(продолжение)
(окончание следует)
Альфред
Сислей (30.10.1839 г., Париж - 29.01.1899 г., Морэ)
французский художник.
Родился
в Париже 30 октября 1839 года. В восемнадцать
лет был послан в Англию учиться коммерции,
Альфред вместо этого увлекся живописными
откровениями Констебла и Боннингтона
и одним из первых "открыл" для
французов пейзажное новаторство Тернера.
По
возвращении в Париж Сислей поступил в
мастерскую художника Глейра, где
подружился с Клодом Моне, Огюстом
Ренуаром и Фредериком Базилем. Быстро
разочаровавшись в академическом
обучении, все четверо бросают занятия
у Глейра. Намереваясь найти прекрасное
в обычном, молодые новаторы поселились
в Шайи близ Фонтенбло. С тех пор навсегда
определились мотивы Сислея - изображению
столицы он предпочитает ее скромные
окрестности и малоприметные уголки
провинциальных городов.
В
1866 году Сислей работает в Марлотте с
Ренуаром, в 1867-м - в Онфлере с Базилем.
Затем последовал любимый всеми
импрессионистами Аржантей и, наконец,
Порт Марли, особо полюбившийся Сислею.
Одна только тема наводнения в Порт Марли
составила у него целую серию.
Во
время франко-прусской войны Сислей как
британский подданный находился в
Лондоне, где завязал весьма полезное
знакомство с Дюран-Рюэлем, который
вскоре стал покровителем всех
импрессионистов, устроителем их выставок
в своих галереях во Франции и за рубежом.
Впервые в художественной критике имя
Сислея упомянуто рядом с товарищами в
памятном для всех 1874 году.
Как
всех импрессионистов, Сислея в картине
занимает не сюжет, а тончайшие особенности
природных состояний, света и цвета.
Ненасытный в постижении мастерства,
художник не стыдился учиться у сверстников.
Так, вместе с Камилем Писсаро, он писал
зимние пейзажи в Лувесьене ради изучения
открытых импрессионистами рефлексов
и цветных теней, в другое время живопись
Сислея находилась под воздействием
Ренуара и Клода Моне.
Не
напрасно художник испытывал стойкое
влечение к музыке, любовь к которой
воспитала в нем мать, а затем развило
совместное музицирование с Фредериком
Базилем. Сислей писал, что музыкальная
фраза составляет как бы часть его самого
- музыкально окрашена вся его живопись.
Из-за этого он часто намеренно сводит
весь колористический строй картины к
одному единственному тональному ключу
- голубому, как в "Наводнении в Порт
Марли", или серому, как в "Ветреном
дне в Вене".
Сложившись
к началу 80-х годов, манера Сислея, не в
пример Писсарро или Моне, впоследствии
мало менялась. Сдержанный и застенчивый,
сосредоточенный исключительно на
работе, художник испытывал мало интереса
к широковещательным декларациям и еще
меньше к "эпатажу" не понимавшей
импрессионизм буржуазной публики. В
яростных спорах профессионалов, каждый
вечер разгоравшихся в парижских кафе,
Сислей был последним. Тем не менее,
именно его, молчаливого, но неизменно
надежного, выбирали обычно в комиссии
по устройству выставок и для принятия
важнейших для всей группы решений.
После
бульвара Капуцинов Сислей участвовал
в импрессионистских экспозициях 1876 и
1877 годов, но затем отошел от выставок.
Всецело отдавшись одной живописи,
общаясь только с семьей, он ведет
полунищее существование, получая
ничтожные суммы за свои картины и все
глубже увязая в долгах. Но главное,
возрастает его одиночество и отчуждение
от коллег. С 1882 года Сислей вообще
оставляет традиционные встречи
импрессионистов. Радостный свет остается
только в его пейзажах.
И
в 90-е годы художник не добился того
успеха, какой к тому времени обрели
Писсарро, Ренуар и Моне. В 1897 году Сислей
делает последнюю отчаянную попытку
вырваться из забвения при помощи
персональной выставки. То, что критика
и на нее ответила дружным молчанием,
стало для живописца последним ударом.
Тогда только он вспомнил о товарищах
юности и вызвал одного из них для
прощания. Через шесть дней после приезда
Клода Моне - 29 января 1899 года Альфред
Сислей умер в городке Морэ.
Популярное
в моем блоге в
феврале
2018
года
Комментариев нет:
Отправить комментарий