Страницы

О моих учителях

Мне интересно многое: живопись, современный арт, старые фотографии и много еще чего.

Если же кого-то интересует моя особа и мое творчество, то советую воспользоваться навигацией (та, что на строку выше). Там я в какой-то мере систематизировал личную информацию.

суббота, 24 сентября 2016 г.

Батурин Виктор Павлович (1863-1938)






Родился 1 октября 1863 года в селе Становом Жердевской волости, Новосильского уезда, Тульской губернии. Отец - Батурин Павел Петрович, из небогатой дворянской семьи. Окончил Орловский Бахтинский Кадетский корпус. Военные науки его не интересовали, но все же юнкером он был отправлен на войну в Севастополь. Но их полк не успел принять участия в войне, так как был заключен мир и полк вернули. По возвращении полка Павел Петрович вышел в отставку и приехал в Становое, где занялся устройством разоренного хозяйства.
Мать – Анна Никифоровна Никишина, (по другим данным Соболева),1843 года рождения, с 14 лет - крепостная в доме помещицы Прасковьи Ивановны Батуриной.
Прасковья Ивановна была женщина властная, вздорная. Ее муж Петр Петрович был опекуном каких-то сирот и по своей доверчивости, большую часть сиротских денег для увеличения их дохода отдал под вексель. По векселю ему не уплатили, денег у него не было и он покончил жизнь самоубийством.
У Петра Петровича и Прасковьи Ивановны было двое сыновей: Иван и Павел (отец Виктора Павловича) и две дочери: Елена и Аделаида. Елена вышла замуж за Пашкова Михаила Николаевича, а Аделаида за Анучина Алексея Николаевича. Сын Иван во время Крымской Компании участвовал во взятии крепости Карс и от ужасов войны сошел с ума и до конца жизни жил в Становом.
 



Временно обязанная Анна Никифоровна продолжала свою службу у помещицы, полюбила Павла Петровича и в 19 лет, 1 октября 1863 года, родила сына Виктора, за что из хором барских была сослана в скотную избу, где и жила с сыном. Прасковья Ивановна не позволяла Павлу Петровичу женится на крепостной. В то время у него уже было двое детей: сын Виктор и дочь Мария. Как внебрачный ребенок, Виктор Павлович носил фамилию по крестному отцу – Иванов. В конце концов, Павел Петрович ушел от матери и поступил служить к помещику Дьякову управляющим. Мать лишила его наследства. Только после смерти Прасковьи Ивановны родители Виктора Павловича обвенчались. Павел Петрович стал работать управляющим имением в Становом, которое принадлежало его сестрам, Елене и Аделаиде.
Виктор Павлович учился в школе для крестьянских детей, а затем был принят в реальное училище в г. Орле. Здесь впервые проявилась его тяга к рисованию, он брал дополнительные уроки рисования, карандашом и акварельными красками и учителя рисования П.Г.Некрасов и Савелов рекомендовали ему поступить в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества. В 1882 году он был вынужден уйти из 5- го класса реального училища и осенью 1882 года по конкурсному экзамену был принят в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ).
Его учителями были Павел Семенович Сорокин, Сергей Иванович Иванов – скульптура, Илларион Михайлович Прянишников, Павел Алексеевич Десятов – живопись. Живопись в натурном классе преподавали: Владимир Егорович Маковский и Евграф Семенович Сорокин, Василий Дмитриевич Поленов. Затем прибавились по живописи и рисованию: Клавдий Васильевич Лебедев и Николай Васильевич Неврев. Виктор Павлович был освобожден от общеобразовательных наук, так как программа 5 класса Реального училища соответствовала программе школы Живописи, за исключением специальных предметов. Историю искусства преподавал Сергей Яковлевич Лучшев, линейную и теневую перспективу преподавал Александр Портогенович Попов, анатомию человека - ректор Московского университета Смирнов. Смотрителем классов был Мжедлов Александр Захарович. Директором школы был Лев Михайлович Жемчужников. Каждый месяц были экзамены по искусству, и лучшие рисунки учеников отбирались и в конце года по этим рисункам учеников переводили в следующие классы. На рождественских каникулах в школе устраивались ученические выставки картин, скульптуры и архитектуры.
В Москве Виктор Павлович учился и жил на очень ограниченные средства, получая от родителей 7-10 руб. в месяц. Жил он в то время в Ляпинском общежитии. С ним жили его школьные товарищи: бароны Клодт Николай и Евгений Александровичи, Алексей Михайлович Корин и Василий Никитович Мешков. На досуге Виктор Павлович занимался копированием картин в Третьяковской галерее и Румянцевском музее. Ему начали заказывать копии с картин, и появился первый заработок. Наконец то он начал сам зарабатывать деньги и перестал быть зависимым от чрезвычайно бедно живших родителей. К тому времени в семье родителей, кроме Виктора Павловича было: 6 братьев - Сергей, Алексей, Анатолий, Владимир, Николай, Михаил и 5 сестер - Мария, Екатерина, Наталья, Ольга и Елизавета.
В 1884 году он был приписан к Орловскому мещанскому обществу для отбывания воинской повинности и был зачислен в ратники ополчения 2-го разряда.
Школу живописи, ваяния и зодчества он окончил в 1888 году и участвовал в последний раз в ученической выставке давшей ему 1500 руб. В газетах и толстых журналах «Артист» и «Русская Мысль» были опубликованы хорошие рецензии на работы Виктора Павловича.
Через некоторое время после окончания училища он выстроил себе в Становом мастерскую, здесь им было написано много картин.
Летом ездил на этюды в Крым, на Кавказ, Украину, Палангу, Смоленскую, Калужскую, Московскую, Тульскую губернию и др. В Москве жил товарищ его отца, присяжный поверенный Куприянов Х.В., принимавший большое участие в судьбе Виктора Павловича. По словам Батурина, именно он посоветовал Виктору Павловичу поработать под руководством Григория Григорьевича Мясоедова и познакомил с ним. Под руководством и по приглашению Григория Григорьевича Мясоедова работал у него на даче в Павленках под Полтавой. Много писал с натуры. Здесь был написан этюд для картины «Рубка леса», выставленной Виктором Павловичем на его последней ученической выставке. Картина была продана в первый же день выставки. Этюд к этой картине был куплен П.М. Третьяковым и ныне находится в Третьяковской галерее.
Участвовал в трех выставках Товарищества передвижников (ТПВХ). (в Петербурге и Москве - 19-я в марте-мае 1891, 20-я в феврале - мае 1892 и 35-я в январе - марте 1907). Являлся одним из организаторов Московского передвижного товарищества художников. Эти выставки побывали в городах Орел, Тверь, Ярославль и др. Участвовал в выставках Петербургского общества художников – член общества с 1910 года. С выставки картин Петербургского общества его картина «Сад цветет», была куплена для Зимнего дворца.
Спустя несколько лет после окончания школы Виктор Павлович решает поступить учиться в Петербургскую Академию. Собрав все свои этюды, он поехал в Петербург на просмотр к Архипу Ивановичу Куинджи. Хорошо знавший Батурина, ректор Академии Владимир Егорович Маковский представил его Куинджи. По окончании осмотра этюдов Куинджи обнял Виктора Павловича и сказал:»Поезжайте, работайте летом, а осенью приезжайте прямо ко мне в мастерскую». Батурин был очень рад, получивши такой хороший отзыв о своих работах от такого великого пейзажиста, как Куинджи. К сожалению учеба эта сорвалась из-за отсутствия в то время денег на жизнь в Петербурге. Виктор Павлович был вынужден остаться в Москве.
В 1888-90 работал художником декоратором Большого театра в Москве совместно с другими художниками: Егорьевым Николаем Николаевичем, Сергеевым, Савицким и др. . С 1890 по 1911 год состоял преподавателем рисования в частной гимназии Вишневской в Москве. С 1911 по 1914 год состоял на службе (рисовальщиком) на фабрике Полякова в Москве. В это время им был написан плафон над зрительным залом Московского Шелапутинского театра (не сохранился после пожара). Отделывал в Москве особняки в различных стилях. Расписывал церкви в Москве и на фабрике Полякова в Губайлове (около ст. Павшино).
В этот период Москва все больше и больше узнавала Виктора Павловича, работ с выставок ему никогда не приходилось брать обратно, все картины принимались выставками и продавались на них и в материальном отношении Виктор Павлович жил хорошо. Значительные суммы денег он отправлял родителям – благодаря ему все братья и сестры получили образование.
Картины его экспонировались на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде (1896), («Сектантское кладбище»), на Всемирной выставке в Сан-Луи (1904), на выставке в Берлине. Несколько его работ до революции находились в Румянцевском музее, в Цветковской галерее.
Писал в основном, пейзажи и натюрморты (масло, акварель): “Ненастье”, “Весенний день”, “Закат (1885, Музей-усадьба В.Д.Поленова), ”Рубка леса” (1888, Гос.Третьяковская галлерея)*, ”Горный пейзаж” (там же), «Среди засек» (~ 1892), “На хуторе”, “Москва-река” (1909, Иркутский областной художественный музей), “Весенние сумерки” (1910, там же), “Полевые цветы” (1910, Ульяновский областной худ. музей), “Дом Л.Н.Толстого в Ясной Поляне” (1911, Музей Л.Н.Толстого в Москве), “Дворик в Ясной Поляне”, “Пейзаж в Крыму” (1912, Тульский областной худ. музей), “Домик лесника” (1926, там же), “Полевые цветы” (1937), “Сад цветет” (~ 1911), “Морской берег. Коктебельская бухта” (1913 в семье Трындиных), “Морской берег. Скалы у Семеиза” (1913, там же), “Речка в горах” (1923), “Горная долина” (1925), “Пейзаж. Долина реки” (1900-1910) и др.
Очень хорошо были встречены художественной общественностью его картины: «Дачный уголок», «На хуторе», «Ранняя весна», «Пруд», представленные на Периодической выставке в Москве в Историческом музее в январе 1903 года, а также картины: «Майское утро», «Ненастный вечер», «Ранней весной», «Желтеющая нива», представленные на Периодической выставке в Москве в Историческом музее в январе 1904 года. На юбилейной ХХХ периодической выставке картин в 1910-11 годах им были выставлены картины: «Цветник», «Цветы запоздалые», «Дача». В Москве жил: в 1896 – Мясницкая ул. дом Духовной Консистории, меблированные комнаты, № 30, в 1901-02 – Сущевской части, Ивановский пер. дом Полетаевых. В 1902 году женился на Валентине Петровне Трындиной. В 1903 году у них родился сын – Кирилл. После женитьбы они жили в 1903-1905 годах на Смоленском бульваре в доме Шнейдера, а затем у Петровских ворот в доме Петра Егоровича Трындина, квартира 6. Виктор Павлович в 1903-1904 году входил в Совет Московского городского попечительства о бедных Мясницкой части 1-го участка, где председателем был Сергей Егорович Трындин.
Брак этот оказался неудачным и в 1910 году Виктор Павлович получил формальный развод с правом жениться. (В своих воспоминаниях Виктор Павлович обвиняет в неудавшемся браке Валентину Петровну). Сын был оставлен у Виктора Павловича и жил с ним в Становой, в Москве в Фурманном переулке, дом 18 (16), а затем в других городах. В 1912 году Кирилл был принят в Мценскую гимназию, затем учился в Симбирске.
Виктор Павлович был дружен с Ильей Львовичем Толстым, в 1914 году Виктор Павлович вместе с сыном Кириллом жил в имении Ильи Львовича Толстого в Калужской губ. - Мансурово, давно был знаком и с семьей Льва Николаевича Толстого, бывал у них в Ясной Поляне, писал этюды, и многие из этих этюдов были подарены им в Московский музей Л.Н.Толстого.
В это время картины Виктора Павловича пользуются огромным успехом, во всех частных галереях Москвы и Петербурга имелись картины Батурина: у Цветкова, Щукина, Морозова, Гиршмана, Солдатенкова, Кувшинова, Оглоблинского и др.
С началом 1й Мировой войны Виктор Павлович просился на работу в Красный Крест. Но 15 мая 1915 года получил назначение ехать в Симбирск в распоряжение уполномоченного по заготовке продовольствия для армии. После Симбирска работал в Самарской, Оренбургской, Уфимской губерниях, где принимал купленный скот, формировал гурты и отправлял их по назначению. В дальнейшем Виктор Павлович просил отпустить его с этой работы, но ему было отказано, и он был вынужден продолжать службу, переходя по наследству с заготовленным скотом от одной власти к другой.
В 1915 году в г. Уфе он встретился с вдовою Ириной Андреевной, у которой был сын Афанасий, одних лет с Кириллом. В том же году Виктор Павлович и Ирина Андреевна поженились.
В ноябре 1918 года из Уфы был переведен в Каинск, где во время переезда заразился сыпным тифом. В 1919 году Колчак мобилизовал Кирилла и Афанасия в военную школу, и больше сведений о них родители не имели. В мае 1919 года был переведен в станицу Песчанскую Павлодарского уезда Семипалатинской губернии.
29 декабря 1919 года в Павлодар вошла Красная Армия и Виктор Павлович передал остававшиеся у него 5000 голов скота коменданту города. В 1920 году был назначен ответственным по реквизации скота на озеро Моралды, в 80 верстах от Павлодара. Осенью 1920 года был назначен заведующим мясным складом в Павлодаре. В то время в Павлодаре никто не знал, что Виктор Павлович художник. Когда об этом узнал Председатель Павлодарского Исполкома Бондор – Деброва, он дал ему работу по специальности. Его назначили преподавать черчение и рисование в школе II ступени и в Школе Водного Транспорта. Написал декорации в Гортеатре Павлодара, которые произвели фурор. В 1923-26 годах писал этюды на Алтае, где сопровождал экскурсию учеников Школы Водного Транспорта. В этот период он написал несколько картин и через Илью Львовича Толстого, жившего в то время в Америке, отправил их на продажу в Америку. Это давало ему средства на жизнь. В апреле 1924 года он заболел от переутомления, доктора запретили ему заниматься в школах, и он был признан инвалидом 2-й группы. В это время он пишет декорации для клуба Водников, городского театра, рабочего клуба. Принимал участие в Московской выставке 1923 года, в Иркутске в 1925 году и две картины подарил в Иркутский музей. В 1928 году им сделан эскиз пьедестала памятника В.И.Ленину в Павлодаре. В городе Павлодаре им была организована изостудия для детей. Но все это время Виктора Павловича тянуло к родным местам Центральной России к цветущим садам, лугам, холмам, заросшим прудам и т.д. Он хотел посылать свои работы на выставки в Америку, так как там на его картины был спрос. В России, по словам Виктора Павловича, в то время «старое искусство отжило свой век - всюду процветал футуризм и модернизм», поклонником которых Виктор Павлович никогда не был.
В начале лета 1930 года Виктор Павлович уехал из Павлодара в Боярку, (дачное место под Киевом), там жила его сестра Ольга Павловна Батурина. В Боярке ему не понравилось, и он уехал в Новосибирск (писал картину большого размера для Новосибирского зерносовхоза). Затем приехал жить в Тулу к родственникам. Виктор Павлович там много работал (были заказы из Москвы, посылал ранее написанные пейзажи в Америку к И.Л.Толстому). Затем переехал в город Алексин, Тульской области – там жили его близкие друзья семья известного хирурга Якова Сергеевича Стечкина. В 1932 году он уехал в Куйбышев, там жила сестра его жены. В Куйбышеве он заболел (у него был инсульт и парализована левая рука). В Куйбышеве была его последняя персональная выставка, все картины были куплены художественным музеем Куйбышева.
14 октября 1938 года в Куйбышеве, в возрасте 75 лет, Виктор Павлович Батурин скончался. Похоронен в Куйбышеве. Жена его умерла в Куйбышеве 17 февраля 1957 года. Несколько картин Виктора Павловича сохранилось в Куйбышеве в семье сестры его жены. Две картины у родственников В.П. Батурина в Москве.
 
















Популярное в моем блоге в
августе 2016 года

О «страшном» никотиновым передозе. 22 сентября 2014 г.



Native American Illustrators / Индейские иллюстраторы. 5 августа 2016 г.



Итальянская живопись. Ангелика Кауфман. 28 июля 2016 г.



Позитивные животные. 24 августа 2016 г.



Пейзажи Грема Геркена. 12 августа 2016 г.



Животные и птицы. 22 августа 2016 г.



Картины Алексея Антонова. 13 августа 2016 г.



Художник Александр Маскаев. 2 августа 2016 г.



Художник Иван Акимов. 31 июля 2016 г.



Художник Джон Уи́льям Уо́терхаус. 4 августа 2016г.








Популярное из моей коллекции
анекдотов в августе 2016 года



Анекдоты-объявления.1 октября 2011 г.



Приколы и др. 28 июля 2016 г.



Одесские анекдоты в картинках. 6 сентября 2015 г.



Деревенские анекдоты. 22 мая 2012 г.



Старикашка Ю. веселит. 21 августа 2016 г.



15,5 тысяч видов. 29 июля 2016 г.



Мой муж так сильно устаёт на работе… 31 июля 2016 г.



«У вас завышена самооценка». 25 августа 2016 г.



633 слова анекдотов. 16 августа 2016 г.



Букет народной мудрости. 11 августа 2016 г.







Комментариев нет:

Отправить комментарий