Страницы

О моих учителях

Мне интересно многое: живопись, современный арт, старые фотографии и много еще чего.

Если же кого-то интересует моя особа и мое творчество, то советую воспользоваться навигацией (та, что на строку выше). Там я в какой-то мере систематизировал личную информацию.

пятница, 21 февраля 2014 г.

О ламерстве и ламерах

Алексей Надэмлинский
Е-mail: an61@ukr.net
 
 


Теперь хочу рассказать об этом течении в среде компьютерщиков.

Поскольку впервые я сел за компьютер еще в прошлом веке — еще при СССР в 1990 году, то стажа работы за компьютером у меня предостаточно. Да и опыта тоже — начинал я с операционной системы MS-DOS, был фидошником (только не спрашивайте что это такое — слишком длинной получится статья). Да и практически все мои домашние компьютеры были собраны мною лично под мои нужды. Правда, последний компьютер я купил в сборе — все отдельно выбранные комплектующие, мне собрали вместе в качестве бонуса. Впрочем, это совсем другая история.


Одним словом, новичком меня вряд ли можно назвать. Поймите меня правильно — я себя не считаю «кул хакером», но кое в чем разбираюсь.

Причиной же написания этих строк послужила фраза одной моей знакомой — дамы среднего возраста: «Молодежь нынче разбирается в компьютерах лучше, чем старики».

Дама сия явно была обманута. Самое неприятное — не она одна. Но для того, чтобы объяснить причины ее обмана (или самообмана?) необходимо сделать несколько отступлений.

Отступление первое — филологическое

Впервые в моей практике Википедия оказалась не совсем точной:

«Ла́мер (от англ. lame— увечный, хромой)— на компьютерном сленге так называют человека, плохо умеющего обращаться с компьютером, неспособного или принципиально не желающего хорошо освоить работу на компьютере. Будучи употреблённым в отношении профессионального компьютерщика, это слово является оскорбительным. Часто этот термин употребляется для противопоставления понятиям «хакер», «компьютерный гуру». В русском языке вместо слова «ламер» часто употребляют слово «чайник» в значении «неопытный человек».



Но ведь «чайник» - это просто новичок. Этот термин, кстати, пришел в компьютерный мир от туристов, ибо новички-туристы обожали фотографироваться в позе — одна рука упирается в бок, а другой в альпеншток. Силуэт очень напоминает чайник.

А ламер это нечто другое... Убогий, но нахальный и самоуверенный субъект.

Более точное определение этого слова я нашел на ресурсе «Ответ» от маил ру:

«Ламер — (англ. lamer) неумелый пользователь ЭВМ, (не желающий ничему учиться) , тупица, с завышенной самооценкой. Не путать с начинающим пользователем, чайником. Русские варианты — ламо, ламачье, ламерье».


Коротко и ясно.

Отступление второе — комически-реальное

Не так давно зашел я в компьютерный салон.

Цель у меня была вполне конкретная — меня попросили найти модель ноутбука желательно без операционной системы, дабы впоследствии установить на нее морально устаревшую версию Windows XP. Человеку платить лишние деньги за ненужную ему операционку не хотелось и поэтому он обратился ко мне. Я объяснил мое отношение к такому подходу, но как говорил мой знакомый врач: «Если нельзя, но очень хочется, то можно»!

...Мое внимание в салоне привлек ноутбук известного брэнда, на котором судя по цене, то ли не было операционной системы, то ли был установлен FreeDOS, то ли Linux. Поскольку я не был уверен, что мой приятель будет в состоянии установить его любимую ХР вместо Linux, то, естественно, ориентировался я на FreeDOS: в этом случае проблем у него не должно было быть. Ведь самому устраивать танцы с бубном вокруг чужого компьютера мне не очень хотелось.

Как часто бывает в таких случаях, продавец-консультант был занят. Он с упоением рассказывал двум покупателям о «преимуществах замечательной операционной системы Windows 8». Покупатели — отец с великовозрастным сыном — явно выбирали свой первый компьютер и поэтому слабо представляли что именно им нужно. И подходили к покупке с позиции — чем дороже, тем лучше. Но что-то в этой позиции их все же подсознательно смущало и поэтому они обратились к продавцу-консультанту. А тот напористо «дожимал» клиентов.

Я терпеливо ждал. Пока ждал, почему-то подумал, что писать на ценнике Linux все равно, что попросить в аптеке «лекарств от болезней» - слишком уж много дистрибутивов Linux существует на белом свете.

...Продавец-консультант продолжал петь гимны и оды «гениальной системы» от Билла Гейтса. Правда, делал он это так напористо, что покупатели мягко сказали:

- Спасибо, мы подумаем.

И отошли в сторону.

Тут я задал свой наивный, почти детский вопрос:

- Скажите, а на этом ноуте какая система установлена: FreeDOS или Linux?

Лучше бы я промолчал, ибо то, что я услышал не лезло ни в какие ворота:

- Или FreeDOS или Linux... А какая разница?

У меня, как говорила одна старая одесситка, «в зобу дыхание сперло».

- Какая разница? В файловой системе хотя бы разница! FAT32 на минуточку отличается от ext4!

Он смотрел на меня, как баран на новые ворота. Все его красноречие и деловитый вид как ветром сдуло! Но взгляд его был... смотрел на меня юноша, как на идиота, не понимая о чем я вообще говорю.

А я поймал себя на то, что говорю достаточно громко. Почему-то я подумал, что таким тоном Остап Бендер кричал свое незабвенное: «Кто такой Студебеккер? Это ваш родственник Студебеккер? Папа ваш Студебеккер?.. Знатоки! Убивать надо таких знатоков! »

На мой крик души вышла женщина-администратор:

- Какие проблемы?

- У меня никаких, - ответил я. - А вы бы объяснили своему ламеру разницу между FreeDOS и Linux, а за одно и о файловых системах рассказали бы на досуге.

Я повернулся и вышел вон из салона. Краем глаза я видел, как покраснела администратор. Вероятно, слово «ламер» она восприняла, как нецензурное.

Кстати, колеблющиеся покупатели последовали за мной. Естественно, они ничего там не купили. Я на их месте тоже так поступил.

Заключение

К чему я это все?

Просто ламер — это, на мой взгляд, порождение «интуитивно понятного пользовательского интерфейса». Простота пользования порождает ощущение примитивности устройства. И недалекий человек, научившись нажимать три кнопки, найти в интернете «кряк» для взлома коммерческой программы и с его помощью взломав ее, вдруг ощущает себя этаким «кул хакером». Этаким компьютерным Рэмбо и Джульбарсом одновременно. И вести себя соответственно.

Вот и бродят эти мальчики-ламеры, вводя в заблуждение обычных людей. Кстати, женщин-ламеров я не встречал. Вероятно, это потому, что женщины не боятся показаться слабыми и просто сказать: «Я в этом не разбираюсь».

А разница между ламером и «чайником» принципиальная: первый так и будет всю жизнь надувать губы и делать вид, что знает уже все; он не хочет и не будет ничему учиться. А «чайниками» мы все когда-то были. «Чайник» хочет чему-то научиться и обязательно научится.

Кстати, чтобы у читателя не создалось впечатления, что в компьютерных салонах засилье ламеров, расскажу еще одну историю.

Захожу в другой салон. Стоит на витрине системный блок. На ценнике написано: «Операционная система - Ubuntu». Не просто Linux, а более конкретно.

Но... Поскольку к тому времени одновременно вышел финальный релиз Ubuntu 13.10 и корректирующий релиз Ubuntu 12.04.4 LTS, то я без задней мысли спросил у продавца, какая именно версия установлена. Ответ был обезоруживающе прост:

- Честно говоря, я не знаю, но если интересно, можем включить и посмотреть.

Включили. Посмотрели. Без надувания щек и словесной трескотни.

Так что, не все так мрачно. Хотя ламеры и бродят по этой грешной земле.



15 февраля 2014 года

Алексей Надэмлинский
Е-mail: an61@ukr.net

Комментариев нет:

Отправить комментарий