находится под
влиянием «караваджизма» (сам Караваджо
умер в 1610 году), — продолжается до 1627
года. Он выполняет многочисленные
росписи (наиболее важные — для церкви
«Сан-Лоренцо ин Лючино», в Риме: две
драматические сцены из жизни св. Франциска
(1624) и для собора св. Петра в Риме);
портреты, из которых — «Автопортрет»
(1627), картины на религиозные сюжеты,
аллегории (знаменитая аллегория
«Побеждённое время» (1627) с динамичными
фигурами девушек — в музее Прадо,
Мадрид).
В 1624 году Вуэ выбран князем
Академии св. Луки (Художественной
Академии) в Риме; в 1626
году он женится на Виржинии да Веццо
(1606 — 1638), юной римлянке, которая была
его моделью и ученицей, а позже —
талантливой художницей и матерью его
десяти детей…
К 1627 году его палитра
высветляется и живопись становится
более виртуозной, красочной и пастозной.
Король, через своего посла в Риме,
передаёт художнику свою волю видеть
Вуэ в Париже. В конце 1627 года Вуэ
возвращается в Париж, получает квартиру
и мастерскую в Лувре. С 1630 года Вуэ —
Первый художник короля; он руководит
мастерской королевских шпалер. Следуют
многочисленные заказы на росписи,
оформления и картины для замков, церквей,
частных домов знати, как в Париже, так
и в загородных резиденциях. Для Людовика
XIII — в замке Сен-Жермен ан Лэ и в Рюэй;
для кардинала Ришельё — во дворце
кардинала (1632). Эти росписи и декоративные
работы Вуэ не дошли до нашего времени;
фрагменты сохранились в замках Фонтенбло
и в Пале Рояль, в Париже).
Вуэ исполнил алтарные картины
для парижских церквей, таких как Сэн-Эсташ
(1635) и Сэн-Поль-Сэн-Луи («Представление
Иисуса в храме», 1640—1641 годы, 383х132 см. В
настоящее время эта монументальная
работа находится в Лувре).
1634—1637 годы — наиболее
блестящий период его творчества.
Картины-аллегории, как «Богатство» и
«Милосердие» (обе — в Лувре, 192х132 см) —
из числа шедевров этого периода. Колоризм
(золото, киноварь, перванш), особое
внимание к подробностям, складкам,
драпировкам, к их движению — как бы от
ветра, который струится параллельно
холсту, влево…
В 1638 году во время родов
умирает жена художника. В 1640 году Людовик
XIII обязывает Пуссена приехать во Францию,
сказав знаменитую фразу: «Ну, теперь
Вуэ попался!» Вуэ был в дружеских
отношениях с Пуссеном, но ничего не
предпринял, чтобы остановить памфлеты
своих прихлебателей и друзей против
гениального художника. На некоторое
время его слава померкла, но, тем не
менее, он всегда имел многочисленные
заказы. Кроме того, Вуэ женится вторым
браком на юной и очаровательной вдове
— Радегонде Беранже, и пишет ряд
замечательных картин на мифологические
и религиозные сюжеты, как «Смерть Дидоны»
(1642) и «Венера и Адонис» (музей Гетти в
Малибу).
К
сожалению, в поздний период Вуэ был
настолько занят заказами, что это стало
сказываться на качестве его живописи.
Он часто впадал в схематизм, а краски
утратили свою прежнюю силу, что объяснялось
и возросшим участием мастерской в
исполнении заказов. Однако эти поздние
работы Вуэ не должны заслонять от нас
его творческих достижений — исполненных
патетики и поэтичности мифологических
и аллегорических картин, великолепных
портретов, масштабных декоративных
росписей.
Один из шедевров позднего
Вуэ — «Сатурн, побеждённый Надеждой,
Красотой и Любовью», 1645—1646 годы (187х142
см., музей Берри в Бурже) — аллегория
побеждённого времени, с этим лирическим,
музыкальным движением, спиральной
композицией и колористическим блеском.
Вуэ умер в осаждённом Париже (это была
эпоха Фронды) в 1649 году. Его слава со
временем померкла. В XIX веке он был почти
забыт.
В ноябре 1990 года в Гран-пале
состоялась первая посвящённая ему
выставка (к 400-летию со дня рождения).
Она вернула Вуэ его славу и подлинное,
достойное место в истории мировой
живописи.
(окончание следует)
Популярное
в моем блоге в
августе
2016 года
О «страшном» никотиновым передозе. 22 сентября 2014 г.
Native American Illustrators / Индейские иллюстраторы. 5 августа 2016 г.
Итальянская живопись. Ангелика Кауфман. 28 июля 2016 г.
Позитивные животные. 24 августа 2016 г.
Пейзажи Грема Геркена. 12 августа 2016 г.
Животные и птицы. 22 августа 2016 г.
Картины Алексея Антонова. 13 августа 2016 г.
Художник Александр Маскаев. 2 августа 2016 г.
Художник Иван Акимов. 31 июля 2016 г.
Художник Джон Уи́льям Уо́терхаус. 4 августа 2016г.
Популярное
из моей коллекции
анекдотов
в августе 2016
года
Комментариев нет:
Отправить комментарий