(продолжение)
В. Л. Боровиковский
родился в небогатой семье, происходившей
из украинских казаков. Отец его и два
брата, Василий и Иван, были иконописцами,
работавшими в окрестных храмах.
Естественно, что иконописцем стал и
Владимир. Помимо икон он писал и портреты,
в духе той наивной полупрофессиональной
живописи, которая была распространена
на Украине. Случай помог ему расстаться
с глухой провинцией. В 1787 г. он исполнил
две аллегорические картины для украшения
одного из "путевых дворцов",
возводившихся на пути следования
Екатерины II в Крым. Кто-то из свиты
императрицы обратил внимание на
самобытные картины и на их автора. Скорее
всего это был Н. А. Львов (архитектор,
музыкант, поэт и художник), потому что
уже в конце следующего года Боровиковский
оказался в Петербурге, и именно в доме
Львова.
Путь в АХ ему был
закрыт по возрасту. Несколько лет (с
1792 г.) Боровиковский брал уроки у И.-Б.
Лампи, известного австрийского живописца,
работавшего при дворе Екатерины II;
предполагают еще, что он пользовался
советами прославленного портретиста
Д. Г. Левицкого. Этого ему оказалось
достаточно, чтобы в совершенстве овладеть
профессиональным мастерством. Уже в
1795 г. Боровиковскому присвоено звание
академика, а в 1802 г. советника АХ. Он
сделался известным и даже модным
портретистом, на него сыпались заказы
от самых высокопоставленных особ, вплоть
до членов императорской фамилии.
Третий великий
русский портретист, пришедший вслед за
Ф. С. Рокотовым и Д. Г.Левицким, Боровиковский
работал очень много, и наследие его
обширно и разнообразно. Он преуспевал
и в парадном портрете (немало его
произведений в этом жанре почиталось
за образцы), и в интимном, и в миниатюрном.
Он был добросовестен и трудолюбив и все
делал отлично: и даже копии, которые ему
заказывали не раз, и даже те портреты,
в которых от него требовали следовать
какому-нибудь модному образцу.
Расцвет его
искусства был недолгим - чуть более
десятка лет на рубеже XVIII- XIX вв., - но
прекрасным. Именно тогда он создал два
варианта необычного по своей лирической
камерности портрета, изображавшего
Екатерину II на прогулке в Царскосельском
парке (1794; А. С. Пушкин вспомнил о нем при
написании эпизода встречи Маши с
императрицей в "Капитанской дочке");
портрет статс-секретаря Д. П. Трощинского
(ок. 1795), передающий внутреннюю силу
этого незаурядного человека, выбившегося
из низов; а также парадные портреты:
удивительно красивый и экзотичный
портрет Муртазы Кули-Хана (1796), пышный
портрет А. Б. Куракина (ок. 1801), выразительно
представляющий человека, которого за
любовь к роскоши называли "бриллиантовым
князем", а за редкостную спесь -
"павлином". Все же наиболее ярко
талант художника раскрылся в серии
женских портретов, исполненных им в те
же годы: О. К Филипповой, Е. Н. Арсеньевой,
М. И. Лопухиной, Е. А. Нарышкиной, В. А.
Шидловской и др. Они не столь эффектны,
как мужские, невелики по размерам, порой
сходны по композиционному решению, но
их отличает исключительная тонкость в
передаче характеров, неуловимых движений
душевной жизни и объединяет нежное
поэтическое чувство.
Свое блестящее
мастерство и зоркость глаза художник
сохранял еще долго, но в 1810-х гг. его
активность ослабла. На смену прежним
вкусам пришли новые, и имя Боровиковского
отошло в тень, уступая место молодым
именам: уже блистал О. А. Кипренский.
Старость Боровиковского была грустной.
Одинокий человек, он и раньше довольствовался
узким кругом друзей, а теперь совсем
сделался нелюдимым, даже избегал писать
письма. Его затянуло увлечение мистицизмом,
но и здесь он не нашел отрады. В конце
жизни Боровиковский более не писал
портретов, а занимался только религиозной
живописью. Последней его работой был
иконостас для церкви на Смоленском
кладбище в Петербурге, носящий следы
болезненной экзальтированности.
Боровиковский воспитал двух учеников,
одним из которых был А. Г. Венецианов,
перенявший от своего наставника
поэтическое восприятие мира.
(окончание следует)
Популярное
в моем блоге в
июне
2015 года
Школьные дневники бодрят. 5 марта 2015 г.
12 половых заповедей революционного пролетариата. 8 августа 2014 г.
Я рыдал от смеха! 30 мая 2015 г.
Эфиопия в портретах JoeyLawrence. 22 июня 2015 г.
Alex Grey. 31 мая 2015 г.
Matteo Arfanotti. 20 июня 2015 г.
Валерий Смирнов. Одесский язык. 9 февраля 2013 г.
Художник Hong Leung. 17 июня 2015 г.
Яцек Йерка. 5 июня 2015 г.
Яцек Йерка. 14 июня 2015 г.
Популярное
из моей коллекции
анекдотов
в июне 2015
года
Комментариев нет:
Отправить комментарий