(c) Алексей Надэмлинский
Тридцать лет я провел в СССР. Звучит похоже больше на фразу - тридцать лет я отбывал наказание. Мне хочется забыть все то, что было связано с той страной. Но не дают.
Когда по СССР ностальгируют те, кому ныне 60+, я их понимаю. Для них и водка была крепче, и девицы ласковее, и старым пердуном они не обзывались. Молодость - то время, когда впереди много лет, когда кажется, что у тебя большое счастливое будущее.
Да, в молодости нам твердили: то нельзя, это нельзя. Но на эти запреты мы мало обращали внимания. Например, нельзя слушать "Кисс" или "Чингис Хан". Но мы под песни последних отплясали и отгуляли весь первый курс. Делали мы это на квартирах у своих однокурсников. Бог нас миловал - обошлось без неприятностей. Стукача среди нас не нашлось.
Кстати, о Боге. Знаю случай, когда три студента взялись на каникулах отремонтировать сельскую церковь. Если бы они взялись ремонтировать коровник или свинарник - на них бы внимания никто не обратил. Но церковь... студенты, комсомольцы ремонтируют церковь? Кошмар!
Одним словом, ребята вылетели и из комсомола, и из института. И прямиком отправились на службу в армию. А советская армия по нравам была калькой тюремной зоны: дедовщина, воровство, унижения и мордобой.
Но кроме "нельзя" было еще "совсем нельзя". Это табу было уже опасно игнорировать. К таким табу относилась марксистско-ленинская теория и философия. Не дай боже, усомниться, или захотеть узнать чуть больше или шире.
Дикий случай - два студента, наслушавшись и наконспектировавшись ошибок Гегеля в изложении Владимира Ленина, захотели просто прочитать, что же именно понаписывал тот Гегель. Они не нашли ничего лучшего и обратились в библиотеку при институте. Книги Гегеля в библиотеке не нашлось. Зато нашелся вагон неприятностей.
Дело в том, что библиотекарь проявила бдительность и сообщила "куда надо" о любознательных студентах.
И завертелась машина воспитания. Нет, ребят из института не отчислили, но воспитательных бесед с ними провели массу.
Все вокруг считали, что они отделались легким испугом. Кто-то говорил, что у них нашелся влиятельный защитник, а кто-то, что просто это дело бросало тень на ректора, у которого была поддержка в высоких кабинетах.
Так или иначе, но ребята отделались только километрами испорченных собственных нервов.
Ладно, скажет защитник советского образа жизни, не фиг было трогать марксизм и тем более ленинизм. Это святое! Но еда была натуральной и вкусной. И квартплата низкой.
Да, квартплата была низкой. Но человек не был хозяином своей квартиры. Квартира была государственной. Человек не мог продать свою квартиру. Не мог. Не имел такого права. А на получении квартиры нужно было простоять в очереди. Лет так 10 - 15 в лучшем случае. При этом нужно было иметь счастье попасть в эту очередь. За дисциплинарный проступок (например, попадание в вытрезвитель) могли и очередь отодвинуть.
Теперь о вкусной, дешевой и полезной советской пище. Если кто забыл, а кто не знал, то еду в СССР не покупали, а доставали. Нет, в Москве и Питере мясо в магазинах было. Во всех других городах в мясных магазинах пустые полки. В лучшем случае - кости. Когда в них появлялись куры (народ называл их Синей птицей), за ними выстраивалась очередь, которой нужно было стоять минут 30-40.
И для тех, кто не знает или забыл, как выглядела эта птица. Худая до синевы, со следами явной анорексии, плохо ощипанная (небритая, как называл ее советский народ). И целиком. Купить отдельно крылья или ножки? Берите все скопом, не баре. Жрите и не крутите носом - вот тот девиз, который читался на лицах продавцов.
Анекдот тех времен. Пришел к другу. Звоню в дверь. Не открывает. Или нет дома, или мясо ест.
Кстати, продавцы тогда профессинально хамили покупателям. Практически везде. Повсеместно.
И коротко о полезности еды. О колбасе вареной из "натуральных продуктов". В школе нам показывали опыт - капали раствором йода на разрезанную картошку. Раствор чернел. Я, будучи любознательным ребенком, капнул раствором йода на кусочек докторской колбасы. Раствор почернел больше, чем на картошке. Так что в докторской колбасе туалетной бумаги не было, как утверждают некоторые знатоки. Был крахмал. Только крахмал. Один крахмал. И ничего, кроме крахмала. Да и кто ж будет бросать дефицитную туалетную бумагу, которую еще тоже достать нужно, в колбасу?
Мой знакомый моряк возвращался из десятимесячного рейса. Высадили их где-то в северном порту, и он летел самолётом в Одессу с пересадкой в Москве. А в столице СССР попалась ему в магазине новинка - вареная колбаса Останкинская. Вопрос сам собой сорвался с губ моряка: "Простите, а из чьих останков сделана эта колбаса"?
В общем, шутка в духе того времени.
Но я не о том.
Недавно наткнулся на статистическе данные. Две трети украинцев не жалеют о распаде СССР. А две трети россиян жалеют о его распаде. Все больше убеждаюсь, что причина войны в попытке реставрировать СССР. Во всяком случае, это одна из причин.
Лично у меня кроме чувства брезгливости воспоминания об СССР не вызывают.
(c) Алексей Надэмлинский
Комментариев нет:
Отправить комментарий