Страницы

О моих учителях

Мне интересно многое: живопись, современный арт, старые фотографии и много еще чего.

Если же кого-то интересует моя особа и мое творчество, то советую воспользоваться навигацией (та, что на строку выше). Там я в какой-то мере систематизировал личную информацию.

среда, 3 марта 2010 г.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ КУРСАНТЫ




Алексей Надэмлинский


КОМПЬЮТЕРНЫЕ КУРСАНТЫ



«После некоторых воспоминаний мало холодного душа, нужна настоящая
горячая ванна».

(Станислав Ежи Лец)

Как вы думаете, зачем люди идут на всякие курсы? Научится чему-нибудь – водить автомобиль, делать массаж или вышивать крестиком? Возможно. Но почему-то именно на компьютерные курсы люди идут, преследую иногда такие цели, которые простому человеку никогда не могут прийти в голову.

В этом я убедился, работая в свое время на курсах «ПК для начинающих».

Курсантов у меня было много. Некоторые забылись, некоторые – особо яркие – запомнились на всю жизнь. По вполне понятным причинам имена и название фирмы изменены.

Алексей Надэмлинский


1.

«Я люблю тебя жизнь… ну а ты меня снова и снова!»
(Михаил Задорнов)

За что я люблю жизнь – так это за ее непредсказуемость.

Было время в начале двадцать первого века, когда я остался без работы.

Поиск работы – тоже работа, работа тяжелая и нервная Начал я искать работу, но что-то все попадалось мне не то, что мне нужно было… или то, где я, как работник, не был нужен. Денег у меня оставалось с каждым днем все меньше, и меня начала охватывать паника. И тут попалось мне на глаза объявление. Содержание его было примерно таким: «Требуется преподаватель на курсы персонального компьютера для начинающих».

Поскольку опыт работы за компьютером у меня исчислялся едва не двадцатью годами, а за плечами было около двух сотен собранных и отконфигурированных собственными руками компьютеров, я смело набрал номер телефона. После краткой телефонной беседы я уже через час сидел на собеседовании у директора.

Фирма мне напоминала… мягко говоря, жэковкий кружок: подвальное помещение, в котором проводились все мыслимые и немыслимые курсы: маникюра и педикюра, английского языка и бухгалтерии, шитья и массажа… Директор сей фирмы не разбиралась – а это была пышнотелая дама в возрасте - ни в маникюре, ни в педикюре, ни тем более в компьютере. Как потом оказалось, эта дама до того всю жизнь проработала администратором в ресторане. Потом вот решила заняться бизнесом.

Глядя на убогое помещение, обшарпанную мебель и один древний компьютер в комнате курсов ПК и еще один такой же на курсах бухгалтерии 1С, я вяло поинтересовался: есть ли у них лицензия на все эти виды деятельности? Оказалось, что лицензии были. Директриса поинтересовалась моим опытом работы, образованием и прочими формальностями. Ее очень огорчило, что у меня нет никакого свидетельства именно о том, что я окончил какие-то компьютерные курсы. Огорчило, но не было преградой для моей дальнейшей работы.

Оказалось, что курсы у них – почти индивидуальные, а потому занятия проводятся с 1-2 курсантами. Оплата преподавателям – смехотворная, если не сказать нищенская. Хотя стоимость курсов была весьма высокой.

В другом бы случае я бы попрощался с директрисой и забыл об этой фирме навсегда. Но не в тот день.

Ход моих размышлений был прост – тут можно перехватить немного денег, имея свободное время для дальнейших поисков подходящей работы.

И я согласился.

***

Надо сказать, что работать за компьютером я начал чисто случайно: еще в годы СССР на завод, где я работал инженером-технологом пришло по разнарядке министерства шесть ПК и я, ощущая интуитивно, что эта электронная машина может избавить меня от рутинной работы, постарался каким-то образом заполучить возможность работать за ним. Мне повезло: руководство не возражало. И даже обещало направить меня на курсы, «когда у завода будут финансовые возможности». А поскольку я владел еще и пишущей машинкой – верх оргтехники тех лет – то я достаточно быстро научился пользоваться текстовым редактором.

И тогда интуиция меня не подвела: месячный план своей работы с помощью ПК я мог выполнить за три дня. Но я не торопился делиться своим открытием с руководством, а освобожденное от рутинной работы время, стал тратить на изучение самого компьютера. Надо сказать, что литературы по данному вопросу было мало. Больше информации нес сам компьютер, но русифицированных программ было очень мало, а потому приходилось изучать документацию на английском языке.

Если ко всему этому прибавить еще и то, что компьютеры того времени работали под операционной системой MS-DOS, которая не отличалась особой дружелюбностью к пользователю, то надо сказать, что усилий это требовало немалых. Пришлось даже вспомнить нелюбимый со школы английский язык.

Но мне было интересно.

…Через много лет, когда я впервые увидел на компьютере операционную систему Windows, первой моей мыслью было одно: «Сделано для чайника». Для тех, кто не в курсе – чайником и компьютерщики, и туристы называют новичка. Так что чайником быть не стыдно. И это совсем не обидное прозвище, как почему-то думают некоторые.

***

… Мой друг, в то время тоже безработный, на сообщение о моей новой работе, прокомментировал с философским хладнокровием:

- Работа, конечно, «не Фонтан», но по крайней мере, с ума не будешь дома сходить.

2.

«Знания, не приносящие доход – лишние знания».
(из разговора с гражданином США)

Вечером того же дня состоялось мое первое занятие.

Первыми моими ученицами… то есть курсантками были сестры-близнецы лет по девятнадцать.

Поскольку курсы были индивидуальные, то они автоматически подразумевали и индивидуальную программу обучения.

С первых же минут я попытался выяснить у близнецов, что именно их интересует. Ответ был прост и конкретен: электронные таблицы. Дескать, компьютер мы знаем, но вот с электронными таблицами – проблема.

Ладно, начал рассказывать про программы для электронных таблиц и Exel в частности. К концу первого занятия, девушки признаются, что они устроились работать на кафедру института, где они учатся. А там нужно набирать массу таблиц в этом самом Exel, и у них возникает «вагон вопросов».

Проблема ясна. Посоветовал девушкам принести на следующий день свои вопросы.

На следующее занятия девушки приходят со своими вопросами. Мы их разбираем. Девушки ловят все на лету. Работают они за машиной в четыре руки. Я такого не видел ни до них, ни после… Одна хватает мышь, другая садится за клавиатуру. Друг друга они понимают без слов. Работа у них идет с такой скоростью, что мне порой трудно уловить их движения и понять, где они ошиблись.

…К концу занятий я начинаю чувствовать, что у меня кружится голова...

За неделю девушки выяснили, как им выполнить работу и… прямо сказали мне:

- Больше нам ничего не нужно. Можно на этом занятия прекратить?

Что я мог ответить? Разве что это:

- Девушки, вы заплатили деньги для того, чтобы я вас чему-то научил. Если вы считаете, что больше вам ничего не нужно, то…

Это занятия было последним.

Собственно говоря, через неделю они сдали мне зачет и получили свидетельство об окончании курсов.

Интересно, окупились ли эти курсы? То есть, заработали ли они на кафедре больше, чем стоила оплата за обучение на курсах? И не дешевле ли было просто купить какой-нибудь толковый учебник по пресловутому Exel?

Впрочем, эти вопросы возникли у меня мимоходом.

3.

«Неграмотные вынуждены диктовать»
(Станислав Ежи Лец)


То, что люди приходят на занятия весьма странные, я начинаю понимать со второй пары курсантов.

Это семейная пара. Им лет по двадцать пять. Судя по акценту и поведению – ребята явно откуда-то с пригорода и образовательный уровень их – не выше средней школы. Но в конце концов – компьютер – не космический корабль… было бы желание.

Начинаю выяснять, для чего им нужны знания компьютера? Чем они собираются заниматься? Объясняю при этом, что компьютер, в принципе, универсальный инструмент, но для разных целей нужны разные программы. Говорю долго и даже с энтузиазмом, пока не получаю ответ от мужа:

- Мы хотим научиться программировать!

Я в легком замешательстве. Кое-как поборов собственное замешательство, объясняю долго и упорно, что программистов готовят институты и университеты, и готовят таких специалистов, пять лет, а не месяц.

Выдыхаюсь. Муж мне возражает:

- Но ведь Билл Гейтс написал свою программу, когда был еще студентом!

Железный довод! Долго растолковываю, что сейчас не 80-й год прошлого века, что многое изменилось, что серьезные программы пишет не один человек, а целая группа программистов.

Но, кажется, не убедил. Два часа прошло. Вышел покурить. Ощущаю себя полным идиотом. Неужели я такой бестолковый преподаватель? В конце концов, на одной своей работе читал в свое время что-то подобное. Человек сто, наверное, обучил...

В коридоре стоит и нервно курит женщина-коллега: она преподает курсы «Бухгалтерия 1С». Неожиданно она начинает мне жаловаться:

- Представляете, пришла девица ко мне на курсы. В бухгалтерии без понятия: знает только, что там деньги считают. Зато хочет научиться бухгалтерскому учету в программе «1С». Я чуть с ума не сошла, пока ей не растолковала, что для начала надо бухгалтерию знать. Главное у нее довод железный – зачем бухгалтерию знать, если все компьютер делает?!!

- У меня сегодня тоже пара была: им капиталы Билла Гейтса спать не дают. Хотят за месяц научиться программировать, а потом еще за месяц свою операционную систему написать, - сообщил ей я.

Коллега пожала плечами:

- Иногда мне кажется, что я в сумасшедший дом попала.

***
На следующее занятие пришел только муж. Жена приняла решение не посещать больше курсов.

Ладно. Начал объяснять все по стандартной программе – встроенные приложения Windows. Парень слушает и задания все выполняет, но это все без особого интереса.

В середине курса прихожу к теме «Установка и удаление программ».

Объяснил, показал… И тут парень радостно так говорит:

- Вот, а вы говорили, что программирование это сложно! А сами за десять минут все объяснили!

Сомнение закралось в мою грешную душу. Я так осторожненько спрашиваю:

- А что мы, собственно, сейчас программировали?

- Ну, вот вы же запрограммировали компьютер сейчас новой программой!

Мне стоило больших усилий, чтобы не рассмеяться. Потом я долго и по-разному объяснял ему разницу между программированием и установкой программы на компьютер.

…А парню-то всего-навсего хотелось научиться устанавливать и удалять программы на своем недавно приобретенном компьютере…

Так что через два занятия он попросил «окончить свой курс обучения». Я не особо возражал.

4

«Скажи спасибо, что дети за отцов не отвечают».
(Алекс Экслер)

Следующим был шестнадцатилетний Стасик. На мой вопрос для чего ему нужны курсы, он незамысловато ответил:

- Мама подарила на день рождения компьютер, но включать его не разрешает. Говорит, что вещь дорогая, и пока я курсы не окончу, запрещает мне его включать.

- А тебе-то самому, зачем компьютер нужен?

- Ну, там… в игры поиграть… музыку послушать.

Ладно, тут все ясно… И невооруженным глазом видно, что компьютер для него скорее дань моде, чем инструмент. По стандартной программе научил его азам. А главное, что делать в аварийной ситуации и как самому исправить сбой. Учился он без рвения, но учился. В его ситуации - все ясно. Мама воспитывает его одна без отца и старается, что бы сын был не хуже других. Грустно мне было от такого ученика. Впрочем, вполне возможно, что со временем Стасик и найдет более достойное применение компьютера, чем истребление виртуального народа в играх.


5

«Рыбак рыбака видит издалека»
(пословица)

То, что на курсы ходят не одни чудаки, я убедился, когда ко мне пришел студент Артем.

После вводного курса я усадил его за компьютер. Сразу стало ясно, что парень давно сидит за машиной.

- Сколько лет у тебя компьютер дома? – прямо спросил я.

- Два года.

- И зачем тебе курсы для начинающих? – спросил я.

- А лишняя бумага не помешает, когда на работу устраиваться буду, - признался Артем.

- И что мне прикажешь тебе читать? – спросил я.

- А Вы вот скажите, локальную сеть сложно сделать? У меня друг в соседнем доме живет, мы хотели локальную сеть сделать. Обратились в фирму – нам такую цену заломили, что мало не показалось.

Я в двух словах объяснил ему, как им лучше сделать сеть.

На следующее занятие прибегает мой студент и радостно сообщает:

- Наша сеть уже работает! И еще два приятеля хотят к нам подключиться. И обошлась она в десять раз дешевле, чем та фирма у нас запросила.

Одним словом, когда Артем уже оканчивал курсы, в его сети насчитывалось шесть компьютеров.

Занятия с ним превратились в этакие беседы. Порой, мы даже компьютер не включали.

В общем, окончание его учебы мы восприняли с сожалением. Потом, правда, еще какое-то время перезванивались.

6

«Нет правил без исключений»
(поговорка)

Кто-то когда-то сравнил женщину за рулем автомобиля с обезьяной с гранатой. В какой-то мере это справедливо и для женщины за компьютером. При всем моем уважении к представительницам прекрасного пола, должен отметить, что часто женщины старательные и исполнительные работники за компьютером, но причина тут не в том, что женщины хорошо понимают компьютер. Просто они действуют в тех рамках, которые им объяснили. Грубо говоря, они действуют по принципу – лишних клавиш не нажимать. А узнать что-то большее – это просто не приходит им в голову. Да и нужды они особой в этом не видят. В результате такого подхода любая нестандартная ситуация вводит их в состояние, которое лежит в диапазоне от легкой паники до глубокого шока.

Однако не бывает правил без исключений.

Две девушки, о которых я хочу вспомнить, принадлежали именно к такому приятному исключению.

Назову их, скажем, Татьяной и Ольгой.

Они достаточно быстро схватывали полученную информацию. С ними проводить занятия было легко и просто.

При этом девушки были абсолютно разными в том плане, что ставили разные перед собой задачи, придя на курсы.

Татьяна была студенткой-гуманитарием и ставила перед собой вполне конкретные задачи: ее интересовал компьютер с точки зрения «помощника в творчестве», как она это называла. Нужно сказать, что по натуре Татьяна была достаточно творческим человеком и старалась, как я догадался, выразить себя во многих областях – и не только в литературе и музыке.

Что касается Ольги, то сама не могла четко сформулировать, чего она хочет добиться в результате окончания курсов. Но понять ее мне все же удалось: девушка собралась покупать компьютер, но без начальной подготовки ей просто было боязно сделать этот шаг. Но, и Ольга тоже, судя по всему, интересовалась творчеством.

К своему удивлению после пятого занятия я заметил, что мы продвигаемся в изучении компьютера семимильными шагами.

Где-то в середине занятий я показал девушкам, как работает графический редактор. Работа в Photoshop-е так увлекла их, что бОльшую часть занятий мы посвятили этому гиганту компьютерной графики.

Дело дошло до смешного – девушки так увлекались созданием какого-нибудь фотоколлажа, что просто переставали обращать на меня внимания. То есть они даже не реагировали на мои реплики. Я даже иногда шутливо обижался: «Девушки, я вам не мешаю?»

Одним словом, когда время занятий с этими девушками подошел к концу, то нам было несколько грустно… А такое, поверьте, бывает не так уж и часто.

7

«Когда смотришь на нее, невозможно примириться с мыслью, что у ее души нет такого пышного бюста».
(Станислав Ежи Лец)

Вспоминая о следующей курсантке, на ум мне почему-то приходит фраза, которая была популярна в Одессе во времена моего детства: «Ей так хочется учиться, как мне танцевать».

Людмиле было семнадцать лет – она только что окончила школу. Продолжать учебу ей, как я понимаю, не сильно-то и хотелось. Но родители, понимая, что бывшей выпускнице школы без каких-то навыков трудно найти какую-то работу, уговорили ее пойти на компьютерные курсы. Но парадокс заключается в том, что там нужно учиться! А учиться-то Людмиле совсем не хотелось.

Занятия с Людмилой превратились для меня в настоящую пытку.

На занятиях Людмила попросту зевала. Нет, не в переносном, а в самом прямом смысле слова… При этом ей очень хотелось выглядеть воспитанной девушкой, и при каждом зевке она извинялась, что, дескать, она не выспалась. При этом она смотрела на меня весьма мутным взглядом… настолько мутным, что мне хотелось спеть что-нибудь вроде: "Считай, по нашему, мы выпили немного…" Да, простит мня Высоцкий… Владимир Семенович…

Я часто ловил себя на мысли, что с таким же успехом я мог объяснять ей решение дифференциальных уравнений или рассказывать о лирике поэтов эпохи Возрождения.

Людмила просто отбывала эти занятия, словно наказание за какое-то преступление. Отбывал их и я. Зато стоило занятиям окончится, как Людмила стремглав бежала к выходу. А на улице ее ждали уже ее «мальчики». Правда, некоторым из тех «мальчиков» было под тридцать, а то и больше, лет. И каждый раз ее ждал новый «мальчик» на новой машине. При этом машины тоже были разными – начиная от полуживых антикварных «жигулей» и кончая новенькими «тойотами» и «маздами».

Одним словом, даже при поверхностном взгляде, Людмила была весьма любвеобильной девушкой.

Я уже и не мог представить себе, что эту девушку можно чему-то научить. Но тут при прохождении текстового процессора, у Людмилы вдруг прояснился взгляд, и она стала с интересом осваивать оформление документов.

Это оказалось единственным, что ее интересовало в компьютере. Честно говоря, я молил Бога, что хотя бы что-то разбудило эту юную даму.

А Людмила, освоив клавиатуру и текстовый редактор, снова начала смотреть на меня мутным взглядом.

…Окончание ее курсов я воспринял, как какое-то освобождения от наказания за преступление, которого я и не совершал.

8
«Что хромает, то идет»
(Станислав Ежи Лец)

Другую курсантку звали Аллой, и была она на год младше Людмилы. Алла еще училась в школе. Кроме компьютерных курсов Алла училась еще в музыкальной школе, и ходила в секцию… дзюдо. Одним словом, девушка развивалась разносторонне.

Взгляд молящих голубых глаз Аллы наводил на мысль, что обладательница этих глаз вот-вот расплачется.

С самого первого занятия Алла огорошила меня вопросом: «А как работает компьютер?»

Я попытался доходчиво ответить на этот «детский» вопрос. Услышав, что компьютер работает согласно законов физики, Алла совсем загрустила – вероятно, с этой наукой у нее были проблемы.

Допытываясь, какую цель она хочет достичь после курсов, я выяснил одну интересную вещь. Ее отец подарил ей компьютер «для учебы». Как потом выяснилось, отец в компьютерах не разбирался даже приблизительно, но действовал с размахом арабского шейха: кроме собственно компьютера с навороченной акустической системой, был приобретен фотопринтер и сканер. И вот теперь это несчастное дитя не знало, что ей делать с этой кучей электроники. Бедняга даже путалась в названиях – порой она принтер называла сканером, а сканер принтером.

Любимой фразой Аллы было: «А я не понимаю!»

Честно говоря, я не представляю, как Алла занималась музыкой – обычно у музыкантов отличная память. Для Аллы запомнить последовательность нажатий трех кнопок было немыслимой задачей. Практически все занятия мы потратили на конспектирование пошаговых нажатий клавиш. И меня к середине курса стала доводить до состояния настоящего психоза любимая фраза Аллы: «Я не понимаю!» Я не показывал свою раздражительность, но настроение мое от занятий с Аллой можно было охарактеризовать коротко: мрак полный.

Мысленно я сравнивал себя с легендарным Сизифом. Но на предпоследнем занятии Алла удивила меня – она весело сообщила, глядя в свой конспект:

- А я поняла. Тут все просто! И зачем я так много писала?

Иными словами, это был уникальный в своем роде случай, когда человек освоил и понял все, так сказать, революционным путем - сразу. Вероятно, тут все дело в страхе перед компьютером – исчез страх и дело пошло.

Что ж – не самый худший вариант.

9

«Часто крыша над головой мешает людям расти».
(Станислав Ежи Лец)


Следующая курсантка – Нина – была постарше предыдущих девушек. На мой вопрос, зачем ей нужны компьютерные курсы, она категорически ответила:

- Для работы.

Сказала так, как кавалерист саблей махнул – энергично и воодушевлено.

Только парадокс – вроде бы и заниматься Нина хотела, и получалось это у нее, и «для работы это ей нужно было», но только из-за этой самой работы у нее не было времени на курсы ходить.

То есть за месяц мне удалось провести с ней от силы два занятия. А потом каждый раз она звонила и договаривалась перенести занятие на другой день – то у нее завал не работе, то она заболела, то у нее заболела мама...

Так Нина и не окончила курсов.

10

«Знания за плечами не носить»
(народная мудрость)

Ровесница Нины – Евгения принадлежала к той категории людей, которых принято называть «вечными студентами». То есть кроме, компьютерных курсов, она еще посещала курсы английского языка и курсы вождения автомобиля. Как она это все умудрялась совмещать – для меня так и осталось загадкой. И при этом она еще ухитрялась работать официанткой в каком-то ресторане.

Нет, на моих курсах она не хватала звезд с неба, но вполне уверенно продвигалась вперед. Правда, иногда путала мои конспекты с конспектами английского языка.

Как-то на одном из последних занятий я спросил у Евгении:

- Нравится учиться?

Девушка пожала плечами:

- А почему бы не учиться, тем более, что всю мою учебу оплачивает мой бой-френд?

Я только пожал плечами.

11

«Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану».
(Козьма Прутков)

« - Мадам Рабинович, вы купили рояль, но у вас в семье никто не играет на рояле.
- Ну и что? Вечером прийдет Изя, и покажет нам, как это делается».
(из старого одесского анекдота)


Да, знания стали для нас товаром. Но некоторые стали понимать это слишком уж дословно. Иногда это приобретает формы… как бы это помягче сказать?.. на грани абсурда.

…Маргарита оказалась именно такой курсанткой. Это была молодая энергичная женщина. Я бы даже сказал, что она была слишком энергичной. Энергия у нее била через край. То есть от избытка энтузиазма ей даже усидеть на одном месте было трудно.

По своему опыту я знал, что такие люди хватаются за все сразу и ничего до конца не доводят – их просто захлестывает следующая идея, и они бросают все, что бы начать реализовывать ее… Илья Ильф и Евгений Петров даже придумали такому человеку название – кипучий лентяй.

Нет, конечно, кипучий лентяй весьма занятен… когда сталкиваешься с ним на страницах веселого романа. Но встреча с ним в реальной жизни не сулит ничего приятного – уж поверьте мне.

Маргарита с первого же минуты взяла, что называется, быка за рога.

- Мне нужно быстро научиться работать на компьютере! – заявила она.

На мой вопрос, чем вызвана такая спешка, она просто с какой-то детской наивностью ответила:

- Через неделю я к новой работе приступаю, мне нужно отчеты делать на домашнем компьютере и сбрасывать их по электронной почте в офис.

Я поинтересовался, есть ли у нее дома компьютер. Ответ был сногосшибательный:

- Нет, но послезавтра должны привести из салона.

- Вы когда-нибудь за компьютером работали?

- Нет.

У меня, признаюсь, невольно вырвалось:

- Как же вам удалось устроиться на такую работу?

- Они спросили на собеседовании – хорошо ли я владею компьютером, я и ответила, что отлично знаю его. Не станут же они на собеседовании проверять!

Чтобы не рассмеяться, я просто пожал плечами и на минуту отвернулся к окну. В голову сразу полезли всякие пошлые анекдоты.

Потом я попытался начать занятия. Взгляд у Маргариты сразу же потух. Было видно, что ей неинтересно учиться, и энтузиазм ее куда-то пропал.

Впрочем, через десять минут взгляд у нее снова вспыхнул:

- Скажите, а вы можете научить меня работать за компьютером за три дня?

Мне уже стало не до смеха. Все доводы о том, что теоретически всю программу курсов я, конечно, смогу прочитать за три дня, но занятия при этом наши будут по двенадцать часов в день, а за это время овладеть какими-то навыками просто нереально, разбились об одну фразу Маргариты, которую она произнесла с явным нажимом:

- Я доплачу…

Честно говоря, подобная постановка вопроса меня поставила в тупик – просто не знаешь, что отвечать. Маргарита вела себя так, что создавалось впечатление, словно она пришла не учиться, а просто получить знания; именно получить – как в супермаркете – заплатил и получил в руки уже замаринованное мясо для шашлыка и пару упаковок презервативов на сдачу – на всякий случай.

Иными словами – знать она хотела, но учиться ей было попросту лень.

Занятие превратилось в муки: мне казалось, что два часа этих занятий не закончатся никогда.

…На следующий день мне сообщили: Маргарита отказалась от дальнейшего посещения курсов и забрала свои деньги. Благо – первое занятие по условиям курсов было «пробным» и позволяло это сделать. Интересно, от работы она тоже отказалась? Впрочем, вопрос этот мой носит – как бы правильно сказать? – больше академический характер.

12
«Чаще всего вход там, где выход».
(Станислав Ежи Лец)

…Владимир был солидным человеком средних лет… Моряк. Получил повышение по службе и… испугался. Испугался того, что ему с помощью компьютера придется заполнять какие-то формы, а он весьма «слабо разбирается в программе Exel»…

Начал выяснять его знания компьютера. Оказалось, что Владимир уже давно в рейс берет с собой ноутбук, но использует его больше как развлекательный центр – кино, компьютерные игры, музыка. Впрочем, иногда использует его и как средства коммуникации – во всяком случае, пользуется электронной почтой.

- И что же Вас так в электронных таблицах смущает? – спросил я.

В конце концов после десятиминутного разговора, понимаю, что тут просто страх и растерянность.

Спрашиваю:

- А ваш предшественник файлы свои оставил?

- Оставил, конечно.

- Так возьмите его файл, переименуйте и пишите в них все, что вам нужно. Не вижу проблемы. Это, конечно, не в моих интересах вам говорить, но начальные курсы вы давно уже переросли. А если уж совсем хотите себя уверенно чувствовать в рейсе, то купите себе толковый справочник по Exel – обойдется в десять раз дешевле. Да и время свое сэкономите.

Владимир посмотрел на меня слегка удивленно, подумал и спросил:

- А чего это я, действительно? Извините – нагородил огород, а все так просто. Только голову вам морочил.

- Ничего страшного, - пожал плечами я.

Больше я Владимира не видел. Хочется надеяться, что мой совет пригодился ему.


13

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
(народная мудрость)

«Всякая человеческая голова подобна желудку: одна переваривает входящую в оную пищу, а другая от неё засоряется».
(Козьма Прутков)


… Лера была матерью двоих малолетних детей и переживала душевный кризис в виде развода со своим супругом.

Об этом я узнал на первом занятии. Только вот другой вопрос: зачем мне нужна была эта информация? Лера тем не менее вывалила эту информацию, как самосвал выгружает пять тонн песка – сразу и всю.

А компьютер Лере тоже нужен был «для работы». Как я понял, разведясь с мужем, она поняла, что нужно идти работать. Кто-то предложил ей место офис-менеджера. Но для этого ей нужно было научиться «набирать текст».

Задача, в общем-то, была простой… как казалось с первого взгляда мне … наивному!

Никогда я до того не предполагал, что встречаются люди с такими нарушениями координации движений. То есть у человека была серьезная проблема – совместить вместе движения компьютерной мыши с движением стрелки-курсора на экране монитора было для нее очень сложно. Я убил два часа только на то, чтобы научить Леру этому. Она упорно не желала смотреть на экран монитора, а старательно смотрела на мышь, которую она перекатывала по коврику. Если она смотрела на экран монитора, то не могла уловить взаимосвязи между движениями курсора по экрану и движениями руки с мышью.

Но кое-как мне удалось решить эту проблему: худо-бедно Лера научилась осознанно двигать курсором мыши по экрану монитора.

Я облегченно вздохнул: я наивно полагал, что на этом все мои мучения закончились. Нет, они только начались!

Шесть часов (!) ушло на прием, называемый щелчком мыши. Нет, уважаемый читатель – не улыбайся. Я ничего не придумываю – придумать такое просто невозможно.

Чего я только не делал! Начиная от показа и кончая настройкой мыши. Кое-как Лера все же научилась управляться с компьютерной мышью.

Таким образом, у нас ушло шесть часов на то, что у среднестатистического курсанта уходит десять минут.

Но это были только цветочки. Ягодки были позже – когда мы подошли к изучению текстового редактора.

Человеку, впервые севшему за клавиатуру нужно часа четыре-шесть тренировки, чтобы научиться ориентироваться в ней. Но это среднестатистическому человеку. Лера была особой выдающейся в своем роде.

Я вручил ей первый попавшийся под руку журнал и дал задание набрать часть статьи из журнала в текстовом редакторе.

Конечно, со стороны больно смотреть, как человек впервые набирает текст одним пальцем, подолгу выискивая на клавиатуре нужную букву. Но обычно люди быстро осваиваются. Тем более, что другого способа изучить клавиатуру я просто не знаю. Да и скорей всего его нет. Все клавиатурные тренажеры – не более, чем игрушка.

Лера трудилась над двумя абзацами часа полтора.

На следующем занятии, когда Лера услышала, что ей предстоит заниматься тем же самым, то она вознегодовала. При этом ее негодование было весьма искренним:

- Как – опять?!!

Я объяснил, что иного способа изучить клавиатуру нет – только практикой. Подкрепил я это словами:

- Не придете же вы на работу и не начнете по часу искать нужную букву?

Лера с моим доводом согласилась. И стала снова набирать текст. А я с тоской смотрел на это и к своему ужасу замечал, что прогресса не наблюдается. На меня Лера периодически бросала такой взгляд, что я ощущал себя садистом.

…Перед следующим занятием Лера позвонила и сообщила, что у нее заболел ребенок и на занятия она прийти не может. Кажется, это было только поводом. Больше на занятия Лера не пришла, и я ее не видел.

По правде говоря, я не очень-то и огорчился.

14
«Век живи – век учись».
(народная мудрость)


Валентина была дамой весьма преклонного возраста. Это меня всерьез испугало. И не только это. Стоило мне услышать, что Валентине «компьютер нужен для работы», мне стало не по себе – дама была явно пенсионного возраста.

Видимо, я не смог скрыть на лице своих мыслей, ибо дама прямо спросила меня:

- Вас мой возраст смущает?

- Нет. Учиться никогда не поздно, - бодро соврал я.

Впрочем, когда я увидел, как лихо Валентина управляется со своим достаточно навороченным мобильным телефоном, я стал подозревать, что в данном случае все не так уж и безнадежно.

…Дама оказалась на редкость сообразительной, дотошной и любознательной. Честно говоря, я был приятно удивлен – как легко у нее пошло обучение.

Валентина оказалась моей последней курсанткой – я нашел себе более ли менее достойно оплачиваемую работу. И преподавательскую практику на курсах пришлось прервать.

Директриса курсов, конечно же не была в восторге от моего увольнения. Но платить пристойную зарплату преподавателям ей не приходило в голову, и она предпочитала постоянно искать новых преподавателей.

А что касается меня, то я совсем не жалел (да и не жалею сейчас) о том, что поработал несколько месяцев в качестве преподавателя курсов. В конце концов, где бы я еще встретился с таким разнообразием людских характеров, которые хотят, казалось, бы одного, но?..

И все-таки почему-то мне запомнились самые «тяжелые» курсанты. Хотел бы я знать – почему…


26 августа - 4 сентября 2008 года
Одесса

4 комментария:

  1. Прочитала с удовольствием!Да учить некоторых людей нелегко, и устаешь от такого общения - иногда до состояния "выжатого лимона".

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за комментарий LENA. Дело даже не в том, что учить тяжело, а в том, что многие не могут сами понять, зачем им это нужно...

    ОтветитьУдалить
  3. И правда, но это не страшно, главное, чтобы человек имел желание учиться или хотя бы интересовался тем, чему его будут учить. когда я записывалась на нашу дистанционку, всю первую неделю курсов не могла понять, зачем мне это блогоучение

    ОтветитьУдалить
  4. Без интереса вообще не стоит ничем заниматься. А в последнее время наметилась странная тенденция - падение интереса у многих людей абсолютно ко всему.

    ОтветитьУдалить