Года два назад один журналист брал у меня интервью. Интервью не было напечатано, да и сам журналист вскоре уволился из редакции журнала, в котором работал.
Не так давно я встретил этого человека. Оказалось, что из журналистики он давно ушел.
- Кстати, я сброшу тебе материал того интервью. Если будешь его где-то публиковать - не указывай только меня. Устал я от журналистики.
Странная, конечно, просьба. Но в этой жизни и не такое бывает.
А потому я выкладываю текст этого интервью, и выполняю данное мной обещание.
Алексей Надэмлинский
Вопрос: Во
сколько лет вы начали писать?
Ответ:
Вообще-то, как все я начала писать лет в пять – карандашом. (Смеется). И первое
слово МАМА было написано печатными буквами. Потом я много раз пытался написать
книгу, но довести до конца задуманное мне не удавалось – не хватало
усидчивости. Первый рассказ, доведенный до конца, был написан в двенадцать лет.
Вот этот возраст я и считаю точкой отсчета моей литературной деятельности.
Вопрос: А как
это произошло? Я имею в виду, как у вас появилось желание писать.
Ответ: У моих
родителей была небольшая, но со вкусом подобранная библиотека, и, помнится, я,
будучи еще дошкольником, смотрел на эти книги, и мне не давал покоя вопрос: как
появляются книги?
Потом я пошел в школу, научился читать... Поначалу читать не любил. Но
как-то потом втянулся. А лет в десять у
меня начался самый настоящий книжный голод. Я читал запоем. Тома Майн Рида
толщиной сантиметров десять, скажем, мне хватало ровно на четыре дня. И в двенадцать
лет я захотел сам что-то написать... и написал...
Этот рассказ случайно попал в руки моей учительницы литературы и языка
Раисе Моисеевне Куперман. Оказалось, что в нашем классе таких, как я, есть еще
несколько человек. Так родился литературный кружок, который выпускал рукописный
журнал (компьютеров тогда еще и в помине не было). Назывался он «Проба» и
выпускался в единственном экземпляре. Сейчас, натыкаясь в Интернете на
литературные сайты школ, я по-доброму завидую современным ребятам – у них
читателей значительно больше, чем было у
нас. Но каждому – свое; и случилось так, как случилось. Во всяком
случае, я не о чем не жалею.
Вопрос: Вы
знаете, как сложилась судьба кружковцев? Кто-то из них продолжает заниматься
литературой?
Ответ: Со
времени окончания нами школы прошло больше тридцати лет. Поэтому обо всех
сказать сложно. Кто-то пробовал себя в журналистике, кто-то ушел в науку. Мой
бывший сосед по парте Игорь Хариф стал израильским русскоязычным поэтом и
драматургом. Я – вроде бы детский писатель. Вероятно, парта наша была особенной.
(Смеется)
Вопрос: Что
дало вам участие в литературном кружке?
Ответ: Очень
многое. В первую очередь – общение. Ведь автору очень часто трудно оценить свое
творение. Во вторую очередь – мы учились друг у друга. Например, тот же Игорь
Хариф уже в то время великолепно писал диалоги. У меня получалось что-то
другое... Но самое главное – в кружке мы обретали уверенность в собственных
силах.
Вопрос:
Расскажите о ваших литературных учителях.
Ответ: Научить
писать нельзя. То есть можно научить какой-то технике, правилам построения
сюжета... но... писательство – занятие весьма индивидуальное. Нужно уметь
видеть. Важно увидеть что-то совсем не так, как видят его другие. Самый
толковый учебник (если книгу эту можно так назвать) – повесть К. Паустовского
«Золотая роза». В англоязычной литературе самая лучшая книга на эту тему
написана Стивеном Кингом и называется
«Как писать книги: мемуары о ремесле». Но даже эти книги не столько учат
писать, сколько дают пищу для размышлений.
В большей степени писать учит жизнь.
Она – самый лучший учитель.
По большей части невольно меня учили писать те люди, с которыми меня
сталкивала судьба. Среди них было много творческих личностей. К сожалению,
многих из них уже нет в живых.
Но, пожалуй, самыми первыми моими учителями были мои бабушки. Ведь
человек формируется в раннем детстве – я в этом твердо убежден. А я был совсем
«недетсадовским ребенком», и меня воспитывали бабушки – поскольку родители
целыми днями были на работе.
Это были абсолютно разные женщины.
Пелагея Семеновна была настоящей одесситкой. Несмотря на практически
отсутствие образования – всего три класса церковно-приходской школы – ее устные
рассказы, изложенные настоящим одесским языком и приправленные юмором, были
настоящими шедеврами.
Лидия Николаевна тоже окончила три класса, но царской гимназии. Я не
знаю, как обучали в то время, но бабушка в восемьдесят с лишним лет могла без
напряжения наизусть прочитать правнучке главу из «Евгения Онегина». При этом
это был очень интеллигентным человеком. Например, я ни разу не слышал, чтобы
она повысила на кого-то свой голос.
...Одним словом, о своих бабушках я могу рассказывать бесконечно...
Вопрос:
Поговорим о вашем творчестве. Как вы придумываете сюжеты своих книг?
Ответ: Этот
вопрос мне часто задают. Но ответить на него не так-то и просто. Самые трудные,
как известно, «детские» вопросы.
Каждая книга придумывается по-разному. Скажем, «Дюжина баек Соломона
12-го» родилась, когда попугай старшей дочери в выходные дни будил меня рано
утром одной фразой: «Гоша хороший... Хороший Гоша». Как-то он так в очередной
раз разбудил меня своим приступом самовосхваления. Я в сердцах сказал ему:
«Что-нибудь новое сказал бы, что ли!» Потом, часа через два, записал одну
фразу: «Повесть о попугае, который разговаривает вполне осознанно». И забыл о
ней. А через несколько лет – у меня уже было две дочки - я наткнулся на эту
запись и... начал писать.
А, скажем, «В дебрях одесской кухни» родилась из детских воспоминаний,
когда я крутился под ногами у жильцов на нашей коммунальной кухне и смотрел:
кто, как и что готовит. Детское
любопытство вылилось через сорок лет в книгу. Поначалу я просто хотел написать
книгу кулинарных рецептов, но потом возникла девочка Оксана и ее дед, и...
Если же говорить обобщенно, то все начинается с одной фразы и, порой,
не знаешь сам – чем же закончится книга. Звучит как-то странно, но... написание
книги порой напоминает рыбную ловлю: что-то попалось на крючок, а что именно –
не узнаешь, пока не вытащишь трофей.
Вопрос: Каким
вы были в детстве?
Ответ: Я ничем
особенно не отличался от своих сверстников. Обычный мальчишка из обычного
одесского двора. Правда, лет в девять я стал превращаться в того, кого сейчас
называют «ботаником»: сказались склонность к простудам и страсть к чтению:
когда лежишь с температурой, то остается одно – читать...
Вопрос: Вы
были послушным отличником?
Ответ:
Отличником никогда не был. Хулиганом тоже. Послушание мое было весьма
относительным: я соглашался и... делал все по-своему. Скажу больше – в девятом
классе я заразился вирусом свободы. Прикрываясь своей склонностью к простуде, о
которой знали все учителя, я полгода посещал школу... крайне редко: раз в
неделю появлюсь и неделю меня в школе не видели.
Вопрос: Чем же
вы занимались в это время?
Ответ: Я с
удивлением открывал для себя окружающий мир. Скажем, я мог прийти зимой на пляж
и наблюдать за жизнью чаек. Или зайти в большой магазин и наблюдать за
очередью, которая в те времена была обычным явлением. Какие страсти кипели в
очередях за дефицитом! Шекспиру и не снилось...
Одним словом, на улице можно было найти массу интересных
наблюдений. Но за все нужно платить. Все
раскрылось, скандал был грандиозный и после этого я в полной мере познал, что
такое отсутствие свободы.
Вопрос: У вас
были строгие родители?
Ответ: Я бы
так не сказал. Мама – в какой-то степени, да. Но строгость эта шла от большой
любви. Отец же был всегда спокоен и рассудителен. Мне удалось всего лишь два
раза вывести его из себя. Но я тогда очень постарался. (Улыбается)
С возрастом у нас с отцом сложились дружеские и доверительные
отношения. К сожалению, уже четырнадцать лет, как его нет с нами. И я отчетливо
понимаю, что такого друга, как папа у меня уже никогда не будет. Он был
инженером от Бога, хотя последняя его должность – генеральный директор одного
крупного завода – больше административная, чем техническая. После смерти отца я
нашел больше десятка Авторских свидетельств. И гору эскизов – до последнего дня
он что-то рассчитывал и конструировал: он называл это «гимнастикой ума».
Вопрос: Я
знаю, что в выпускном классе вы имели рекомендацию от тогдашнего Союза
журналистов СССР для поступления на факультет журналистики. И все же вы
поступили в технический ВУЗ. Почему?
Ответ: В
семнадцать лет – все мы максималисты. А, едва-едва столкнувшись с советской
журналистикой, я понял, что свое мнение высказать мне не дадут, если оно не
совпадет с политикой партии. К тому же я хотел быть именно писателем. И
прекрасно понимал другое – писатель должен знать и желательно повидать многое. С другой стороны
– писатель, пожалуй, единственная должность, на которую человек назначает себя
сам... И я пошел набираться жизненного опыта – поступил в Одесский
технологический институт холодильной промышленности, который отличался весьма
вольными нравами.
Так я стал инженером. Потом работал... должности мои перечислять можно
долго: мастер, слесарь, инженер, водитель, преподаватель компьютерных курсов,
главный инженер, даже брокером на бирже был. Но какую бы должность я не занимал
– в свободное время я всегда писал. Иногда для этого занятия у меня было больше
времени, иногда меньше, но писал я всегда. Другое дело, что не всегда
написанное было удачным. Но это уже другой вопрос.
Вопрос: Я
слышал, что вы издали свою первую книгу благодаря Интернету. Расскажите об
этом.
Ответ: Сейчас
все, кому не лень, ругают Интернет – дескать, из-за него люди меньше читают
книг, меньше общаются. Но при этом забывают, что любая медаль имеет оборотную
сторону... и ребро еще тоже, о котором почти всегда забывают.
Одним словом, когда я написал книгу «Дюжина баек Соломона 12-го», то
показал текст поэту Юрию Михайловичу Малыгину. Тот в свою очередь показал текст
прозаику Родиону Константиновичу Феденеву. Честно говоря, я не ожидал реакции,
которая последовала затем: я ожидал критических замечаний, советов или еще
чего-то в этом роде. А в ответ услышал от этих чудных стариков: «Вот мы все
думаем: где же мы это печатать будем?» И начали рассказывать, что иллюстрации к
тексту просто необходимы, и его нельзя печатать в журнальном варианте... и
много еще чего.
Но в то время найти издателя не удалось.
Тут надо сказать, что в этот период своей жизни я увлекся модернизацией
своего домашнего компьютера. И каждые выходные посещал радиорынок. Это было то
время, когда компьютеры были дома у многих, но Интернет был еще дорог и многим,
в том числе и мне, не по карману. И там, на радиорынке, среди компьютерщиков я
услышал о Всемирной сети ФИДОнет. Если коротко, то это любительская
компьютерная сеть, в которой люди собираются в своеобразных кибер-клубах по
интересам, которые называют эхо-конференциями. Одним словом, я подключился к
этой сети.
Там была литературная эхо-конференция, с таинственно-ироничным
названием «ОВЕС.РАСТЕТ». По сути дела, это тот же литературный кружок, но с
гораздо большим количеством членов.
...Поняв, что напечатать «Соломона» в обозримом будущем мне вряд ли
удастся, я принял решение: отправил текст в эту эхо-конференцию. Ведь писатель
хочет, чтобы его книги читали... пусть даже читателей будет немного, но...
книги-то пишутся для людей. И писателю хочется быть услышанным.
Меня услышали. Честно говоря, я не ожидал такого эффекта. Столько
доброжелательных и лестных отзывов я еще никогда не получал. Мне писали из
Москвы и Таллинна, Южно-Сахалинска и Майкопа. Но «оборотная сторона медали»
сработала – текст попал в Интернет. Кстати, недавно я нашел этот текст в
электронной библиотеке... Эквадора.
Прошло какое-то время. Интернет стал доступен. Я тогда занимался
администрированием сайта одной фирмы и в свободное время сделал два личных
сайта: свой персональный и сайт электронных книг.
...через некоторое время ко мне обратились из молодого киевского
издательства и предложили издать «Соломона» - они прочитали текст на моем
сайте.
Вопрос:
Сколько же лет прошло от написания до издания?
Ответ: Десять.
Десять лет я просто ждал...
Вопрос: Похоже
на сказку. Или на булгаковскую фразу: «Никогда и ничего не просите!.. Сами
предложат и сами все дадут!» Вы не находите?
Ответ: Похоже.
Жаль только, что ни Малыгин, ни Феденев уже не увидели этой книги – она вышла
именно такой, какой они представляли ее. Да и случайностью это вряд ли назовешь
– в конце концов я шел к этому тридцать три года.
Но, возвращаясь к теме Интернета и литературы, мне вспоминается другая
фраза Михаила Афанасиевича: «Рукописи не горят». Текст, однажды размещенный в Интернете, уже вряд ли когда-то
удастся оттуда изъять. Хорошо это или
плохо – не берусь судить. Кстати, благодаря Интернету и ФИДО появилось много
новых авторов – Алекс Экслер, Леонид Каганов, Григорий Власов... Так что не
стоит безоглядно ругать компьютеры и Интернет. В конце концов Интернет – только
инструмент. А как его использовать – зависит от конкретного человека.
Вопрос: В
ваших книгах много стихов. Вы любите поэзию?
Ответ: А кто
не любит хорошую поэзию? У любого человека есть любимое стихотворение. Другое
дело, что не каждый скажет какое. Поэзия – дело порой интимное.
Вопрос: А ваше
любимое стихотворение, если это не секрет?
Ответ:
Ближние
Мельницы,
Дальние
Мельницы,
Все переменится,
Все
перемелется...
Это стихотворение Юрия Михайловича Малыгина стало для меня любимым.
Когда что-то идет у меня не так, я повторяю его. И, знаете, становится
легче.
Вопрос: Сами
стихи пишете или писали?
Ответ: А кто в
юности не грешил стихами? Писал много стихов в юности. Но не мое это. Из всего
написанного осталось одно стихотворение, которое как-то легло в книгу «В дебрях
одесской кухни». Я еще подумал, что стихотворение ждало книги тридцать лет.
Вопрос: Ваши
любимые писатели?
Ответ: Их много.
Но если выбирать по одному из
русскоязычных и по одному из англоязычных, то, пожалуй, М.Ю. Лермонтов и Э.
Хемингуэй. Они умели сказать так много... вернее, недосказать, что их книги
можно перечитывать бесконечно. Очень люблю книги К. Паустовского, И. Ильфа и Е.
Петрова, М. Булгакова...
Во всяком случае, если у меня не
идет работа, то стоит мне прочитать несколько строк из книг одного из этих
авторов, как у меня появляется желание писать и работа сдвигается с мертвой
точки.
Вопрос:
Поскольку вы детский писатель, то какие бы советы вы дали тем юным, кто делает
первые шаги в литературе.
Ответ: Бернард
Шоу как-то сказал: «Работай – остальное придет само собой». Больше пишите и
читайте. И у вас все получится. В это нужно просто верить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий