Страницы

О моих учителях

Мне интересно многое: живопись, современный арт, старые фотографии и много еще чего.

Если же кого-то интересует моя особа и мое творчество, то советую воспользоваться навигацией (та, что на строку выше). Там я в какой-то мере систематизировал личную информацию.

вторник, 12 июля 2011 г.

"Хемингуэя сейчас молодежь не читает"

Предыдущий пост - чужая статья - и еще одна дата заставили меня написать свою статью. Писал бегло - как всегда сказывался дефицит времени. И тем не менее... как мне кажется, тут есть повод задуматься... Во всяком случае есть над чем... 

Алексей Надэмлинский


(с) Алексей Надэмлинский
Е-mail: an61@ukr.net


"Хемингуэя сейчас молодежь не читает"

Не так давно в этом месяце - исполнилось 50 лет со дня смерти Э.Хемингуэя.

…Занимался я с пультом ТВ в руках любимым занятием нашего человека - скоростным серфингом по каналам.  И наткнулся на интервью с Г. Боровиком - тот рассказывал о своей встречи с Хемингуэем… Одним словом, всю ту историю, которую не слышал разве что глухой.

Впрочем, дело не в том, как Генрих Авиэзерович открывал водку Хемингуэю, а тот пытался подарить ему выловленного тунца…

В конце этого интервью прозвучала этакая констатация - вроде бы констатация - факта: "Хемингуэя сейчас молодежь не читает".

И вот эти слова возникли у меня целую цепочку мыслей… одновременно с… э-э-э… некоторыми эмоциями… и воспоминаниями…

…Мое знакомство с книгами Э.Хемингуэя состоялось рано - лет в 12-13. Многие книги оставили меня равнодушным, но "Острова в океане" и рассказы на всю жизнь запали в душу. Скажу больше - рассказы Хемингуэя для меня до сих пор являются эталоном этого жанра. Ведь в рассказе (как, впрочем, и во всех других произведениях) самое важное недосказанность, подтекст… Да, сейчас все пошло по пути упрощения - читатель хочет "экшена", писатели и дают этот самый "экшен": внешнее действие без подтекста - без эмоций, без ощущений, без каких-либо намеков для размышлений. Вот так и рождаются книги, которые забываются сразу после прочтения последней страницы.

…А "Острова в океане" у меня постоянно живут на моем мобильном телефоне, и я когда мне совсем плохо - читаю эту книгу…

Что же касается книг Э.Хемингуэя… то и в 70х-80х годах прошлого века некоторые люди - в том числе и молодые - его читали, а у других все знакомство с писателем заканчивалось одним словом - "хемингуёво".

И тут уж проблема не столько в молодежи, сколько в порочной системе изучения литературы в школе.

…Когда я узнал, что "Мастер и Маргарита" М. Булгакова попала в школьную программу, то я был в растерянности, и сказал тогда: "Чтобы убить книгу, ее не надо запрещать, а надо включить в школьную программу".

Ярлык "классика" сразу отдаляет книги писателя от читателя. И не потому, что классические книги плохи, а потому, что в школе "изучают классиков" до отвращения, до рвоты...

И в результате получается, что классик - это не тот, чьи произведения все знают, а тот, произведения которого, все делают вид, что знают. Кому от этого хорошо? Только статистикам, которые где-то ставят в графе - 100% населения читало книги автора N.

Вспомнилось, как много лет назад учительница на  родительском собрании моей старшей дочери с пеной у рта, квадратными глазами и даже каким-то фанатизмом вещала: "Они "Героя нашего времени" Лермонтова не читают!"

Поскольку проза Лермонтова (как и рассказы Хэмингуэя) лично для меня являются эталоном, то я не выдержал и задал вопрос: "А что в 14 лет можно понять у Лермонтова? Я и в сорок его до конца не понимаю"!

После моего вопроса юношеский задор у этого динозавра педагогики сразу пропал - спорить учителя так и не научились. У них все просто: есть такое утвержденное сверху мнение, что кто-то "певец свободы" и баста - шаг вправо, шаг влево считается побег!

С младшей дочкой получилось еще веселей. То есть ее учительница уже знала, что папа ее ученицы - писатель… да еще одесский… да еще, которого то в ТВ-ящике увидеть иногда можно, то газеты чего-то не очень плохого пишут…

Так вот… вдруг им в программу включили "Старик и море"… Тут уж у меня одна фраза стала крутиться в мозгу - фраза Александра Розенбаума: "И мату в горле тесно"! Я по своей рассеянности дал дочке томик с книгой и посоветовал: "Прочитай лучше "Недолгое счастье Френсиса Макомбера". "Нобеля", правда, Хэмингуэю дали не за этот рассказ".

Дитятко мое сделало все, что могло - то есть прочитало оба произведения. Ее вердикт: "Какая нудьга заболотная этот "Старик…" А послушай, жена Френсиса, действительно, своего мужа убила не просто так?" Я ответил честно: "До сих пор я пытаюсь понять это".

Прошло два года. Недавно застал свою младшую за чтением Хэмингуэя. Глянул мельком на разворот страницы. Думаете, что она читала? Правильно! - "Недолгое счастье Френсиса Макомбера".

К чему это все я?

Тем, кто просит меня научить "писать рассказы", я рекомендую прочитать
"Недолгое счастье Френсиса Макомбера".

Впрочем, мы уже отошли от Хэмингуэя и его творчества…

…Господи, да когда же, наконец, эти "специалисты от всеобщего образования" поймут, что книгу нужно воспринимать лично? Или у них дети сразу рождались двадцатилетними? Когда поймут, что если Лев Толстой не любил Шекспира, то это ничего не говорит - ни о Шекспире, ни о Толстом?  Или у них только и мыслей - как бы в кресле усидеть? Боюсь, что последнее.

Вспомнилось еще. В царской гимназии были обязательные уроки гимнастики. Их нужно было обязательно посещать, но оценки за них не ставили… ну, некорректно считалось оценивать во многом врожденные физические данные. Так, может, стоит попробовать так и с литературой?

Перестать терзать детей скучными разборами "образов", а просто на уроке вслух прочитать книгу… ведь плохая книга не выдерживает чтения вслух. Об этом - о чтении вслух - еще Константин Паустовский писал. Я просто это раз сто уже проверил.

И, может, стоит забыть слово "классик". В конце концов, литература делится на две категории: хорошая и плохая.

Тогда может и кто-то заинтересуется и Чеховым, и Достоевским, и Хемингуэем… А кто не заинтересуется, то значит, это им и не надо… Ведь мы все разные и тем сильны…

Впрочем, в любом случае у каждого настоящего писателя находится свой читатель. Другое дело, что у хороших писателей должно быть много хороших читателей. А хороших писателей я перечислил в своей статье... хороших для себя…

И пусть каждый составит свой список… хотя бы для себя…

11-12 июля 2011 г.

(с) Алексей Надэмлинский
Е-mail: an61@ukr.net

Комментариев нет:

Отправить комментарий