Страницы

О моих учителях

Мне интересно многое: живопись, современный арт, старые фотографии и много еще чего.

Если же кого-то интересует моя особа и мое творчество, то советую воспользоваться навигацией (та, что на строку выше). Там я в какой-то мере систематизировал личную информацию.

пятница, 18 февраля 2011 г.

А «литературным негром» пойдете?

Очередная статья о деликатной теме - теме авторства. То есть тут некий дуализм  - или двойной стандарт, если угодно, присутствует - есть два авторских права - имущественное и неимущественное. Последнее продать нельзя. Но это с точки зрения закона. И только теоретически. Но ведь практически продают... а продают потому, как покупают...

То есть я эту статью размещаю только как пищу для размышлений... 


Ваш Алексей Надэмлинский. 


А «литературным негром» пойдете?

- Уму не постижимо! – возмущалась начинающий журналист Вита перед подругой. – Как?! Ну вот как, скажи мне, пожалуйста, у именитых авторов получается выпускать такое количество новых книг за такой короткий промежуток времени?! Вот, к примеру, та же Дарья Донцова выпускает энное количество новых романов за год. Как ей это удается?! Какая удивительная и похвальная работоспособность, кладезь творческих идей и сюжетов!
- Это… - не скрывая удивления, отвечала Вите подруга – «Литературные негры» еще со времен Дюма не новость…



- Литературные кто? – сосредоточено сощурилась Вита.
- «Литературные негры». А ты не слышала о них что ли? Это целая команда авторов, которые работают под одним брендом. К примеру, под брендом Борис Акунин. Кстати, если проанализировать последние романы Бориса Акунина, то становится совершенно очевидным, что на него пишет «литературный негр» или даже целая литературная бригада. Потому как стиль его последних произведений настолько разительно отличается от того же «Азазеля».

- Честное слово, никогда не слышала о таком культурном явлении, – растерялась Вита.
- А ты думала! Начинающему автору, пусть даже и очень талантливому, очень сложно пробиться через все раскрученные писательские бренды: Донцова, Маринина, Акунин, Минаев, Робски, Дашкова и т.д. и т.п. Оттого подаются эти самые начинающие авторы в «литературные негры» к именитым коллегам на поприще писательства. Причем совершенно не обязательно, что «литературный негр» пишет новую книгу под раскрученной фамилией от начала и до конца. Одни «литературные негры» делают исторические вставки, другие - ответственны за любовную линию и т.п. Из-за этого в современной литературе не редки ляпы, не слабее своих кинособратьев.

А ведь подруга Виты действительно говорит о совсем не новых вещах в литературной жизни. В киноленте «Другой Дюма», не так давно вышедшей в прокат на постсоветском пространстве, авторы рассказывают зрителю о взаимоотношениях Александра Дюма-отца с его «литературным негром» Огюстом Маке. Есть свидетельства, что такие знаменитые романы как «Д’артаньян и три мушкетера», «Королева Марго», «Графиня де Монсоро» и еще многие другие произведения написал именно последний.

Александр Дюма-старший получил к своему имени не случайно приставку «отец». И дело не только в том, что сын его тоже попробовал себя на литературном поприще. Дело еще и в том, что Дюма-старший был очень влиятельным и обеспеченным человеком своего времени. Он сам себе придумал прозвище «отец» и действительно был «отцом» для целой армии «литературных негров», которые издавались под брендом «Дюма-отец». За свою жизнь Дюма-старший издал более 600 томов своих произведений. Под силу ли это хоть одному пишущему автору? Не это ли доказательство широкого использования Дюма-старшим труда «литературных негров»?

Дюма-отец был своего рода мощным монополистом на литературном рынке того времени, просочиться на который и быть изданным тому же Огюсту Маке, было практически нереально. Издатели того времени признавались начинающему автору, что произведения его заслуживают внимания, но отказывались их печатать из-за неизвестности автора. Другое дело напечатать нашумевшего Дюма…

В роли «литературных негров» в свое время побывали такие именитые писатели, как Куприн, Илья Ильф, Евгений Петров и др.

Сегодня, когда едва ли не каждый второй (а может и первый) мнит себя писателем или, по крайней мере, хорошим автором, мало что изменилось на рынке литераторов. И действительность такова, что рынок этот весьма и весьма плотный. Просочиться на него новичку практически невозможно. Сегодня для издателя при принятии решения о публикации того или иного литературного произведения определяющую роль играет «раскрученность» имени автора либо «раскрученность» имени главного героя литературного произведения.

Во всемирную паутину нет-нет да и просачиваются отдельные признания современных «литературных негров» об их работе в бригадах именитых авторов. Такая бригадная работа может строиться различными способами. В одном случае автор действительно в основном пишет сам с сохранением собственного стиля, а его помощники-«литературные негры» выписывают под его указку отдельные фрагменты будущего произведения. При этом автор четко контролирует связки фрагментов и окончательная редакция литературного произведения остается за ним.

В других случаях автор задает лишь тему и получает гонорар исключительно за имя, а вот вся черновая работа достается «литературным неграм» и редакторам. И, конечно же, широко распространен вариант, когда реальный автор отсутствует вовсе. Т.е. его имя изначально вымышлено издательством, а пишет под этим раскрученным именем целая бригада «литературных негров».Бытует непроверенная информация, что к последним относится бренд Пелевин.

Так ли уж плохо быть «литературным негром»? На самом деле, не такое уж постыдное это занятие для начинающего подающего надежды автора. Во-первых, согласие на роль «литературного негра» - это возможность писать за деньги, быть сразу опубликованным и, что самое главное, купленным и прочитанным конечным потребителем, т.е. читателем. Во-вторых, у автора есть возможность посвятить себя всецело творчеству, которое однозначно будет востребовано, а не тратить время, силы, деньги на свою раскрутку. В конечном счете, подработки «литературным негром» могут дать возможность понять автору «литературную кухню» и, в конце концов, выйти на рынок под собственным именем

Плох или хорош факт существования «литературных негров», но в итоге в выигрыше остаются обе стороны сделки: и автор, и его «литературный негр». Первый поддерживает свой имидж активного пишущего успешного писателя, а второй остается при гонораре и попадает во внимание читателей.

Что же до гонораров современных «литературных негров», то они тоже не являются тайной за семью печатями. Средние расценки за подобную работу составляют порядка 100 долларов за 40 тыс. знаков. Состав бригады «литературных негров» - 2-8 человек. Конечно, ни один из современных модных авторов не афиширует свое сотрудничество с «литературными неграми». Но, скорее всего, уже не за горами времена, когда среди объявлений работодателей мы увидим «Требуется «литературный негр» без претензий на соавторство, оплата договорная».

Автор: Наталья Гришко
Взято отсюда

Комментариев нет:

Отправить комментарий