Очередная чужая статья о рассказе.
К малой форме эпической прозы относят рассказ, очерк и новеллу. Рассмотрим одну из малых форм эпической прозы — рассказ — подробнее.
Рассказ — это малая форма эпической прозы, которую по развернутости формы повествования можно сопоставить с повестью, однако рассказ отличается меньшим объемом. Согласно другому определению, рассказ — небольшое реалистическое повествование, объемом менее 10 тысяч слов, которое включает в себя элементы драмы. В рассказе все внимание обращено на одного героя, который оказывается в определенный момент в конкретной ситуации. Впрочем, это условие может и не соблюдаться, однако в любом случае для этой малой формы эпической прозы характерно единство на протяжении всего повествования. В рассказе один персонаж или группа персонажей полностью вовлекаются в предлагаемую ситуацию не только физически, но и морально.
Свое начало рассказ берет у таких фольклорных жанров, как притча и сказка. Постепенно он выделяется в отдельный жанр, а позже уже появляются его ответвления в виде новеллы, а затем с 18 века — очерка. Однако в русской литературе рассказ как жанр устанавливается достаточно поздно. Так, Гоголь и Пушкин называли повестью то, что мы сейчас определим как рассказ. Достаточно четкое разграничение будет проведено несколько позже, примерно в 50-х гг. 19 века. Рассказу начинает предавать особый тон повествования, экономное использование выразительных средств, более строгая фактичность. Отличительными чертами рассказа становится напряженный центр повествования, вокруг которого сосредоточено все внимание и с которым связываются все мотивы. Именно отсюда и истекает его небольшой объем, который и позволяет отнести рассказ к малой форме эпической прозы.
После того, как рассказ был окончательно определен, а именно с середины 19 века, начинается расцвет этой малой формы эпической прозы. Многие писатели пробуют и находят себя в этом новом жанре. Вторая половина 19 века подарила нам такие прекрасные образцы рассказа, как «Записки из подполья» и «Сон в летнюю ночь» Ф.М. Достоевского, «Левша», «Леди Макбет Мценского уезда» и «Тупейный художник» Н. Лескова, «Записки охотника», «Призраки» и «Гамлет Шигровского уезда» И. Тургенева, «Севастопольские рассказы» и «Хаджи Мурат» Л. Толстого, а также множество эпических произведений А. Чехова и других.
В 20 веке рассказ укрепил свои позиции и стал одним из ведущих литературных жанров. К этому времени относятся эпические произведения И. Бунина, Тэффи, М. Булгакова, А. Куприна, Н. Гумилева, А. Аверченко, М. Зощенко и многих других.
Не стоит думать, что из-за лаконичности изложения и зачастую незамысловатого сюжета в этой малой форме эпической прозы затрагиваются незначительные проблемы и неглубокие темы. Именно в этом и заключается мастерство писателя — в лаконичной форме выразить всю глубину и серьезность предмета повествования.
Источник -
Малая форма эпической прозы: рассказ
К малой форме эпической прозы относят рассказ, очерк и новеллу. Рассмотрим одну из малых форм эпической прозы — рассказ — подробнее.
Рассказ — это малая форма эпической прозы, которую по развернутости формы повествования можно сопоставить с повестью, однако рассказ отличается меньшим объемом. Согласно другому определению, рассказ — небольшое реалистическое повествование, объемом менее 10 тысяч слов, которое включает в себя элементы драмы. В рассказе все внимание обращено на одного героя, который оказывается в определенный момент в конкретной ситуации. Впрочем, это условие может и не соблюдаться, однако в любом случае для этой малой формы эпической прозы характерно единство на протяжении всего повествования. В рассказе один персонаж или группа персонажей полностью вовлекаются в предлагаемую ситуацию не только физически, но и морально.
Свое начало рассказ берет у таких фольклорных жанров, как притча и сказка. Постепенно он выделяется в отдельный жанр, а позже уже появляются его ответвления в виде новеллы, а затем с 18 века — очерка. Однако в русской литературе рассказ как жанр устанавливается достаточно поздно. Так, Гоголь и Пушкин называли повестью то, что мы сейчас определим как рассказ. Достаточно четкое разграничение будет проведено несколько позже, примерно в 50-х гг. 19 века. Рассказу начинает предавать особый тон повествования, экономное использование выразительных средств, более строгая фактичность. Отличительными чертами рассказа становится напряженный центр повествования, вокруг которого сосредоточено все внимание и с которым связываются все мотивы. Именно отсюда и истекает его небольшой объем, который и позволяет отнести рассказ к малой форме эпической прозы.
После того, как рассказ был окончательно определен, а именно с середины 19 века, начинается расцвет этой малой формы эпической прозы. Многие писатели пробуют и находят себя в этом новом жанре. Вторая половина 19 века подарила нам такие прекрасные образцы рассказа, как «Записки из подполья» и «Сон в летнюю ночь» Ф.М. Достоевского, «Левша», «Леди Макбет Мценского уезда» и «Тупейный художник» Н. Лескова, «Записки охотника», «Призраки» и «Гамлет Шигровского уезда» И. Тургенева, «Севастопольские рассказы» и «Хаджи Мурат» Л. Толстого, а также множество эпических произведений А. Чехова и других.
В 20 веке рассказ укрепил свои позиции и стал одним из ведущих литературных жанров. К этому времени относятся эпические произведения И. Бунина, Тэффи, М. Булгакова, А. Куприна, Н. Гумилева, А. Аверченко, М. Зощенко и многих других.
Не стоит думать, что из-за лаконичности изложения и зачастую незамысловатого сюжета в этой малой форме эпической прозы затрагиваются незначительные проблемы и неглубокие темы. Именно в этом и заключается мастерство писателя — в лаконичной форме выразить всю глубину и серьезность предмета повествования.
Источник -
Комментариев нет:
Отправить комментарий