Амброджо Лоренцетти (1290-1348)
(окончание)
Если
не подлежит сомнению, что художники,
обладающие прекрасным талантом, должны
быть многим обязаны природе, то еще
большим обязаны им мы, видящие, с каким
рвением заполняют они города почитаемыми
постройками и полезными и красивыми
композициями историй, приобретая своими
творениями нередко и для самих себя
славу и богатство.
Таков
был и сиенский живописец Амброджо
Лоренцетти, замыслы которого были
прекрасны и разнообразны, обдуманно
сочетавший и размещавший фигуры в своих
историях. Об этом правдиво свидетельствует
в Сиене у братьев миноритов история,
весьма изящно написанная им в монастырском
дворе, где изображено, как юноша становится
монахом и как он и некоторые другие
отправляются к султану, где их избивают
и, приговоренных к казни, подвешивают
на дереве и, наконец, обезглавливают, в
то время как разражается ужасная гроза.
В этой живописной работе он с большим
искусством и умелостью сопоставил
возмущение воздуха и ярость дождя и
ветров с человеческими страданиями,
благодаря чему новые мастера научились
приемам и основам такой композиции,
ранее не встречавшейся и потому
заслужившей ему бесконечную похвалу.
Амброджо
был опытным
колористом во фресковой живописи, в
работах же темперой применял краски с
большой умелостью и легкостью, о чем
можно судить и теперь еще по картинам,
законченным им в Сиене в малой больнице,
именуемой Мона Аньеза, где он написал
и отделал историю с новой и прекрасной
композицией. В большой же больнице он
написал фреской на стене Рождество
Богородицы и Введение ее во храм с
отроковицами, а у братьев августинцев
в том же городе он расписал капитул, где
на своде мы видим изображения апостолов
со свитками в руках, на которых написана
составленная каждым из них часть Символа
веры, а под ними небольшие истории
изображают при помощи живописи то, что
написано вверху буквами. Рядом на большой
стене находятся три истории из жития
св. Екатерины мученицы, ведущей диспут
с тираном во храме, а в середине — Страсти
Христовы с распятыми разбойниками по
сторонам и Мариями внизу, поддерживающими
лишившуюся чувств деву Марию; произведения
эти были завершены им с очень большим
изяществом и в прекрасной манере.
В
палаццо делла Синьория в Сиене он
изобразил в Большом зале также войну
из-за Азиналунга, рядом же мир и разные
его проявления; там же он изобразил
полную по тем временам космографию и в
том же палаццо выполнил восемь историй,
очень чисто написанных зеленой землей.
Как говорят, он отослал также и в Вольтерру
доску, написанную темперой, получившую
в этом городе большое одобрение, а в
Массе, где он совместно с другими расписал
фресками капеллу и доску темперой, он
показал горожанам, какой рассудительностью
и каким талантом обладал он в искусстве
живописи.
В
Орвието же он расписал фресками главную
капеллу в соборе Санта Мариа. После этих
работ он попал во Флоренцию, где выполнил
в Сан Проколо образ, а в одной из капелл
истории из жития св. Николая малыми
фигурами, в угоду некоторым своим
друзьям, пожелавшим увидеть, как он
работает, и, как опытный мастер, он
выполнил эту вещь в столь короткое
время, что его известность и слава
возросли бесконечно. Работа эта, в
пределле которой он написал свой портрет,
была причиной того, что в 1335 году он был
приглашен в Кортону по распоряжению
епископа дельи Убертини, который тогда
был синьором города; там, в церкви Санта
Маргерита, незадолго до того выстроенной
братьями францисканцами на вершине
холма, он расписал кое-что и главным
образом половину сводов и стены так
хорошо, что и теперь, когда все это почти
уничтожено временем, все же видна в
фигурах прекраснейшая выразительность,
и следует признать, что он заслуженно
за это восхвалялся.
Закончив
эту работу, Амброджо возвратился в
Сиену, где и прожил в почете конец своей
жизни и не только потому, что был
превосходным мастером живописи, но
также и потому, что с юности занимался
и литературой, каковая стала полезной
и сладкой подругой живописи и таким
украшением всей его жизни, что, так же
как и его живописное ремесло, даровала
ему всеобщую любовь и
расположение.
И потому он не только постоянно общался
с людьми учеными и заслуженными, но и с
большой для себя честью и пользой
принимал участие в делах своей республики.
Нравы Амброджо были во всех отношениях
похвальными, и он скорее напоминал
дворянина и философа, чем художника, и,
что больше всего свидетельствует о
благоразумии человека, всегда был готов
удовлетвориться тем, что ему было дано
людьми и временем, и потому переносил
с духом умеренным и спокойным добро и
зло, даруемые судьбой. И поистине и
сказать невозможно, сколь почтенными
спутниками должны для всех искусств
почитаться благонравие и скромность
вместе с другими добрыми благоприобретенными
качествами, в особенности же для тех
искусств, что имеют свое начало в разуме,
в таланте благородном и возвышенном,
поэтому каждый должен был бы заслуживать
себе всеобщее расположение своими
нравами не меньше, чем своим превосходством
в искусстве. Наконец, в последние дни
своей жизни Амброджо выполнил для вящей
своей славы образ в Монте Оливето ди
Кьюзури, вскоре после чего отошел
счастливо и по-христиански к лучшей
жизни, восьмидесяти трех лет от роду.
Работы его относятся к 1340 годам.
Популярное
в моем блоге в
августе
2016 года
О «страшном» никотиновым передозе. 22 сентября 2014 г.
Native American Illustrators / Индейские иллюстраторы. 5 августа 2016 г.
Итальянская живопись. Ангелика Кауфман. 28 июля 2016 г.
Позитивные животные. 24 августа 2016 г.
Пейзажи Грема Геркена. 12 августа 2016 г.
Животные и птицы. 22 августа 2016 г.
Картины Алексея Антонова. 13 августа 2016 г.
Художник Александр Маскаев. 2 августа 2016 г.
Художник Иван Акимов. 31 июля 2016 г.
Художник Джон Уи́льям Уо́терхаус. 4 августа 2016г.
Популярное
из моей коллекции
анекдотов
в августе 2016
года
Комментариев нет:
Отправить комментарий