Анри
Эжен Огюстен Ле Сиданэ (фр. Henri Eugène
Augustin Le Sidaner, род. 7 августа 1862 г. Порт-Луи,
Маврикий — ум. 16 июля 1939 г. Париж) —
французский художник, работавший в
различных художественных направлениях
(импрессионизм, неоимпрессионизм,
символизм и др.).
Художник родился в семье капитана корабля на о. Маврикий. После окончания Франко-прусской войны 1870—1871 гг. семья Ле Сиданэ возвращаются во Францию и поселяется в Дюнкерке. Здесь Анри берет свои первые уроки рисования у местного художника Александра Десмита. При его поддержке Ле Сиданэ, удостоенный городской стипендии и приехавший в Париж в 1880 г., в 1882 году поступает в парижскую Школу изящных искусств, в класс художника Александра Кабанеля. Вскоре, увлеченный Мане и импрессионистами, он отходит от усвоенных им ранее принципов классической живописи.
В 1882—1887 гг. живет в Этапле (Па-де-Кале) - маленьком рыболовецком порту, превратившемся в курорт. А. Кабанель помог своему ученику добиться разрешения на экспозицию его работ на ежегодной выставке в Парижском салоне, в 1887 проходит выставка картин Ле Сиданэ в «Салоне французских художников», позже, в 1894 г. — в Салоне Национального общества изящных искусств. Ле Сиданэ, сумевший угодить взыскательному вкусу парижской публики, добивается известности как живописец, картины его охотно покупаются. Его работы выставляются регулярно в Парижских салонах конца XIX столетия, в парижской галерее Анри Пети, в галерее Гупиль в Лондоне (Goupil Galleries). Ле Сиданэ сдружился с Анри Мартеном и Эрнестом Лораном, с 1896 г. его творчество приобретает в значительной степени литературную направленность. В 1898–1899 гг., уехав из Этапля, живет в Брюгге, воспетом Роденбахом. Как и многие символисты, писатели и художники, Ле Сидане был пленен этим городом, очарован здешним матовым светом. Но в 1900 г. он возвращается во Францию: сначала поселяется в Бове, затем переезжает в расположенный неподалеку прелестный городок Жерберуа, после чего окончательно обосновывается в Версале. Вообще же Ле Сиданэ много путешествовал. Он посетил как мировые метрополии — Нью-Йорк, Лондон, Рим, Венецию, так и живописные уголки Франции, где делает многочисленные этюды (побережье Нормандии, Бретань, Пиренеи).
Произведения Ле Сиданэ — преимущественно интерьеры, пейзажи и натюрморты — созданы в основном в импрессионистской манере. Его искусство, богатое нюансами, верно эстетике символизма: он стремился не просто изображать природу, но пытался одухотворить ее, придавая ей характерную символистскую атмосферу нежной грусти. Его живопись интеллектуальна по содержанию: память преображает непосредственные впечатления, окружая их тайной. Он подлинный «живописец души»: его девушки в белом, будто зачарованные колокольным звоном, — это «сонм туманных видений, снегурочек с распахнутыми в жизнь наивными глазами», пишет Габриель Муре. Поздние картины Ле Сидане — пейзажи без единой живой души: сады, монастыри, пустынные улицы — оставляют ощущение покоя и сосредоточенности.
Еще при жизни Ле Сиданэ получил прозвище «Метерлинк живописи». Живопись А. Ле Сиданэ нашла восторженные отзывы у Марселя Пруста. В четвёртом томе его эпопеи В поисках утраченного времени (Содом и Гоморра) один из героев романа, коллекционер, расходует огромные денежные суммы на покупку кортин Ле Сиданэ.
Художник родился в семье капитана корабля на о. Маврикий. После окончания Франко-прусской войны 1870—1871 гг. семья Ле Сиданэ возвращаются во Францию и поселяется в Дюнкерке. Здесь Анри берет свои первые уроки рисования у местного художника Александра Десмита. При его поддержке Ле Сиданэ, удостоенный городской стипендии и приехавший в Париж в 1880 г., в 1882 году поступает в парижскую Школу изящных искусств, в класс художника Александра Кабанеля. Вскоре, увлеченный Мане и импрессионистами, он отходит от усвоенных им ранее принципов классической живописи.
В 1882—1887 гг. живет в Этапле (Па-де-Кале) - маленьком рыболовецком порту, превратившемся в курорт. А. Кабанель помог своему ученику добиться разрешения на экспозицию его работ на ежегодной выставке в Парижском салоне, в 1887 проходит выставка картин Ле Сиданэ в «Салоне французских художников», позже, в 1894 г. — в Салоне Национального общества изящных искусств. Ле Сиданэ, сумевший угодить взыскательному вкусу парижской публики, добивается известности как живописец, картины его охотно покупаются. Его работы выставляются регулярно в Парижских салонах конца XIX столетия, в парижской галерее Анри Пети, в галерее Гупиль в Лондоне (Goupil Galleries). Ле Сиданэ сдружился с Анри Мартеном и Эрнестом Лораном, с 1896 г. его творчество приобретает в значительной степени литературную направленность. В 1898–1899 гг., уехав из Этапля, живет в Брюгге, воспетом Роденбахом. Как и многие символисты, писатели и художники, Ле Сидане был пленен этим городом, очарован здешним матовым светом. Но в 1900 г. он возвращается во Францию: сначала поселяется в Бове, затем переезжает в расположенный неподалеку прелестный городок Жерберуа, после чего окончательно обосновывается в Версале. Вообще же Ле Сиданэ много путешествовал. Он посетил как мировые метрополии — Нью-Йорк, Лондон, Рим, Венецию, так и живописные уголки Франции, где делает многочисленные этюды (побережье Нормандии, Бретань, Пиренеи).
Произведения Ле Сиданэ — преимущественно интерьеры, пейзажи и натюрморты — созданы в основном в импрессионистской манере. Его искусство, богатое нюансами, верно эстетике символизма: он стремился не просто изображать природу, но пытался одухотворить ее, придавая ей характерную символистскую атмосферу нежной грусти. Его живопись интеллектуальна по содержанию: память преображает непосредственные впечатления, окружая их тайной. Он подлинный «живописец души»: его девушки в белом, будто зачарованные колокольным звоном, — это «сонм туманных видений, снегурочек с распахнутыми в жизнь наивными глазами», пишет Габриель Муре. Поздние картины Ле Сидане — пейзажи без единой живой души: сады, монастыри, пустынные улицы — оставляют ощущение покоя и сосредоточенности.
Еще при жизни Ле Сиданэ получил прозвище «Метерлинк живописи». Живопись А. Ле Сиданэ нашла восторженные отзывы у Марселя Пруста. В четвёртом томе его эпопеи В поисках утраченного времени (Содом и Гоморра) один из героев романа, коллекционер, расходует огромные денежные суммы на покупку кортин Ле Сиданэ.
Популярное
из моей коллекции
анекдотов
в августе 2019
года
Комментариев нет:
Отправить комментарий