Страницы

О моих учителях

Мне интересно многое: живопись, современный арт, старые фотографии и много еще чего.

Если же кого-то интересует моя особа и мое творчество, то советую воспользоваться навигацией (та, что на строку выше). Там я в какой-то мере систематизировал личную информацию.

четверг, 4 ноября 2010 г.

Слово о моих учителях. В.К.Бялецкий

Вот еще одно сочинение об одном из моих учителей... 

Да, мне везло на учителей… Среди них было много ярких личностей. И Виктор Константинович Бялецкий был одним из них.

Поводом для написания этих строк послужило весьма тривиальное событие: около года назад я устроил ревизию своей старой домашней библиотеки. Книг накопилось в ней слишком уж много. Да, процесс сей назревал давно, но все руки не доходили - лет семь не доходили…

Некоторые из книг уже просто устарели, ибо были написаны (и доблестно отпечатаны тиражом не меньше, чем 100 тыс. экземпляров) с учетом политической конъюнктуры, но выглядели в нынешнее время, по крайней мере, смешными и наивными.

Иные были когда-то прочитаны, но наверняка уже не будут прочитаны еще раз… по крайней мере, мною не будут перечитаны точно.  К сожалению, должен был признать, что бесполезных книг оказалось гораздо больше, чем тех, которые хотелось бы читать, перечитывать и хранить… Как однажды мне сказал Настоящий Редактор - "Изданные книги - это испытание вечностью".

Процесс этот - пересмотра книг - наводил меня на некоторые весьма невеселые размышления о судьбе книг.  И о писателях… и о себе тоже… 

…Одним словом, мысли у меня были не совсем радостные. 

    …И вдруг… я наткнулся на иллюстрированный проспект Одесского русского драматического театра им. А.Иванова, изданного в 1978 году.  Более трех десятков лет для такого издания - весьма солидный возраст.



    Я открыл проспект, и на меня глянуло лицо моего учителя.  А я ведь и думать о нем совсем перестал… А он смотрел - насмешливо и словно говорил: "Забыл меня? А я ведь тебя помнил…"

    Честно - мне стало стыдно. Забыть своего учителя… Господи, это же почти библейский сюжет - предать Учителя, отречься от него… вроде бы и не отрекался, и не предавал… но забыл…

    Ощутил себя хуже библейского Иуды…

    …Нужные книги я педантично расставил по полкам… ненужные - какие сдал букинистам, какие - на макулатуру, а какие - в библиотеки. Кстати, в макулатуру ушли многие… Но…

    …Но проспект я уложил в папку с нужными документами и… забыл… снова забыл… Даже не забыл, а просто… просто отложил до более подходящих времен.

    Несколько раз я возвращался к этому проспекту… Перерыв весь свой архив фотографий, я вдруг, к своему ужасу, понял, что у меня нет ни одной фотографии своего учителя…

Я обратился к друзьям. Безрезультатно.

Думал, что в Интернете есть все. А зря так думал! Бялецкий в Интернете представлен только строчкой в телефонном справочнике…

…Прости, Виктор Константинович, что я только сейчас пишу эти строки…

***

…Начал писать…

***


…Интересно, почему Одесский русский драматический театр носит имя А. Иванова? Нет, я понимаю, что "на Ивановых вся Россия держится", но имени "председателя Одесского Губисполкома"… хорошо, что еще не ЧК… Нет, я понимаю, что можно было бы его назвать именем А. С. Великанова - купца, который его создал и построил…  или следующего его владельца, давшего ему название "русский" - имени Ф. Рафаловича. О деятелях искусств я уже и молчу - можно хоть имени Сары Бернар, хоть имени Элеоноры Дузе, которые выступали на той сцене…

Ладно… зачем такие вопросы - вопросы, которые выходят за границы моей компетенции?

…меня, похоже, как всегда,  заносит в дебри - не те дебри, но… все же…

***

    Я вышел ростом и лицом -
    Спасибо матери с отцом,-
    С людьми в ладу - не понукал, не помыкал,
    Спины не гнул - прямым ходил,
    Я в ус не дул, и жил как жил,
    И голове своей руками помогал...

Это написал Высокий… Владимир Семенович… я общался со многими, кто лично знал Высоцкого, и мне иногда кажется, что и я его энал… но… мне все же кажется, что эти строки написаны именно о моем учителе - Викторе Константиновиче Бялецком. Подозреваю, что они знали друг друга, но… Бялецкий никогда не упоминал об этом. А я никогда об этом и не спрашивал…

Но эти слова вполне могли быть написаны о Викторе Константиновиче… Впрочем, Бялецкий был старше Высоцкого…

***
 Господи, это же не то!!!!

Совсем НЕ ТО!!!

***

И снова не то вспомнилось: "- Революция, -- ответил бывший слепой. -- Раньше я платил городовому на углу Крещатика и Прорезной пять рублей в месяц, и меня никто не трогал. Городовой следил даже, чтобы меня не обижали. Хороший был человек! Фамилия ему была Небаба, Семен Васильевич. Я его недавно встретил. Он теперь музыкальный критик. А сейчас? " (И.Ильф., Е.Петров)

Порочный тезис "кухарка может управлять государством" принес нашему обществу большую беду - засилье дилетантов-неумех.

Так вот… он был не из этих… Он был профессионалом.  

***

…Мы познакомились с ним случайно…

Создавалось тогда при Одесском Портклубе нечто новое, что таинственно и непонятно называлось Гинотетр…

О нем, Гипнотеатре до сих пор ходит ряд легенд и слухов… я пока могу только отправить к цитате и ссылке на цитату  с сайта о Григории Всеволодовиче Рожковском  -

"В 1976 – 1980 гг. проводил совместные исследования парапсихологии и биоэнергетики с Институтом Земного магнетизма и распространения радиоволн; 1977 – 1982 г. – период исследования и открытия состояния "Х-фазы", на основе которого был создан первый в мире гипнотеатр". Источник  находится по этой ссылке. 


Формат статьи не предполагает о рассказе о Гипнотеатре (сколько, я об этом уже выслушал домыслов). Об этом я расскажу как-нибудь позже. Скажу только, что после просмотра всех статей в Интернете, которые мне выдал Гугл и Яндекс, я смеялся поначалу как дитя, а потом мне хотелось плакать.

Сейчас речь о другом. В 1981 году мой сокурсник попал в Гипнотетр. Мы дружили с ним тогда… впрочем, почему дружили? Дружим до сих пор! Он показал мне ту пьесу, которую они коллективно сочинили для театра, а я раскритиковал ее в пух и прах. А чтобы не быть голословным, за два вечера настрочил им пьесу по рассказу Джека Лондона.

Сейчас я уже на подобный "подвиг" уже не способен… Наисать пьесу за два вечера -  для этого тебе должно быть двадцать лет…

Но в театре оценили мои литературные данные, и так я познакомился с Г.В.Рожковским - руководителем этого коллектива. А тот, в свою очередь,  отправил меня к художественному руководителю - Бялецкому Виктору Константиновичу.

Так и состоялось наше знакомство…

***

…И было это в 1982 году… если мне не изменяет память.

К тому времени Виктор Константинович уже отошел от режиссуры.

Отошел по причине здоровья - каждая постановка в то время - да и только ли в то? - стоила режиссеру огромное количество нервной энергии.

Написал эти строки и вдруг вспомнил, как Виктор Константинович рассказывал о том, что он когда ставил спектакль "Президент", то угодил с инфарктом на больничную койку. Но на генеральную репетицию спектакля Виктор Константинович сбежал из больницы…




    Актеры посмотрели на этот "героизм" и одна актриса громко заметила: "Ой, помрет, бедолага!"

    Виктор Константинович потом вспоминал эту реплику со смехом.

Вспомнилось это не просто так. Виктор Константинович хотя и оставил свою работу в театре, но… ему было тяжело без творчества. Любительскими театрами Виктор Константинович не хотел заниматься, а наш коллектив был не совсем обычным… начиная одним только названием - Гинотеатр, и, кончая целями, которые мы по своей наивности и  молодости поставили перед собой…

    Да, мы были молоды, амбициозны и в чем-то наивны  - одним словом, обладали всеми недостатками и достоинствами, которые характерна молодость. В наших головах не сразу как-то уложилось то, что спектакль "Ропс" в Театре юного зрителя, который мы смотрели школьниками, поставил этот грузный, интеллигентный человек.

    Он никогда нас не поучал. Он просто учил. Учил тактично, мягко и… именно интеллигентно. С тех пор прошло много лет, и когда недавно я встретился со своими друзьями по Гипнотеатру кто-то из нас, пятидесятилетних, вдруг вспомнил: "Помните, как Бялецкий нас тактично подводил к правильному решению?" Все как-то грустно замолчали. И я тогда понял, что не я один все это время считал его своим учителем…

***



    В нашем молодом мозгу как-то сразу и не уложилось и то, что спектакль русского драматического "Притворщики" (по пьесе Э. Брагинского  и Э. Рязанова) поставлен именно Виктором Константиновичем. 








Тяжело как-то стыковалось то, что мы видели на театральной сцене с человеком, реальным человеком, с которым мы общались.

    Уже недавно я столкнулся с подобным эффектом. Ведя детскую студию "Проба пера" при читальном зале детской библиотеки, я сталкивался с подобным. Узнав, что я автор книг, которые они читали в библиотеке, некоторые впадают в какое-то оцепенение. А некоторые почему-то начинают сбивчиво пересказывать мне сюжет моей же книги (!). Но это дети 10-12 лет.

    Мы же были взрослее… И все же подобный эффект наблюдался.

***

    Но я снова отвлекся.

    Виктор Константинович порекомендовал всем прочитать книгу К.С.Станиславского "Моя жизнь в искусстве". Забегая вперед, скажу, что эта книга надолго стала любимой книгой многих из нас.

    А сам Виктор Константинович не переставал втолковывать нам, что театр - искусство коллективное… что нет театра, когда зрители идут не на спектакль, а на "звезду".  И еще многие вещи, которые определили не только наше дальнейшее отношение к искусству, но и к самой жизни в общем.

    Во всяком случае, благодаря ему, мы все получили хорошую прививку против "звездной болезни". По крайней мере, встречаясь с бывшими коллегами по Гипнотеатру, я и сейчас - в зрелом возрасте - замечаю у них абсолютное отсутствие этой самой болезни, хотя многие достигли достаточно больших высот - кто в бизнесе, кто в журналистике...

***

    Лично у меня с Бялецким сложились свои отношения. Причин тому много…

    Перечислять их - сильно долго, да и незачем. Назову две основных причины.

    Первая основная причина - я никогда не мечтал и не претендовал на актерские лавры.  В силу своего любопытства мне было интересно все, что связано с театром и особенно с драматургией.

    Вторая - в нашу первую встречу я показал Виктору Константиновичу несколько своих рассказов… Сейчас я понимаю, что мои опусы чем-то понравились ему. Автору необязательно слушать похвалу от слушателя. Автор понимает каким-то шестым чувством - нравится ли его произведение слушателю или нет.

     Так или иначе, но Виктор Константинович стал не то, что опекать меня, но… невольно стал моим учителем. Благодаря ему я понял, что профессия писателя и  актера имеют очень много общего.  Долго распространяться на этот счет не буду - это выходит за рамки моей статьи.

    К тому же мы жили неподалеку друг от друга. И часто встречались просто так - помимо репетиций.

    Виктор Константинович долго и терпеливо рассказывал мне разницу между драматургией и книгой. Да и много еще чего. У него был острый глаз - проходя по улице, он мог заметить очередной  рекламно-пропагандисткий "ляп" того времени. Без преувеличения могу сказать - он научил меня смотреть вокруг. Смотреть и видеть.  

***

    Сейчас, когда я прочел много книг по технике создания сценариев, книг и тому подобное, я каждый раз понимаю, что каждая из этих книг хороша, но... по большому счету они все повторяют слова Виктора Константиновича и… еще не договаривают очень многого, что сказал он; сказал так, между дела, иногда серьезно, иногда вроде бы в шутку.

***

И только сейчас я понимаю, что за тот год тесного общения с Виктором Константиновичем, я получил больше знаний, чем за несколько десятков лет…

***

Случилось так, что я ушел из Гипнотеатра, а через некоторое время и сам Гипнотеатр был закрыт.

Мы еще встречались некоторое время с Виктором Константиновичем, а потом наши встречи стали все реже. Потом я женился. Меня засосал быт и… встречи наши как-то прекратились.

…В последний раз мы встретились случайно то ли в 1986, то ли 1987 году. При Горбачеве уже отменили цензуру - вернее заменили ее "общественной сдачей спектакля".  Сейчас уже трудно дать определение этого нагромождения слов. Говоря коротко, это был предпремьерный показ для тех же деятелей от цензуры, но на который попадали и "представители общественности" (читай - друзья и родственники работников театра).

     В силу определенных обстоятельств я попал на одну такую сдачу  - в театр музыкальной комедии.

До начала спектакля было еще полчаса, но зал был заполнен до отказа.

Первые 14 рядов были зарезервированы для "особо почетных гостей".  Поскольку я к "особо почетным" не относился, то я с трудом расположился в середине зала и вдруг увидел Виктора Константиновича, которого какой-то работник театра вел в первые ряды.

Я обрадовался, как ребенок и, наплевав на все правила приличия, завопил:

- Виктор Константинович!

Окружающие стали бросать на меня недовольные взгляды. Но мне было уже все равно.

…Виктор Константинович услышал меня то ли с третьего, то ли с четвертого раза.

Преодолевая гул зала, без особых усилий он "театральным шепотом" ответил мне через весь зрительный зал:

- Встретимся в антракте в фойе. Я еще сам не знаю, куда меня усадят.

Мне стало неловко: ведь этому "шепоту" Виктор Константинович долго учил нас… но оказалось, что в нужный момент я напрочь забыл об этом. Я - плохой ученик? Вот именно от этой мысли мне стало неловко.

…В антракте мы встретились в фойе с Виктором Константиновичем. Он был рад нашей встрече, как мне показалось, не меньше моего. Во всяком случае, прогуливаясь со мной по фойе, Виктор Константинович здоровался  то с тем, то с этим деятелем культуры, знакомил меня с кем-то, но далеко меня не отпускал, а в конце антракта просто сказал:

- Рядом со мной есть свободное место. Пошли, сядем рядом.

…Забегая вперед, скажу, что со многими, с кем познакомил меня в фойе Виктор Константинович, я встречался и общался и дальше.

…После спектакля я проводил его домой. По дороге мы говорили о многом, наслаждаясь общением. Под конец нашего разговора Виктор Константинович как-то грустно заметил:

- А я вот впервые за последний год в театр выбрался. Да и то - Миша Ивницкий пригласил посмотреть на декорации, которые он сделал.

Кто в Одессе не знал в то время Михаила Ивницкого - заслуженного художника Украины?

Я выразил восхищение декорациями. Виктор Константинович как-то рассеянно кивнул. Мы расстались… как выяснилось, навсегда.

***

    К чему это я? Обидно мне, что в Интернете, в котором можно найти информацию обо всем, я так и не нашел ничего о В.К. Бялецком. Всего лишь строчка в телефонном справочнике.

    Статья эта - только черновой и беглый набросок рассказа о замечательном человеке. Человеке, которого я с гордостью называю своим Учителем. Нет, не забыл я своего Учителя.

    Вот только не было бы стыдно моему Учителю за меня? Эта мысль всегда подсознательно сидит у меня в мозге, когда я перечитываю текст своей уже готовой книги.

    Хочется верить, что нет.  


P.S. Недавно смотрел короткометражку одного знакомого режиссера - неплохого профессионала. Авторская версия фильма была в двух вариантах - на двух языках: русском и украинском…

Короткометражка хорошая, но что-то меня коробило. Вспомнил Виктора Константиновича. И вдруг понял! А когда понял, напрямик спросил у режиссера:

- Почему в русскоязычной версии актеры так жутко врут? Украинский вариант лучше - поверь мне, русскоязычному детскому писателю.

Он ответил просто:

- Озвучку украинскую делали профессиональные актеры, а на русскую уже бюджет поджимал. А как ты понял?

Я пожал плечами:

- Школа хорошая была.

А что я еще мог ему сказать?

Одесса
осень 2010 года

Комментариев нет:

Отправить комментарий