(начало)
В
творчестве Аксели Галлена-Каллелы
сочетались натурализм, неоромантизм,
символизм и экспрессионизм. Он работал
в разных живописных жанрах, а также
занимался декоративно-прикладным
искусством (известен, например,
разработанный им дизайн финских ручных
ковров рюйю).
Аксели
Галлен-Каллела родился в 1865 году в
финском городе Пори, на западном побережье
Великого княжества Финляндского,
входившего в состав Российской империи.
Тогда его имя звучало просто Аксели
Галлен (художник добавил к своей фамилии
ее финский вариант «Каллела» в 1907 году,
на волне национального движения). Еще
в детстве его истинной страстью стало
искусство, хотя отец Галлена этого и не
одобрял. После смерти отца, в 1881-84 гг.,
юноша начал посещать классы рисования
в Общества поощрения художеств в
Гельсингфорсе (так тогда называлась
Академия художеств Хельсинки).
В
этот период творчества молодого человека
наиболее привлекали сюжеты из сельской
жизни, которую он хорошо знал по своему
детству, когда часто бывал в местечке
Тюрваа на западе Финляндии. Именно там
в 1884 году им была написана картина
«Мальчик и ворона», демонстрирующая
влияние французского представителя
натурализма Жюля Бастьена-Лепажа
(1848-1884), но отмеченная в то же время
характерными чертами финской природы,
национальных типажей и самобытного
образа жизни. Годом позже Аксели Галлен
пишет полотно «Старуха и кот», изображающее
пожилую крестьянку с узловатыми пальцами
и искалеченным тяжелой работой телом.
В
1886-1889 году, во время учебы в Кеуруу в
Центральной Финляндии, Галлен переходит
к более мягкому стилю живописи: он пишет
интерьеры с игрой светотени в духе
Рембрандта. В этот период художник
изображает типично финские бытовые
сцены: мытье в сауне, деревенскую семью
за хозяйственными заботами. Его персонажи
скромны и полны достоинства. С 1890 года
художник начинает изображать дикие
пейзажи Карелии, используя их для
прославивших его монументально-декоративных
циклов. Эти работы отражают чувство
единения человека с Природой.
Парижский
период
Незадолго
до своего 20-летия Аксели Галлен-Каллела
начинает учиться в Академии Жюлиана в
Париже. В период с осени 1884 года до конца
весны 1889 года он совершает три поездки
во французскую столицу. В 1887 году, после
обучения в Академии Жюлиана, он поступает
в мастерскую Фернана Кормона —
художника-реалиста, восхищавшего
финского юношу своими историческими
полотнами, которые впоследствии
вдохновили Галлена на собственные
поиски доисторических истоков финской
идентичности. Несмотря на широкий круг
друзей, Галлен тосковал по дому. Его
ближайшими друзьями были финны и шведы,
например Альберт Эдельфельт, Карл
Дёрнбергер и Август Стриндберг, с
которыми он познакомился в Париже.
Во
время обучения в Париже Галлен
практиковался в бытовых и уличных
зарисовках, писал сценки, подмеченные
им на улицах и в кафе. Примером творчества
этого периода является картина «Парижский
бульвар» (1885). Он также изображал различные
сцены в интерьерах. Одной из таких работ
является картина «Обнаженная» («Без
маски») (Demasquee), написанная в 1888 году и
признанная одним из главных шедевров
Галлена-Каллелы. На картине изображена
обнаженная парижанка (по-видимому,
проститутка), сидящая на диване, покрытом
традиционным финском ковром. Эта работа
рассматривается специалистами как
попытка уловить момент, когда все
общепринятые маски спадают, и остается
лишь обнаженное существование. Некоторые
искусствоведы видят в этой картине
изображение трагедии богемного общества.
В
эту пору художник также писал автопортреты
и портреты своих друзей. В 1886, 1888 и 1889
годах он принимал участие в Салоне
Общества французских художников.
В
этот период его вдохновляли библейские
сюжеты, а также оккультные и теософские
учения; он разделял духовные поиски
многих символистов и размышлял о
предназначении искусства.
Используемые
художником символы носят мистический
характер, отсылают к космическим,
первозданным мотивам. В замечательных
работах данного периода Галлен обращается
к таким темам, как чудо творения и жизни.
Так, например, в картине «Симпозиум»
(1894) мы видим двух мужчин, которые смотрят
на странное явление наподобие ангела,
парящего над столом. Сам этот ангел
находится за пределами картины. Здесь
же изображена стоящая фигура в черном
— это сам художник. Двое за столом —
это финские композиторы Роберт Каянус
и Ян Сибелиус. Представшее им парящее
видение символизирует тайну искусства,
которую спящий человек за столом
(предполагают, что это критик, чья
профессия как раз и заключается в
толковании искусства) не может увидеть
и разгадать. В этой работе явно присутствует
представление о художнике как избранном
человеке, демиурге, которому одному
дано видеть невидимое.
В
картине «Ad Astra» («К звёздам») (1894)
Галлен-Каллела представляет свое видение
библейской темы Воскресения, которую
он трактует как освобождение, следующее
за человеческими страданиями. Данное
полотно, несомненно, является одним из
самых красивых произведений европейского
символизма. Эта космическая картина,
обрамленная створками, как церковный
алтарь, оставалась в мастерской художника
до конца его дней.
Масштабные
пантеистические пейзажи Галлена-Каллелы
в иллюстрациях к «Калевале» и оформлении
мавзолея Юзелиуса в Пори также отчасти
могут быть отнесены к символизму.
Портреты
кисти Галлена-Каллелы изображают в
основном его друзей-художников, а также
представителей высшего общества
тогдашней Финляндии. Мы видим, например,
финского предпринимателя и мецената
Антти Альстрёма среди своей семьи и
промышленника Густава Серлахиуса, гордо
стоящего посреди своей огромной бумажной
фабрики.
На
другом портрете изображен сенатор и
профессор математики Эдвард Неовиус в
кругу семьи. Также заслуживает внимания
портрет финской актрисы Иды Аалберг
(1893) — одной из крупнейших драматических
актрис того времени. Галлен-Каллела
изобразил ее с тревожным выражением
лица, устремленными вдаль горящими
глазами и выразительно сложенными
руками.
Наконец,
на портрете своей молодой жены Мэри
художник представил ее в элегантном
наряде леди, в гармонии с окружающим
скалистым пейзажем.
Пейзажи
В
июне 1889 года Галлен со своим другом
Луисом Спарре отправляется в Кеуруу,
что в Центральной Финляндии. Здесь он
пишет несколько пейзажей, умело передавая
водную гладь озера и отражения деревьев
в воде. Летом 1892 года появляется картина
«Черный дятел», на которой запечатлена
природа Карелии — дикого региона, в
котором финская интеллигенция искала
древний уклад жизни и идеи для своего
творчества.
Художник
создал также многочисленные пейзажи
региона Руовеси на западе Финляндии.
Начиная с 1902 года, под влиянием немецкого
художественного объединения «Фаланкс»,
а затем группы «Мост» пейзажи Галлена
становятся в большей степени стилизованными,
полными мерцающих красок. Во многих его
пейзажах проявляются мистические,
символические аспекты. Птица на картине
«Черный дятел» служит символом жизни,
а водопад и пять золотых струй на картине
«Водопад в Мянтюкоски» наводят на мысль
о музыкальном сопровождении падающей
воды.
В
картине «Весна в Калеле» и «Логово рыси»
чувствуется влияние швейцарца Фердинанда
Ходлера и норвежского художника Эдварда
Мунка, с которым Галлен-Каллела устраивал
в 1894 году совместную выставку в Берлине.
Тема
природы присутствует и в самых, пожалуй,
знаменитых картинах Галлена-Каллелы,
посвященных финскому эпосу «Калевала»
— поэме, составленной на основе народных
эпических песен фольклористом Элиасом
Лённротом и впервые изданной в 1835 году.
Этот эпос, моментально ставший символом
финской культуры, отвечал интересу
художника к вопросам национальной
идентичности и политической ситуации
конца XIX века, когда страна всё еще
оставалась под контролем Российской
империи.
Аксели
Галлен-Каллела нашел мощные визуальные
образы для выражения волшебных и
героических мотивов эпоса. В триптихе
«Легенда об Айно» и картине «Создание
Сампо» художник еще придерживается
натуралистического стиля. Однако при
изображении таких героев «Калевалы»,
как Вяйнямёйнен и Лемминкяйнен, наделенных
сверхъестественной силой, он применяет
совершенно новый стиль, жесткий и
выразительный, полный неподражаемо
ярких красок и стилизованных орнаментов.
В полотне «Защита Сампо» мы видим борьбу
Вяйнямёйнена со злой ведьмой Лоухи за
Сампо — волшебный предмет, являющийся
источником счастья и изобилия.
Из
этого цикла также стоит отдельно отметить
потрясающую картину «Мать Лемминкяйнена»,
которую можно назвать подлинной северной
Пьетой. На картине изображен момент,
когда мать Лемминкяйнена находит своего
сына у реки Смерти, после чего оживляет
его.
В
1898 году промышленник из города Пори
Артур Юзелиус пережил трагедию: в
возрасте 11 лет умерла его единственная
дочь. Безутешный отец решил создать в
память о дочери капеллу-усыпальницу.
Здание было построить по проекту
архитектора Йозефа Стенбека (Josef Stenback)
в неоготическом стиле. Заказчик также
желал, чтобы мавзолей был великолепно
оформлен и изнутри. Основная часть работ
по созданию настенных росписей была
поручена Галлену-Каллеле. В 1902-1903 годах
он выполнил многочисленные подготовительные
эскизы маслом для этих фресок. К сожалению,
сами фрески вскоре разрушились, а затем
окончательно-пожаром, но в 1930-х годах
их удалось восстановить: по эскизам
отца это сделал сын художника — Ёрма
Галлен-Каллела (Jorma Gallen-Kallela) (1898-1939).
В
этих фресках Галлен представил цикл
жизни и смерти, с метафизической точки
зрения рассматривая тему связи
человеческой судьбы с ритмичностью
смены сезонов в природе. В панно «Весна»
мы видим женщину в черном платье, которая
символизирует смерть и угрожает счастью
детей. В композиции «Стройка» женщина
дает своему старшему ребёнку молоко,
которое предназначалось для ее
мертворожденного младенца. Река Смерти,
Туонела, безжалостно уносит всё живое.
«Весна»,
«Стройка», «На берегах реки Туонела»,
«Разрушение», «Осень» и, наконец, «Зима».
Все вместе эти холсты образуют
поразительную «панораму жизни», полную
глубокой символики и выразительной
силы, трагические фрески дополняются
более светлыми трансцендентальными
пейзажами «Рай» и «Космический эфир»,
которые привносят в этот погребальный
цикл нотку надежды.
Аксели
Галлен-Каллела и сам пережил смерть
родного ребёнка. В марте 1895 года он
получил телеграмму о том, что его дочь
умерла от дифтерии. Эта трагедия стала
поворотной точкой в его творчестве. С
тех пор его кисть утратила мягкий
романтический характер и стала более
жесткой и агрессивной. Именно в этот
период появляется упомянутый выше
стиль, характерный для таких работ, как
«Мать Лемминкяйнена» и «Месть
Йоукахайнена».
Художник
имел необычайно широкий спектр творческих
интересов: занимался дизайном мебели
и традиционных финских ковров, строил
дома, иллюстрировал книги, проектировал
интерьеры... В частности, по его собственному
проекту был построен дом-студия «Калела»
(1894) в Руовеси, среди диких озер и лесов.
В этой резиденции художник и его семья
были свыше десяти лет.
Этот
деревянный дом, где сегодня находится
музей Галлена-Каллелы, был построен с
использованием традиционных строительных
методов и творчески переработанных
фольклорных мотивов. Для интерьера
своего деревенского жилища художник
сам разработал дизайн мебели, печей,
тканей и прочих предметов обстановки,
создав уникальную гармоничную среду.
Столы, стулья, шкаф, ковер ручной работы
с декоративным мотивом «Пламя» — всё
это создает единый ансамбль.
Кроме
того, по эскизам Галлена была оформлена
комната завода Iris (это предприятие
принадлежало его другу Луису Спарре и
специализировалось на производстве
керамики и мебели) в финском павильоне,
представленном на Всемирной выставке
1900 года в Париже.
Для
Всемирной выставки 1900 года Галлен-Каллела
также выполнил фрески для финского
павильона. Эти росписи были вновь
посвящены эпосу «Калевала» и заодно
обнаруживали политические взгляды
художника. Так, на фреске «Ильмаринен
вспахивает змеиное поле» на одной из
гадюк можно заметить царскую корону
Романовых, так что процесс изгнания
гадюк с поля приобретает значение
призыва к независимости Финляндии.
После
этой парижской выставки Галлен-Каллела
приобрел статус ведущего финского
художника, известного во всем мире. Цикл
фресок для финского павильона Всемирной
выставки был затем повторен мастером
при оформлении холла Национального
музея в Хельсинки в 1928 году.
В
1909 году художник поехал с семьей в Кению,
где создал свыше полутора сотен полотен
в духе экспрессионизма, часть которых
можно увидеть и на нынешней выставке в
музее Орсе. В Африке он наблюдал местные
обычаи и нравы, участвовал в сафари и
экспедициях. Однако уже через пару лет
художник вернулся на родину, понимая,
что здесь его корни и источник его
вдохновения.
Последние
годы жизни Галлен-Каллела активно
занимался политикой, всё меньше писал
и проводил много времени на природе. В
1918 году, во время Финской гражданской
войны, художник вместе с сыном принимают
участие в боевых действиях на стороне
белых. Затем, по предложению Маннергейма,
Галлен-Каллела занимался дизайном
флагов, униформы, государственных
символов независимой Финляндии, а в
1919 году был назначен адъютантом
Маннергейма.
В
1923-26 гг. художник жил в США, и выставки
его работ устраивались в нескольких
американских городах. Галлен-Каллела
скончался от воспаления легких, когда
находился в Стокгольме, возвращаясь с
лекции в Копенгагене. Его дом-студия
Тарваспяя (Tarvaspaa) в Эспоо является музеем,
как и вышеназванная студия «Калела» в
Руовеси.
(продолжение следует)
Популярное
в моем блоге в
июне
2016 года
Валерий Смирнов. Одесский язык. 9 февраля 2013 г.
О «страшном» никотиновым передозе. 22 сентября 2014 г.
Народная мудрость в картинках. 12 февраля 2016 г.
Необычная дружба. 17 июня 2016 г.
Позитивные животные. 19 июня 2016 г.
Художник Александр Маскаев. 17 июня 2016 г.
Галерея фантастической живописи XX века. Anry. 29 мая 2016 г.
Билибин Иван Яковлевич. 19 июня 2016 г.
Картины Алексея Антонова. 9 июня 2016 г.
Позитивные животные. 27 мая 2016 г.
Популярное
из моей коллекции
анекдотов
в июне 2016
года
Комментариев нет:
Отправить комментарий