Жорж
Брак (Braque) (13 мая 1882,
Аржантей-сюр-Сен - 31 августа 1963, Париж),
французский художник.
Фовизм.
Брак родился в семье маляра. Учился в
гаврской Школе изящных искусств
(1897-1899), затем в Париже в академии Эмбера
и в Школе изящных искусств (1902-190З). В
1900 году, испытав влияние живописи
Матисса,
примкнул к объединению фовистов. Пейзажи
этого времени (виды гаваней Антверпена
и Гавра, ландшафты Эстака) отличаются
плотной компоновкой живописных масс,
напряженностью хроматических гармоний,
передающих витальные силы природы
("Гавань в Антверпене. Мачта", 1906,
Базель, Галерея Бейелер; "Пейзаж в
Эстаке", 1906, Париж, Национальный музей
современного искусства).
Кубизм.
В 1907 году состоялось знакомство Брака
с Пикассо. В последующие годы в тесном
сотрудничестве двух художников был
выработан новый метод, положивший начало
направлению кубизма. В период
"аналитического кубизма" (1909-1911)
колорит Брака ограничен узкой гаммой
глухих тонов, натурные формы рассекаются
на мелкие призматические грани, образующие
подвижную кристаллическую структуру
("Скрипка и палитра", 1909-1910, Нью-Йорк,
Музей С. Гугенхейма; "Португалец",
1911, Базель, Художественный музей).
В
композиции следующей, "синтетической"
фазы кубизма художник включает графические
знаки (цифры, ноты, отрывочные надписи)
и коллаж (наклейки газетных обрывков,
рекламных объявлений, обоев и клеенки
с имитацией различных текстур). Предметы
расщепляются на отдельные качества:
цвет, рисунок, фактура отслаиваются от
изобразительной формы, обретая
автономность. Визуальные знаки разных
регистров зрительно перестраиваются,
вступают в сложную игру пластических
отношений и мгновенных образно-смысловых
комбинаций ("Бокал, скрипка и нотная
тетрадь", 1913, Кельн, Музей Людвига;
"Стол музыканта", 1913, Базель,
Художественный музей; "Гитарист",
1914, Париж, Национальный музей современного
искусства).
Посткубистические
серии.
С началом Первой
мировой войны Брак
был отправлен на фронт и в мае 1915 года
получил ранение в голову. Оправившись
после тяжелой операции, возобновил
занятия живописью в 1917 году. С конца
1910-х годов он работал большими сериями,
или циклами, варьируя один и тот же мотив
("Натюрморты на круглом столе",
1918-1942; "Камины", 1922-1927; "Биллиарды",
1944-1952). Его колорит высветляется, строится
на тонких градациях охристых, голубых,
серых, оливковых, терракотовых оттенков.
Вещи, очерченные округлыми, упруго
изогнутыми контурами, располагаются
по параллельным тесно сближенным планам,
резкая тень делит объемы предметов
пополам ("Круглый стол", 1922, Нью-Йорк,
Музей Метрополитен; "Буфет", 1920,
Базель, Галерея Бейелера). Планы колеблются
в диапазоне малой глубины, поверхности
колышутся, возбуждая почти тактильное
ощущение пространственных интервалов.
С
1931 года Брак жил попеременно в собственном
доме в Варанжвиле (близ Дьеппа) и в
Париже, изредка совершая поездки в
другие европейские страны. Не оставляя
жанра натюрморта, он обращается к
композициям с человеческими фигурами
в интерьере. Эти работы проникнуты
скрытой символикой, выражающей обобщенные
философские смыслы и тонкие душевные
состояния ("Женщина с мандолиной",
1937, Нью-Йорк, Музей современного искусства;
"Пасьянс", 1942, Лозанна, частное
собрание). Созданные в период оккупации
натюрморты, пронизанные трагическим
мироощущением, близки по духу к
классическим аллегориям Vanitas ("Графин
и рыбы", 1941, Париж, Национальный музей
современного искусств). В серии
"Биллиардов" контурные линии
множатся, придавая предметам сходство
с трепещущими крыльями бабочек, с
вибрирующей струной; статичный мотив
обретает драматическую выразительность
сюжетной картины ("Биллиард", 1944,
Париж, Национальный музей современного
искусства).
"Мастерские"
и пейзажи. В 1949-56 годах
была создана серия "Мастерских",
состоящая из восьми крупномасштабных
полотен. Натюрморты с атрибутами
искусств, размещенные в обширных
пространствах, наделены свойствами
монументальности. Туго переплетенные
формы, вязкие землистые тона пронзаются
изображением белой птицы, символа
творческого полета ("Мастерская II",
1949, Дюссельдорф, Художественное собрание
земли Северный Рейн-Вестфален). В живописи
и графике 1950-х годов образ летящей птицы
развивается в самостоятельную тему
(роспись плафона в зале этрусков Лувра,
1953; "Расправив крылья", 1956-1961, Париж,
Национальный музей современного
искусства). В поздних пейзажах Брака,
предельно лаконичных, пустынность
равнин и морских побережий Нормандии
подчеркивается мотивом заброшенной
лодки или забытого на осеннем поле плуга
("Большой плуг", 1960, Париж, Галерея
Мэг; "Лодка", 1960, частное собрание).
Брак вошел в историю искусства 20 века
как один из основоположников кубизма
и как продолжатель классической традиции
ясной, гармонично уравновешенной формы.
Жорж
Брак (Georges Braque) (1882-1963), французский
художник, график, скульптор и декоратор;
вместе с Пикассо является создателем
кубизма. Родился 13 мая 1882 года в Аржантёй
(департамент Сена и Уаза) в семье
художника-декоратора. В 1900-1901 годах
учился в Технической школе в Париже. В
1902-1904 годах посещал занятия в Школе
изящных искусств и в академии Эмбера,
музеи и частные коллекции, изучал
живопись импрессионистов и
постимпрессионистов, египетскую и
греческую скульптуру, а также произведения
Коро и Сезанна.
В
1906-1907 годах Брак написал несколько серий
пейзажей, в которых чувствуется влияние
живописи фовистов и Сезанна. Сильное
впечатление произвела на него картина
Пикассо "Авиньонские девицы"
(1907). Следующим летом Брак создал серию
новаторских пейзажей, при работе над
которыми он следовал призыву Сезанна:
<Изображайте природу в формах цилиндров,
сфер и конусов>. Эти пейзажи не были
приняты Осенним Салоном. Анри Матисс
сказал, что они составлены из кубиков,
отсюда и произошло слово <кубизм>. В
1908-1914 годах Брак и Пикассо работали в
тесном сотрудничестве, развивая принципы
нового художественного направления.
Сначала они аналитически разрушали
привычные образы предметов, словно
<разбирая> их на отдельные формы и
пространственные структуры. В 1912 году
они начали работать в технике коллажа
и аппликации и увлеклись обратным
процессом - синтезированием объектов
из разнородных элементов. Значительным
вкладом Брака в творческий процесс
стало использование надписей и различных
декоративных техник.
Большая
композиция "Музыкантша" (1917-1918,
Базель, Публичное художественное
собрание) стала итогом фазы синтетического
кубизма в творчестве Брака и обозначила
отправную точку в его новых творческих
поисках. В 1920-е годы элементы кубизма
постепенно исчезают из произведений
Брака, он использует больше изобразительных
мотивов. Общественное признание пришло
к нему в 1922 после выставки, на которой
художник представил серии картин,
написанных в богатой живописной манере:
"Камины", "Столы" и "Канефоры"
(девушки, несущие корзины с жертвенной
утварью). В конце 1920-х годов Брак отказался
от ярких живописных эффектов и продолжил
эксперименты с формой и цветом; он писал
морские виды, купальщиц, неоклассические
мотивы и головы с двойным профилем. В
1930-1940-е годы Брак писал натюрморты и
композиции в интерьере, иногда с
музыкантами, натурщиками и художниками,
а иногда - вовсе лишенные человеческих
фигур. После войны работы Брака приобрели
более созерцательный, эзотерический
характер, о чем свидетельствует серия
из 8 картин "Мастерская" (1949-1956). В
1952-1953 годах художник выполнил росписи
плафонов в Лувре. Изображенные на них
большие черные птицы на фоне голубого
неба стали одним из наиболее часто
встречающихся мотивов в поздних работах
мастера.
Брак
создал много рисунков, гравюр и
скульптурных произведений, но главное
место в его творчестве занимала живопись.
Умер Брак в Париже 31 августа 1963 года.
Популярное
в моем блоге в
ноябре
2016 года
О «страшном» никотиновым передозе. 22 сентября 2014 г.
Литературные негры. 3 марта 2011 г.
Улыбки животных. 25 ноября 2016 г.
Французская живопись. Эдуар Мане. 25 ноября 2016 г.
Художник Джон Уи́льям Уо́терхаус. 1 ноября 2016 г.
Валерий Смирнов. Одесский язык. 9 февраля 2013 г.
Херлуф Бидструп. 11 ноября 2016 г.
Художник Frederick Carl Frieseke. 9 ноября 2016 г.
Удивительный человек Типпи Дегре. 26 ноября 2016 г.
Это — Япония! 27 ноября 2016 г.
Популярное
из моей коллекции
анекдотов
в ноябре 2016
года
Комментариев нет:
Отправить комментарий