Яковлев
Александр Евгеньевич
(1887-1938)
А.
Е. Яковлев был сыном морского офицера.
Художественное образование получил в
Петербургской АХ (1905-13), в мастерской Д.
Н. Кардовского, уделявшего особое
внимание обучению рисунку. Уже тогда
Яковлев увлекся графикой и начал
сотрудничать в художественных журналах
тех лет как художник-график. Его рисунки
появлялись в "Аполлоне", много
рисовал он для "Сатирикона", а
впоследствии - для "Нового Сатирикона"
и "Нивы".
Художник
рано, с 1909 г., начал участвовать в
выставках. Его большой групповой портрет
"На Академической даче", показанный
на Балтийской выставке 1912 г. в Мальмё
(Швеция), заслужил одобрительный отклик
А. Н. Бенуа.
В
академические годы завязалась тесная
дружба и творческое сотрудничество
Яковлева с В. И. Шухаевым;
современники в шутку называли их
художниками-близнецами.
Миновав
в ученический период кратковременное
увлечение импрессионизмом, Яковлев
обратился за вдохновением к классическому
искусству. Его конкурсные работы
"Купание" и "В бане" (обе 1913)
демонстрировали ориентацию молодого
художника на искусство старых мастеров.
Уже в них обозначилось его тяготение к
"неоклассицизму". За эти работы
Яковлев получил звание художника и
пенсионерскую поездку за границу.
1913-15 гг. он провел в Италии, где изучал
старую живопись. Затем побывал в Испании,
на острове Майорка.
Наряду
с огромным количеством натурных этюдов
художник выполнил в Италии свой
автопортрет в образе Арлекина, который
стал частью двойного автопортрета
Шухаева и Яковлева. Эту картину художники
считали одной из самых серьезных своих
работ. Яковлев изобразил себя в театральном
гриме и ярком костюме, придуманном
художником Н. Н. Сапуновым. Театральности
портрета как нельзя лучше соответствуют
средства из арсенала старого искусства:
точный рисунок, почти скульптурная
лепка формы, локальный цвет, некоторый
примитивизм, идущий от русского лубка.
Элементы стилизации, подражания мастерам
итальянского Возрождения или искусству
примитива заметны и в других произведениях
художника, например в картине "Скрипач"
(1915).
Эту
и некоторые работы, созданные в Италии,
Яковлев показал на выставке "Мира
искусства" по возвращении в Петроград
в 1915 г. Они вызвали шквал самых разнообразных
оценок. Совет АХ, в частности, не принял
живописные работы художника. Во второй
половине 1910-х гг. Яковлев занимался
портретной живописью и рисунком,
достигнув больших успехов в технике
сангины. К числу наиболее значительных
произведений этого времени относятся
"Портрет Казарозы (жены художника)"
(1916) и "Автопортрет" (1917), графические
портреты Ф. И. Шаляпина, Н. Э. Радлова.
Одновременно
художник попробовал себя в
монументально-декоративном искусстве.
Часть из его проектов (росписи церкви
в Бари, Казанского вокзала в Москве)
осталась неосуществленной. Совместно
с В. И. Шухаевым он расписал плафон в
особняке Фирсановых в Москве; вместе с
Б. Д. Григорьевым и С. Ю. Судейкиным
оформлял артистическое кабаре "Привал
комедиантов" в Петрограде.
Занимался
Яковлев и педагогической работой:
преподавал на женских архитектурных
курсах, а также в Новой художественной
мастерской и Институте истории искусств.
В
1917 г. наряду с Кардовским, Шухаевым и
Радловым был инициатором создания "Цеха
живописцев святого Луки".
Летом 1917 г. Яковлев как пенсионер АХ отправился в Монголию, Китай и Японию. Путешествие заняло два года и привело к появлению серии работ о Китае. Впоследствии художник поселился в Париже, и его дальнейшая жизнь проходила за границей.
Летом 1917 г. Яковлев как пенсионер АХ отправился в Монголию, Китай и Японию. Путешествие заняло два года и привело к появлению серии работ о Китае. Впоследствии художник поселился в Париже, и его дальнейшая жизнь проходила за границей.
Яковлева
всегда привлекала экзотика. В 1924-25 гг.
он принимал участие в экспедиции в
Северную и Центральную Африку,
организованной фирмой "Ситроен".
Привезенные из поездки картины и рисунки
принесли Яковлеву шумный успех.
В
1926 г. он был награжден орденом Почетного
Легиона. В 1931-32 гг. художник вновь
отправился с экспедицией в страны
Востока - посетил Сирию, Иран, Афганистан,
Монголию и Китай. И вновь итогом его
поездки стала целая серия художественных
работ, в основном этнографического
характера, но неизменно отмеченных
виртуозной техникой рисунка.
В
1920-х гг. работы Яковлева часто
экспонировались в Европе и Америке, его
искусство пользовалось большим успехом,
хотя по-прежнему вызывало противоречивые
оценки. Не порывалась и связь художника
с Россией: в 1928 г. выставка его произведений
прошла в залах АХ.
Яковлев
занимался станковой живописью и графикой,
монументальным и театрально-декорационным
искусством. В 1934 г. Яковлев получил
приглашение занять место профессора
Академии искусств в Бостоне. До 1938 г. он
жил в США. Умер Яковлев в парижской
больнице, после неудачной операции.
Популярное
в моем блоге в
ноябре
2016 года
О «страшном» никотиновым передозе. 22 сентября 2014 г.
Литературные негры. 3 марта 2011 г.
Улыбки животных. 25 ноября 2016 г.
Французская живопись. Эдуар Мане. 25 ноября 2016 г.
Художник Джон Уи́льям Уо́терхаус. 1 ноября 2016 г.
Валерий Смирнов. Одесский язык. 9 февраля 2013 г.
Херлуф Бидструп. 11 ноября 2016 г.
Художник Frederick Carl Frieseke. 9 ноября 2016 г.
Удивительный человек Типпи Дегре. 26 ноября 2016 г.
Это — Япония! 27 ноября 2016 г.
Популярное
из моей коллекции
анекдотов
в ноябре 2016
года
Комментариев нет:
Отправить комментарий