(окончание)
Итальянский живописец; наряду с Джорджоне, Тицианом и Веронезе один из величайших венецианских мастеров эпохи Возрождения. Родился в Венеции осенью 1518. Его настоящее имя – Якопо Робусти (Jacopo Robusti). Считается, что он учился у Тициана. Успех пришел к Тинторетто в 1548, и с этого времени до самой смерти в 1594 он вел спокойную, но деятельную жизнь в Венеции, работая над украшением церквей и государственных зданий.
Первое крупное произведение Тинторетто, Чудо св. Марка (Венеция, галерея Академии), было создано в 1548 по заказу религиозного братства Скуола ди Сан Марко. В картине представлен драматичный момент, когда палач собирается убить раба молотом. Св. Марк спускается с неба, и молот чудесным образом ломается на глазах у изумленных палача и судьи. Фигура св. Марка показана в смелом ракурсе и выделена с помощью цвета и вспышки света. Светлые и темные пятна оживляют переднюю плоскость картины, контрастируя с бледными тонами дальнего плана. Легкость, с которой художник манипулирует цветом и светом, типична для живописцев венецианской школы. Все это Тинторетто дополнил блестящим рисунком и использованием жестких скульптурных форм; эта черта его стиля близка манере тосканских мастеров, таких, как Мантенья и Микеланджело.
В самом начале своей творческой деятельности Тинторетто написал ряд портретов венецианцев. Первые из них еще напоминают по манере исполнения произведения Тициана; работы зрелого периода выполнены в более оригинальном стиле. Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто. В 1562 художник создал еще три картины для Скуола ди Сан Марко. На полотне Обретение тела св. Марка (Милан, галерея Брера) изображены три благочестивых венецианца, которые обнаружили тело св. Марка и перевезли его из Александрии, чтобы спасти от сожжения язычниками. В полутемном коридоре, уставленном гробами, св. Марк появляется над своими мощами, чтобы указать место их погребения. Цвет приглушен и подчинен мистическому свету, который едва касается краев предметов фосфоресцирующими отблесками. То же ощущение ирреальности наполняет картину Похищение тела св. Марка (1562, Венеция, галерея Академии). Молния пронзает небо над головами людей, несущих тело через площадь, на которую обрушиваются дождевые потоки. И снова мы проникаем в глубину пространства там, где формы кажутся случайно вырванными из темноты игрой света. Композиция Св. Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма.
В 1564 проходил конкурс на украшение здания Скуола ди Сан Рокко, на который художники должны были представить предварительные наброски. Тинторетто выиграл конкурс, показав на нем законченную живописную композицию. На полотне Распятие из цикла для Скуола ди Сан Рокко (1565) центральное место занимает образ Христа, торжествующего над неохватным миром. Изображение распятого Христа оказывается изолированным и находится в центре большого овала, образованного фигурами палачей и скорбящих.
Тинторетто был не только автором интерпретаций христианской истории, но и декоратором. В картине Происхождение Млечного Пути (Лондон, Национальная галерея), созданной после 1570, он использовал космогоническую легенду как повод для изображения контраста нежной мягкой плоти и тяжелых одежд. Размещение персонажей по кругу – любимый прием мастера – использовано им и в картине Вакх и Ариадна (1578, Венеция, Дворец дожей), одной из четырех композиций, которые должны были символизировать мудрость венецианских властей.
В 1565–1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. Картина Медный змий – сложная композиция, в которой изображены сильные мускулистые тела, написанные в стилистике Микеланджело. В Поклонении волхвов подчеркнут «человеческий», гуманистический аспект происходящего: пастухи передают еду бездомной семье. В композиции Благовещение чудесное событие совершается в момент драматического напряжения, в почти натуралистически переданной обстановке. В картине Бегство в Египет действие происходит на фоне пышной растительности; Иосиф пригибает голову осла, чтобы Богоматерь могла сойти и отдохнуть.
В 1570 Тинторетто начал самое монументальное из своих произведений – Рай (Венеция, Дворец дожей). Работа над этой огромной композицией, где изображено около пятисот персонажей, заняла у Тинторетто и его учеников десять лет. Предварительный эскиз картины находится в Лувре; большинство исследователей считают, что он лучше законченного произведения, слишком правильного и сухого.
Картина Тайная вечеря (Венеция, церковь Сан Джорджо Маджоре) была создана между 1592 и 1594. На первый взгляд кажется, что ощущение чуда затмевается видом пиршества; жанровые детали переданы весьма подробно. Комнату наполняет сверхъестественный свет, головы Христа и апостолов окружают сияющие ореолы. Это полотно можно назвать итоговым произведением в творчестве Тинторетто.
Итальянский живописец; наряду с Джорджоне, Тицианом и Веронезе один из величайших венецианских мастеров эпохи Возрождения. Родился в Венеции осенью 1518. Его настоящее имя – Якопо Робусти (Jacopo Robusti). Считается, что он учился у Тициана. Успех пришел к Тинторетто в 1548, и с этого времени до самой смерти в 1594 он вел спокойную, но деятельную жизнь в Венеции, работая над украшением церквей и государственных зданий.
Первое крупное произведение Тинторетто, Чудо св. Марка (Венеция, галерея Академии), было создано в 1548 по заказу религиозного братства Скуола ди Сан Марко. В картине представлен драматичный момент, когда палач собирается убить раба молотом. Св. Марк спускается с неба, и молот чудесным образом ломается на глазах у изумленных палача и судьи. Фигура св. Марка показана в смелом ракурсе и выделена с помощью цвета и вспышки света. Светлые и темные пятна оживляют переднюю плоскость картины, контрастируя с бледными тонами дальнего плана. Легкость, с которой художник манипулирует цветом и светом, типична для живописцев венецианской школы. Все это Тинторетто дополнил блестящим рисунком и использованием жестких скульптурных форм; эта черта его стиля близка манере тосканских мастеров, таких, как Мантенья и Микеланджело.
В самом начале своей творческой деятельности Тинторетто написал ряд портретов венецианцев. Первые из них еще напоминают по манере исполнения произведения Тициана; работы зрелого периода выполнены в более оригинальном стиле. Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто. В 1562 художник создал еще три картины для Скуола ди Сан Марко. На полотне Обретение тела св. Марка (Милан, галерея Брера) изображены три благочестивых венецианца, которые обнаружили тело св. Марка и перевезли его из Александрии, чтобы спасти от сожжения язычниками. В полутемном коридоре, уставленном гробами, св. Марк появляется над своими мощами, чтобы указать место их погребения. Цвет приглушен и подчинен мистическому свету, который едва касается краев предметов фосфоресцирующими отблесками. То же ощущение ирреальности наполняет картину Похищение тела св. Марка (1562, Венеция, галерея Академии). Молния пронзает небо над головами людей, несущих тело через площадь, на которую обрушиваются дождевые потоки. И снова мы проникаем в глубину пространства там, где формы кажутся случайно вырванными из темноты игрой света. Композиция Св. Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма.
В 1564 проходил конкурс на украшение здания Скуола ди Сан Рокко, на который художники должны были представить предварительные наброски. Тинторетто выиграл конкурс, показав на нем законченную живописную композицию. На полотне Распятие из цикла для Скуола ди Сан Рокко (1565) центральное место занимает образ Христа, торжествующего над неохватным миром. Изображение распятого Христа оказывается изолированным и находится в центре большого овала, образованного фигурами палачей и скорбящих.
Тинторетто был не только автором интерпретаций христианской истории, но и декоратором. В картине Происхождение Млечного Пути (Лондон, Национальная галерея), созданной после 1570, он использовал космогоническую легенду как повод для изображения контраста нежной мягкой плоти и тяжелых одежд. Размещение персонажей по кругу – любимый прием мастера – использовано им и в картине Вакх и Ариадна (1578, Венеция, Дворец дожей), одной из четырех композиций, которые должны были символизировать мудрость венецианских властей.
В 1565–1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. Картина Медный змий – сложная композиция, в которой изображены сильные мускулистые тела, написанные в стилистике Микеланджело. В Поклонении волхвов подчеркнут «человеческий», гуманистический аспект происходящего: пастухи передают еду бездомной семье. В композиции Благовещение чудесное событие совершается в момент драматического напряжения, в почти натуралистически переданной обстановке. В картине Бегство в Египет действие происходит на фоне пышной растительности; Иосиф пригибает голову осла, чтобы Богоматерь могла сойти и отдохнуть.
В 1570 Тинторетто начал самое монументальное из своих произведений – Рай (Венеция, Дворец дожей). Работа над этой огромной композицией, где изображено около пятисот персонажей, заняла у Тинторетто и его учеников десять лет. Предварительный эскиз картины находится в Лувре; большинство исследователей считают, что он лучше законченного произведения, слишком правильного и сухого.
Картина Тайная вечеря (Венеция, церковь Сан Джорджо Маджоре) была создана между 1592 и 1594. На первый взгляд кажется, что ощущение чуда затмевается видом пиршества; жанровые детали переданы весьма подробно. Комнату наполняет сверхъестественный свет, головы Христа и апостолов окружают сияющие ореолы. Это полотно можно назвать итоговым произведением в творчестве Тинторетто.
Популярное
из моей коллекции
анекдотов
в марте 2018
года
Комментариев нет:
Отправить комментарий