Не так давно,
рылся в своей домашней библиотеке, и
наткнулся на томик Ираклия Андроникова.
Открыл этот
томик и прочел название «Тагильская
находка». Томик закрыл, но название
крутилось в голове.
Помнится,
шла там речь, что в Тагиле нашлось два
чемодана (!) с ранее неизвестными письмами
исторических личностей. В голове
крутились фамилии Пушкина и Багратиона...
Говорят, что
эта находка изменила отношение
литературоведов к Пушкину.
Но мне вдруг
представилось... А как через пятьдесят
— сто лет будут работать литературоведы?
Начну с
малого. Когда за последние пять лет Вы
отправляли или получали бумажное письмо?
Если не считать рекламной макулатуры
и счетов за оплату той или иной коммунальной
услуги? Лично я такого что-то не припомню.
...Когда у
меня случается автограф-сессия, я вдруг
понимаю, что ручку всерьез держал в
руках только на прошлой автограф-сессии.
Нет, эпизодически бывает: запишу на
клочке бумаги какую-то идею, необходимое
купить по хозяйству или время встречи.
...На компьютере
пишу больше и чаще... И быстрей... И каждый
день. Для писателя компьютер — хороший
инструмент.
Во-первых,
он устранил из былой цепочки «рукопись
— машинописный текст» лишнее звено —
машинистка. Сейчас-то и профессии такой
нет. Впрочем, многие писатели укорачивали
эту цепь сами, печатая на машинке. Помню,
какой при этом был шум! Лет в двадцать
пять, когда меня ночью приспичило
написать рассказ, то я смог отшлепать
только первый абзац — возмутились и
мои домашние, и соседи (и весьма
справедливо, надо сказать). Остаток
рассказа я написал ручкой на бумаге.
Исчезла не только профессия машинистки,
но и само понятие «рукопись». Это понятие
заменило другое — текст.
Во-вторых,
скорость к информации сократилась до
безобразия. Если писатель в чем-то
сомневается, то ему необязательно иметь
библиотеку словарей и справочной
литературы — господин Интернет даст
возможность обратиться практически к
любому источнику.
В-третьих,
общение писателя с издательством. Можно
жить в Хацапетовке и издавать книги в
Торонто... если там захотят ее издать, а
в Хацапетовке будет Интернет. Интернет
сократил расстояния до неприличия.
О негативных
последствиях упомяну вскользь — их
тоже хватает. Отнимает время на бесцельные
ответы фанатов, бесцельные разговоры
в Скайпе и социальных сетях... Если еще
подумать минут пять, то могу настрочить
еще десятка два негативных и позитивных
явлений.
Я о другом.
Скажем, у
М.Ю. Лермонтова есть больше двух десятков
стихотворений, которые ему приписываются.
То есть авторство сомнительно. И это
при том, что много лет его творчество
изучалось, а графологическую экспертизу
провести давно уже не проблема.
Каково будет
литературоведам, которые возьмутся
изучать творчество современных писателей,
пользующихся компьютером? На одно
опубликованное произведение приходится,
как минимум два-три неопубликованных
или неоконченных. Интересно, как
литературоведы будут искать доказательства
авторства?
Могу только
предположить — будущие литературоведы
будут немножко хакеры. А цены на бумажные
автографы известных писателей у
коллекционеров возрастут на один-другой
порядок.
© Алексей Надэмлинский
AN61@ukr.net
AN61@ukr.net
Популярное
в моем блоге
в
октябре
2014 года
Электронная сигарета. Хроника знакомства. Ч. 1. 14 янв. 2011 г.
Электронная сигарета. Общая информация. 16 янв. 2011 г
Уильям Сомерсет Моэм ИСКУССТВО РАССКАЗА 22 нояб. 2012 г.
Электронная сигарета. Хроника знакомства. - ч.2. 16 янв. 2011 г.
Популярное
из моей коллекции
анекдотов
в октябре 2014 года
Комментариев нет:
Отправить комментарий