Страницы

О моих учителях

Мне интересно многое: живопись, современный арт, старые фотографии и много еще чего.

Если же кого-то интересует моя особа и мое творчество, то советую воспользоваться навигацией (та, что на строку выше). Там я в какой-то мере систематизировал личную информацию.

пятница, 19 марта 2010 г.

МОИ РУКИ




"Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей"
(А.С.Пушкин "Евгений Онегин")
Даже не знаю, как и с чего начать.
В общем, Бог не наградил меня ни широкими плечами, ни голубыми глазами, ни атлетическим телосложением. Зато он наградил меня руками. Нет, конечно, обычно все люди рождаются с руками. Но мои руки более подошли бы музыканту или художнику: длинные тонкие пальцы, которые без тренировки и растяжки способны охватить на клавишном музыкальном инструменте полторы октавы. Но и не это главное. Все дело в том, что ногти у меня достаточно твердые и растут с удивительной быстротой.
Когда мне было лет десять, то вокруг ногтей появились какие-то непонятные уродливые образования. Начались бесчисленные походы к врачам. Каждый врач имел свое мнение, выписывал какие-то лекарства, которые не приносили улучшения.
Я стеснялся своих рук. Помню тот период своей жизни – я всегда старался прятать свои руки: крайне неприятно было слышать от одноклассников вопрос, что это с моими руками. В то время я посмотрел фильм “Собор Парижской Богоматери” и мне казалось, что мои руки напоминают Квазимодо.
Так продолжалось достаточно долго времени, пока моя мама ни привела меня к очередному врачу. Я уже не помню ее лица, помню только что это была женщина. Помню, что ее лекарства достаточно быстро избавили меня от ужасных наростов. Но мне лучше всего запомнились ее слова, которые она сказала во время нашего последнего посещения ее кабинета:
- Тебе за руками нужно смотреть. Как это дико не звучит, но нужно маникюр делать. Что ж тут поделаешь, если такие индивидуальные особенности твоих рук.
А потом она долго что-то еще объясняла моей маме. Но я тогда по малолетству не понял всех подробностей. Ясно было одно: ужасные наросты могут вернуться, если не ухаживать за своими руками…
Из-за того, что ходить в женский салон мне было стыдно, я научился сам делать себе маникюр.
В общем-то на этом можно было бы и поставить точку: прошло уже больше тридцати лет, уродливые наросты не появились, но появилось другое, что, собственно, и заставило меня написать эти строки.
1.
С первой неадекватной реакцией на мои руки я столкнулся в школе. И как ни странно эта реакция была не со стороны одноклассников, а со стороны учителей.
Пока у меня были руки-квазимоды, они не раздражали и не вызывали негативной реакции. Зато после…
Первой вскипела учительница английского языка. Ее прямо таки трясло от ярости. Вероятно, застань она меня за курением или за написанием неприличного слова на заборе, ярость ее не была бы такой сильной. Это даже была не ярость, а какая-то зоологическая ненависть. Клокоча от этой ярости, она начала свой гневный монолог:
- Я никогда еще в жизни не видела у мальчика таких холенных рук… Это… это черт знает что… у меня нет слов, чтобы выразить свое возмущение…
В общем, англичанка орала и брызгала слюной минут пять…
Почему это “черт знает что” я так и не понял. Хотя, в то время учителя рьяно боролись против ношения школьницами украшений, а школьниками длинных волос. Еще большую ярость вызывало у учителей наличие нательного креста. Ну, с последним все было ясно – воинствующий атеизм, прикрываемый пустыми словами о свободе совести. С длинными волосами у мальчиков тоже все понятно – хиппи, по мнению коммунистических идеологов, были хороши на Западе, как протест против буржуазной действительности, а у нас считалось тлетворным влиянием Запада. Чем мешали в школе украшения на девочках – мне понять трудно до сих пор.
На мое счастье, я со своими руками не вписывался ни в одно из запрещенных направлений. Так сказать, нестандартная ситуация для учителей.
Впрочем, через неделю я столкнулся с англичанкой и директрисой школы.
- Покажи свои руки, - таким тоном сказала директриса, что я внутренне содрогнулся.
Она, надо отдать должное, не стала кричать, а только покачала головой. Недовольно - зло покачала. Впрочем, сейчас я понимаю всю парадоксальность ее возможных криков под портретом А.С.Пушкина, на котором очень четко видна рука классика русской литературы. С другой стороны – в каждом классе висели портреты классиков марксизма-ленинизма, заросших волосами по глаза, но это не мешало учителям бороться с длинными волосами учеников.
… Эта история имела продолжение. На родительском собрании моей маме пытались изложить претензии относительно моих рук. Моя мама просто рассказала о моем заболевании и по ее словам “они отстали”.
Справедливости ради нужно сказать, что остальные учителя обладали более развитым чувством такта и делали вид, что не замечают моих рук… Так что с чувством такта у учителей тогда было все в порядке… за редким исключением, как и сейчас, впрочем.
2.


В общем-то, после этих событий все смирились с моими ногтями… до окончания школы.
Окончил школу, поступил в институт. Вот тут я снова и ощутил эффект неадекватного восприятия моих рук.
Мужчинам в 98% было глубоко наплевать на мои руки. Только однажды один сокурсник спросил: не мешают ли мне мои ногти. Я тогда только пожал плечами. Комизм ситуации заключался в том, что через 5 минут у него из оправы супермодных очков вывернулся винт. Ножа или мелкой отвертки не было под рукой, а я элементарно завернул винт с помощью ногтя мизинца.
Другое дело – девушки. Почему-то они фыркали и просто заявляли: “Некрасиво”.
Помню, как-то мы стояли перед институтом мужской компанией и курили, тут подбежала наша пышнотелая сокурсница, попросила у меня мой конспект. Я протянул ей конспект, а она вдруг спрашивает: “Зачем тебе такие ногти?”
Я сразу нашелся: “А зачем тебе конспект?”
Она ушла без ответа. Кто-то из ребят, глядя ей вслед, едко заметил: “Лучше бы спросил, зачем ей такие большие сиськи?”
3.


Прошло много лет… Много я встречал разных я людей – умных, не очень, воспитанных и абсолютно невоспитанных; грубых и мягких; встречались мне и вовсе идиоты …
Но из всей этой массы могу констатировать: нетактичных людей меньше, чем тактичных. Могу также заметить, что чувство такта не зависит ни от ума, ни от образованности: оно или есть у человека или его нет. И для меня ногти стали своеобразным пробным камнем тактичности человека.
Как бороться с отсутствием такта у собеседника? Сложный вопрос.
Вспомнилось, как продавщица в магазине возмущенно заметила: “Впервые вижу у мужчины такие руки”. Слова на бумаге не в силах передать ту злость и отвращение, которые звучали в ее тоне. При этом лицо девицы было усыпано прыщами, среди которых едва просматривалась сережка в ее носу. Очень хотелось нахамить в ответ: “Я бы прыщи на лице вывел прежде, чем пирсинг делать”.
Но я не стал делать это. Просто спросил: “У вас мало своих проблем?” Она оторопело уставилась на меня. Я молча вышел из магазина.
4.


“Мама, посмотри, какие у дяди ногти!” – громким шепотом делится с мамой девочка лет шести.
Мама растерянно-извиняющимся взглядом смотрит на меня и начинает объяснять дочке, что та поступает некрасиво.
Первый урок воспитания чувства такта?
5.


Покупаю сигареты.
У продавщицы неровно обрезаны и без того короткие ногти, ярко-алый лак облупился… И снова какая-то обозленность и категоричность в голосе: “Такие руки мужчине иметь неприлично”.
Молча беру сигареты и сдачу. Продавщица прямо-таки выскакивает из-за прилавка от злости. Направляясь к выходу, я спиной ощущаю ее взгляд. Она еще что-то кричит мне вслед. Приходится обернуться и заметить: “Когда мне понадобится ваше ценное мнение, я обязательно зайду к Вам в магазин”.
Продавщица с тупым взглядом смотрит на меня. В общем, полная иллюстрация русской поговорки “как баран на новые ворота”.
6.


Другая продавщица с восхищением заметила: “Таким рукам может позавидовать любая женщина”. Кстати, руки у этой продавщицы достаточно ухоженные: ногти правильной формы и лак подобран со вкусом.
Ощущаю небольшую неловкость от такого комплимента. Само собой вырывается: “Спасибо”.
7.


Восхищение маникюрши тоже понятно: это профессиональный интерес. Случилось, что я зашел на работу к своей знакомой, которая работала в маникюрном салоне.
Мои руки попались на глаза ее коллеге. И начались вопросы… Она долго допытывалась – применяю ли я какие-то средства для ращения ногтей.
Тут я чувствовал себя белым путешественником, попавшим в племя чернокожих людей, никогда до этого не встречавших европейцев.
Впрочем, я не испытывал от этой беседы раздражения, ибо не чувствовал со стороны своей собеседницы негативных эмоций.
8.


Иду по улице. Идущий на встречу, мужчина просит прикурить. Щелкаю зажигалкой.
Его взгляд падает на мои руки.
- Вы художник? – спрашивает он.
Я киваю головой. Раньше на подобный вопрос я отвечал отрицательно. Но после сто первого раза, я стал просто кивать головой.
А то получается, что я вроде бы оправдываюсь…
9.

Таких примеров можно приводить множество. Реакция людей на необычное весьма разная - от равнодушия до агрессивности.
Так о чем мои записки? О моих руках? О реакции людей на необычное, не вписывающееся в их понятие?
… Вспомнилось вот – реакция людей на мой домашний компьютер в начале 90-х годов ХХ века. Вероятно, заведи я метрового крокодила в ванной, на меня смотрели бы с меньшим недоумением. Дальше сыпались разные доводы, начиная об отсутствии надобности в столь дорогой игрушке и кончая доводами о вредности компьютера для здоровья. Поначалу я пытался объяснить людям, что компьютер на том этапе нужен мне исключительно как электронная пишущая машинка. Но с таким же успехом я мог рассказывать им о теории сверхтекучести жидкого гелия или проблемах гренландских эскимосов.
Кстати, несколько лет назад один из таких активных противников компьютера в доме с гордостью сообщил мне, что купил навороченный компьютер. Я все-таки не утерпел и язвительно спросил: “Зачем тебе он нужен?” Вразумительного ответа я так и не услышал – был один набор бессвязных слов – Интернет, электронная почта и мультимедиа…
Через непродолжительное время – месяца через три - я снова встретил этого же человека. И он с грустью сообщил, что он продал свой навороченный компьютер и купил другой еще более навороченный. На мой вопрос о причинах столь быстрой смены машины ответ сразил наповал: “А он сломался – в нем Windows перестала работать”.
Эта история достойна того, чтобы попасть в рубрику компьютерного юмора. Все было бы смешно, если бы не было грустно.
Похожая ситуация была и с мобильным телефоном – с той только разницей, что в моей жизни был период, когда мобильник мне был без надобности – работал я дома за компьютером и меня легче было найти по городскому телефону или через Интернет. И отсутствие у меня мобильного телефона воспринималось так, словно у меня в квартире нет электричества или канализации.
Так о чем все-таки мои записки? О моих руках? О реакции людей на необычное?
Нет, просто о человеческих стереотипах мышления, которые порой выглядят смешными, а порой грустными… Ведь по большому счету сейчас людям все равно, какие руки были у А.С.Пушкина и с помощью чего он писал “Евгения Онегина” – с помощью компьютера, “Ундервуда” или гусиного пера… Главное – что и как было написано. Но все равно своих современников мы волей-неволей “встречаем по одежке”.
Так о чем это я? Меньше всего мне хотелось бы, чтобы кто-то вдруг обвинил меня в мании величия – дескать, сравнивает себя с поэтом-классиком.
Просто я хотел написать о другом – как мы все воспринимаем окружающих людей. Может не стоит сразу отвергать то, чего мы не понимаем? Может настоящая демократия не в политическом строе, а в способности простого человека воспринимать заблуждения других, как свои собственные?
Хотя, возможно, я заблуждаюсь, но мне кажется, что все именно так и обстоит…

Комментариев нет:

Отправить комментарий