Родился
1 октября 1863 года в селе Становом
Жердевской волости, Новосильского
уезда, Тульской губернии. Отец - Батурин
Павел Петрович, из небогатой дворянской
семьи. Окончил Орловский Бахтинский
Кадетский корпус. Военные науки его не
интересовали, но все же юнкером он был
отправлен на войну в Севастополь. Но их
полк не успел принять участия в войне,
так как был заключен мир и полк вернули.
По возвращении полка Павел Петрович
вышел в отставку и приехал в Становое,
где занялся устройством разоренного
хозяйства.
Мать – Анна Никифоровна Никишина, (по другим данным Соболева),1843 года рождения, с 14 лет - крепостная в доме помещицы Прасковьи Ивановны Батуриной.
Прасковья Ивановна была женщина властная, вздорная. Ее муж Петр Петрович был опекуном каких-то сирот и по своей доверчивости, большую часть сиротских денег для увеличения их дохода отдал под вексель. По векселю ему не уплатили, денег у него не было и он покончил жизнь самоубийством.
У Петра Петровича и Прасковьи Ивановны было двое сыновей: Иван и Павел (отец Виктора Павловича) и две дочери: Елена и Аделаида. Елена вышла замуж за Пашкова Михаила Николаевича, а Аделаида за Анучина Алексея Николаевича. Сын Иван во время Крымской Компании участвовал во взятии крепости Карс и от ужасов войны сошел с ума и до конца жизни жил в Становом.
Мать – Анна Никифоровна Никишина, (по другим данным Соболева),1843 года рождения, с 14 лет - крепостная в доме помещицы Прасковьи Ивановны Батуриной.
Прасковья Ивановна была женщина властная, вздорная. Ее муж Петр Петрович был опекуном каких-то сирот и по своей доверчивости, большую часть сиротских денег для увеличения их дохода отдал под вексель. По векселю ему не уплатили, денег у него не было и он покончил жизнь самоубийством.
У Петра Петровича и Прасковьи Ивановны было двое сыновей: Иван и Павел (отец Виктора Павловича) и две дочери: Елена и Аделаида. Елена вышла замуж за Пашкова Михаила Николаевича, а Аделаида за Анучина Алексея Николаевича. Сын Иван во время Крымской Компании участвовал во взятии крепости Карс и от ужасов войны сошел с ума и до конца жизни жил в Становом.
Временно обязанная Анна
Никифоровна продолжала свою службу у
помещицы, полюбила Павла Петровича и в
19 лет, 1 октября 1863 года, родила сына
Виктора, за что из хором барских была
сослана в скотную избу, где и жила с
сыном. Прасковья Ивановна не позволяла
Павлу Петровичу женится на крепостной.
В то время у него уже было двое детей:
сын Виктор и дочь Мария. Как внебрачный
ребенок, Виктор Павлович носил фамилию
по крестному отцу – Иванов. В конце
концов, Павел Петрович ушел от матери
и поступил служить к помещику Дьякову
управляющим. Мать лишила его наследства.
Только после смерти Прасковьи Ивановны
родители Виктора Павловича обвенчались.
Павел Петрович стал работать управляющим
имением в Становом, которое принадлежало
его сестрам, Елене и Аделаиде.
Виктор Павлович учился в школе для крестьянских детей, а затем был принят в реальное училище в г. Орле. Здесь впервые проявилась его тяга к рисованию, он брал дополнительные уроки рисования, карандашом и акварельными красками и учителя рисования П.Г.Некрасов и Савелов рекомендовали ему поступить в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества. В 1882 году он был вынужден уйти из 5- го класса реального училища и осенью 1882 года по конкурсному экзамену был принят в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ).
Виктор Павлович учился в школе для крестьянских детей, а затем был принят в реальное училище в г. Орле. Здесь впервые проявилась его тяга к рисованию, он брал дополнительные уроки рисования, карандашом и акварельными красками и учителя рисования П.Г.Некрасов и Савелов рекомендовали ему поступить в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества. В 1882 году он был вынужден уйти из 5- го класса реального училища и осенью 1882 года по конкурсному экзамену был принят в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ).
Его
учителями были Павел Семенович Сорокин,
Сергей Иванович Иванов – скульптура,
Илларион Михайлович Прянишников, Павел
Алексеевич Десятов – живопись. Живопись
в натурном классе преподавали: Владимир
Егорович Маковский и Евграф Семенович
Сорокин, Василий Дмитриевич Поленов.
Затем прибавились по живописи и рисованию:
Клавдий Васильевич Лебедев и Николай
Васильевич Неврев. Виктор Павлович был
освобожден от общеобразовательных
наук, так как программа 5 класса Реального
училища соответствовала программе
школы Живописи, за исключением специальных
предметов. Историю искусства преподавал
Сергей Яковлевич Лучшев, линейную и
теневую перспективу преподавал Александр
Портогенович Попов, анатомию человека
- ректор Московского университета
Смирнов. Смотрителем классов был Мжедлов
Александр Захарович. Директором школы
был Лев Михайлович Жемчужников. Каждый
месяц были экзамены по искусству, и
лучшие рисунки учеников отбирались и
в конце года по этим рисункам учеников
переводили в следующие классы. На
рождественских каникулах в школе
устраивались ученические выставки
картин, скульптуры и архитектуры.
В
Москве Виктор Павлович учился и жил на
очень ограниченные средства, получая
от родителей 7-10 руб. в месяц. Жил он в то
время в Ляпинском общежитии. С ним жили
его школьные товарищи: бароны Клодт
Николай и Евгений Александровичи,
Алексей Михайлович Корин и Василий
Никитович Мешков. На досуге Виктор
Павлович занимался копированием картин
в Третьяковской галерее и Румянцевском
музее. Ему начали заказывать копии с
картин, и появился первый заработок.
Наконец то он начал сам зарабатывать
деньги и перестал быть зависимым от
чрезвычайно бедно живших родителей. К
тому времени в семье родителей, кроме
Виктора Павловича было: 6 братьев -
Сергей, Алексей, Анатолий, Владимир,
Николай, Михаил и 5 сестер - Мария,
Екатерина, Наталья, Ольга и Елизавета.
В 1884 году он был приписан к Орловскому мещанскому обществу для отбывания воинской повинности и был зачислен в ратники ополчения 2-го разряда.
В 1884 году он был приписан к Орловскому мещанскому обществу для отбывания воинской повинности и был зачислен в ратники ополчения 2-го разряда.
Школу
живописи, ваяния и зодчества он окончил
в 1888 году и участвовал в последний раз
в ученической выставке давшей ему 1500
руб. В газетах и толстых журналах «Артист»
и «Русская Мысль» были опубликованы
хорошие рецензии на работы Виктора
Павловича.
Через некоторое время после окончания училища он выстроил себе в Становом мастерскую, здесь им было написано много картин.
Летом ездил на этюды в Крым, на Кавказ, Украину, Палангу, Смоленскую, Калужскую, Московскую, Тульскую губернию и др. В Москве жил товарищ его отца, присяжный поверенный Куприянов Х.В., принимавший большое участие в судьбе Виктора Павловича. По словам Батурина, именно он посоветовал Виктору Павловичу поработать под руководством Григория Григорьевича Мясоедова и познакомил с ним. Под руководством и по приглашению Григория Григорьевича Мясоедова работал у него на даче в Павленках под Полтавой. Много писал с натуры. Здесь был написан этюд для картины «Рубка леса», выставленной Виктором Павловичем на его последней ученической выставке. Картина была продана в первый же день выставки. Этюд к этой картине был куплен П.М. Третьяковым и ныне находится в Третьяковской галерее.
Участвовал в трех выставках Товарищества передвижников (ТПВХ). (в Петербурге и Москве - 19-я в марте-мае 1891, 20-я в феврале - мае 1892 и 35-я в январе - марте 1907). Являлся одним из организаторов Московского передвижного товарищества художников. Эти выставки побывали в городах Орел, Тверь, Ярославль и др. Участвовал в выставках Петербургского общества художников – член общества с 1910 года. С выставки картин Петербургского общества его картина «Сад цветет», была куплена для Зимнего дворца.
Через некоторое время после окончания училища он выстроил себе в Становом мастерскую, здесь им было написано много картин.
Летом ездил на этюды в Крым, на Кавказ, Украину, Палангу, Смоленскую, Калужскую, Московскую, Тульскую губернию и др. В Москве жил товарищ его отца, присяжный поверенный Куприянов Х.В., принимавший большое участие в судьбе Виктора Павловича. По словам Батурина, именно он посоветовал Виктору Павловичу поработать под руководством Григория Григорьевича Мясоедова и познакомил с ним. Под руководством и по приглашению Григория Григорьевича Мясоедова работал у него на даче в Павленках под Полтавой. Много писал с натуры. Здесь был написан этюд для картины «Рубка леса», выставленной Виктором Павловичем на его последней ученической выставке. Картина была продана в первый же день выставки. Этюд к этой картине был куплен П.М. Третьяковым и ныне находится в Третьяковской галерее.
Участвовал в трех выставках Товарищества передвижников (ТПВХ). (в Петербурге и Москве - 19-я в марте-мае 1891, 20-я в феврале - мае 1892 и 35-я в январе - марте 1907). Являлся одним из организаторов Московского передвижного товарищества художников. Эти выставки побывали в городах Орел, Тверь, Ярославль и др. Участвовал в выставках Петербургского общества художников – член общества с 1910 года. С выставки картин Петербургского общества его картина «Сад цветет», была куплена для Зимнего дворца.
Спустя
несколько лет после окончания школы
Виктор Павлович решает поступить учиться
в Петербургскую Академию. Собрав все
свои этюды, он поехал в Петербург на
просмотр к Архипу Ивановичу Куинджи.
Хорошо знавший Батурина, ректор Академии
Владимир Егорович Маковский представил
его Куинджи. По окончании осмотра этюдов
Куинджи обнял Виктора Павловича и
сказал:»Поезжайте, работайте летом, а
осенью приезжайте прямо ко мне в
мастерскую». Батурин был очень рад,
получивши такой хороший отзыв о своих
работах от такого великого пейзажиста,
как Куинджи. К сожалению учеба эта
сорвалась из-за отсутствия в то время
денег на жизнь в Петербурге. Виктор
Павлович был вынужден остаться в Москве.
В
1888-90 работал художником декоратором
Большого театра в Москве совместно с
другими художниками: Егорьевым Николаем
Николаевичем, Сергеевым, Савицким и др.
. С 1890 по 1911 год состоял преподавателем
рисования в частной гимназии Вишневской
в Москве. С 1911 по 1914 год состоял на службе
(рисовальщиком) на фабрике Полякова в
Москве. В это время им был написан плафон
над зрительным залом Московского
Шелапутинского театра (не сохранился
после пожара). Отделывал в Москве особняки
в различных стилях. Расписывал церкви
в Москве и на фабрике Полякова в Губайлове
(около ст. Павшино).
В
этот период Москва все больше и больше
узнавала Виктора Павловича, работ с
выставок ему никогда не приходилось
брать обратно, все картины принимались
выставками и продавались на них и в
материальном отношении Виктор Павлович
жил хорошо. Значительные суммы денег
он отправлял родителям – благодаря ему
все братья и сестры получили образование.
Картины
его экспонировались на Всероссийской
выставке в Нижнем Новгороде (1896),
(«Сектантское кладбище»), на Всемирной
выставке в Сан-Луи (1904), на выставке в
Берлине. Несколько его работ до революции
находились в Румянцевском музее, в
Цветковской галерее.
Писал
в основном, пейзажи и натюрморты (масло,
акварель): “Ненастье”, “Весенний день”,
“Закат (1885, Музей-усадьба В.Д.Поленова),
”Рубка леса” (1888, Гос.Третьяковская
галлерея)*, ”Горный пейзаж” (там же),
«Среди засек» (~ 1892), “На хуторе”,
“Москва-река” (1909, Иркутский областной
художественный музей), “Весенние
сумерки” (1910, там же), “Полевые цветы”
(1910, Ульяновский областной худ. музей),
“Дом Л.Н.Толстого в Ясной Поляне” (1911,
Музей Л.Н.Толстого в Москве), “Дворик в
Ясной Поляне”, “Пейзаж в Крыму” (1912,
Тульский областной худ. музей), “Домик
лесника” (1926, там же), “Полевые цветы”
(1937), “Сад цветет” (~ 1911), “Морской берег.
Коктебельская бухта” (1913 в семье
Трындиных), “Морской берег. Скалы у
Семеиза” (1913, там же), “Речка в горах”
(1923), “Горная долина” (1925), “Пейзаж.
Долина реки” (1900-1910) и др.
Очень
хорошо были встречены художественной
общественностью его картины: «Дачный
уголок», «На хуторе», «Ранняя весна»,
«Пруд», представленные на Периодической
выставке в Москве в Историческом музее
в январе 1903 года, а также картины: «Майское
утро», «Ненастный вечер», «Ранней
весной», «Желтеющая нива», представленные
на Периодической выставке в Москве в
Историческом музее в январе 1904 года. На
юбилейной ХХХ периодической выставке
картин в 1910-11 годах им были выставлены
картины: «Цветник», «Цветы запоздалые»,
«Дача». В Москве жил: в 1896 – Мясницкая
ул. дом Духовной Консистории, меблированные
комнаты, № 30, в 1901-02 – Сущевской части,
Ивановский пер. дом Полетаевых. В 1902
году женился на Валентине Петровне
Трындиной. В 1903 году у них родился сын
– Кирилл. После женитьбы они жили в
1903-1905 годах на Смоленском бульваре в
доме Шнейдера, а затем у Петровских
ворот в доме Петра Егоровича Трындина,
квартира 6. Виктор Павлович в 1903-1904 году
входил в Совет Московского городского
попечительства о бедных Мясницкой части
1-го участка, где председателем был
Сергей Егорович Трындин.
Брак
этот оказался неудачным и в 1910 году
Виктор Павлович получил формальный
развод с правом жениться. (В своих
воспоминаниях Виктор Павлович обвиняет
в неудавшемся браке Валентину Петровну).
Сын был оставлен у Виктора Павловича и
жил с ним в Становой, в Москве в Фурманном
переулке, дом 18 (16), а затем в других
городах. В 1912 году Кирилл был принят в
Мценскую гимназию, затем учился в
Симбирске.
Виктор
Павлович был дружен с Ильей Львовичем
Толстым, в 1914 году Виктор Павлович вместе
с сыном Кириллом жил в имении Ильи
Львовича Толстого в Калужской губ. -
Мансурово, давно был знаком и с семьей
Льва Николаевича Толстого, бывал у них
в Ясной Поляне, писал этюды, и многие из
этих этюдов были подарены им в Московский
музей Л.Н.Толстого.
В это время картины Виктора Павловича пользуются огромным успехом, во всех частных галереях Москвы и Петербурга имелись картины Батурина: у Цветкова, Щукина, Морозова, Гиршмана, Солдатенкова, Кувшинова, Оглоблинского и др.
В это время картины Виктора Павловича пользуются огромным успехом, во всех частных галереях Москвы и Петербурга имелись картины Батурина: у Цветкова, Щукина, Морозова, Гиршмана, Солдатенкова, Кувшинова, Оглоблинского и др.
С
началом 1й Мировой войны Виктор Павлович
просился на работу в Красный Крест. Но
15 мая 1915 года получил назначение ехать
в Симбирск в распоряжение уполномоченного
по заготовке продовольствия для армии.
После Симбирска работал в Самарской,
Оренбургской, Уфимской губерниях, где
принимал купленный скот, формировал
гурты и отправлял их по назначению. В
дальнейшем Виктор Павлович просил
отпустить его с этой работы, но ему было
отказано, и он был вынужден продолжать
службу, переходя по наследству с
заготовленным скотом от одной власти
к другой.
В 1915 году в г. Уфе он встретился с вдовою Ириной Андреевной, у которой был сын Афанасий, одних лет с Кириллом. В том же году Виктор Павлович и Ирина Андреевна поженились.
В ноябре 1918 года из Уфы был переведен в Каинск, где во время переезда заразился сыпным тифом. В 1919 году Колчак мобилизовал Кирилла и Афанасия в военную школу, и больше сведений о них родители не имели. В мае 1919 года был переведен в станицу Песчанскую Павлодарского уезда Семипалатинской губернии.
В 1915 году в г. Уфе он встретился с вдовою Ириной Андреевной, у которой был сын Афанасий, одних лет с Кириллом. В том же году Виктор Павлович и Ирина Андреевна поженились.
В ноябре 1918 года из Уфы был переведен в Каинск, где во время переезда заразился сыпным тифом. В 1919 году Колчак мобилизовал Кирилла и Афанасия в военную школу, и больше сведений о них родители не имели. В мае 1919 года был переведен в станицу Песчанскую Павлодарского уезда Семипалатинской губернии.
29
декабря 1919 года в Павлодар вошла Красная
Армия и Виктор Павлович передал
остававшиеся у него 5000 голов скота
коменданту города. В 1920 году был назначен
ответственным по реквизации скота на
озеро Моралды, в 80 верстах от Павлодара.
Осенью 1920 года был назначен заведующим
мясным складом в Павлодаре. В то время
в Павлодаре никто не знал, что Виктор
Павлович художник. Когда об этом узнал
Председатель Павлодарского Исполкома
Бондор – Деброва, он дал ему работу по
специальности. Его назначили преподавать
черчение и рисование в школе II ступени
и в Школе Водного Транспорта. Написал
декорации в Гортеатре Павлодара, которые
произвели фурор. В 1923-26 годах писал этюды
на Алтае, где сопровождал экскурсию
учеников Школы Водного Транспорта. В
этот период он написал несколько картин
и через Илью Львовича Толстого, жившего
в то время в Америке, отправил их на
продажу в Америку. Это давало ему средства
на жизнь. В апреле 1924 года он заболел от
переутомления, доктора запретили ему
заниматься в школах, и он был признан
инвалидом 2-й группы. В это время он пишет
декорации для клуба Водников, городского
театра, рабочего клуба. Принимал участие
в Московской выставке 1923 года, в Иркутске
в 1925 году и две картины подарил в Иркутский
музей. В 1928 году им сделан эскиз пьедестала
памятника В.И.Ленину в Павлодаре. В
городе Павлодаре им была организована
изостудия для детей. Но все это время
Виктора Павловича тянуло к родным местам
Центральной России к цветущим садам,
лугам, холмам, заросшим прудам и т.д. Он
хотел посылать свои работы на выставки
в Америку, так как там на его картины
был спрос. В России, по словам Виктора
Павловича, в то время «старое искусство
отжило свой век - всюду процветал футуризм
и модернизм», поклонником которых Виктор
Павлович никогда не был.
В
начале лета 1930 года Виктор Павлович
уехал из Павлодара в Боярку, (дачное
место под Киевом), там жила его сестра
Ольга Павловна Батурина. В Боярке ему
не понравилось, и он уехал в Новосибирск
(писал картину большого размера для
Новосибирского зерносовхоза). Затем
приехал жить в Тулу к родственникам.
Виктор Павлович там много работал (были
заказы из Москвы, посылал ранее написанные
пейзажи в Америку к И.Л.Толстому). Затем
переехал в город Алексин, Тульской
области – там жили его близкие друзья
семья известного хирурга Якова Сергеевича
Стечкина. В 1932 году он уехал в Куйбышев,
там жила сестра его жены. В Куйбышеве
он заболел (у него был инсульт и
парализована левая рука). В Куйбышеве
была его последняя персональная выставка,
все картины были куплены художественным
музеем Куйбышева.
14
октября 1938 года в Куйбышеве, в возрасте
75 лет, Виктор Павлович Батурин скончался.
Похоронен в Куйбышеве. Жена его умерла
в Куйбышеве 17 февраля 1957 года. Несколько
картин Виктора Павловича сохранилось
в Куйбышеве в семье сестры его жены. Две
картины у родственников В.П. Батурина
в Москве.
Популярное
в моем блоге в
августе
2016 года
О «страшном» никотиновым передозе. 22 сентября 2014 г.
Native American Illustrators / Индейские иллюстраторы. 5 августа 2016 г.
Итальянская живопись. Ангелика Кауфман. 28 июля 2016 г.
Позитивные животные. 24 августа 2016 г.
Пейзажи Грема Геркена. 12 августа 2016 г.
Животные и птицы. 22 августа 2016 г.
Картины Алексея Антонова. 13 августа 2016 г.
Художник Александр Маскаев. 2 августа 2016 г.
Художник Иван Акимов. 31 июля 2016 г.
Художник Джон Уи́льям Уо́терхаус. 4 августа 2016г.
Популярное
из моей коллекции
анекдотов
в августе 2016
года
Комментариев нет:
Отправить комментарий