Страницы

О моих учителях

Мне интересно многое: живопись, современный арт, старые фотографии и много еще чего.

Если же кого-то интересует моя особа и мое творчество, то советую воспользоваться навигацией (та, что на строку выше). Там я в какой-то мере систематизировал личную информацию.

среда, 20 января 2010 г.

Маразмометры зашкалили


Даже не знаю, с чего начать…

Начинать принято с эпиграфа. Но читатель - такое создание, что норовит пропустить эпиграф. Поэтому я и спрятал его внутрь текста.

Сатирик Михаил Задорнов утверждал: чтобы услышать глупость, достаточно на несколько минут включить телевизор. Я могу добавить – а чтобы увидеть глупость, достаточно пройти несколько кварталов по улицам города.

Собственно, эти заметки именно о таких глупостях…

1.

Юрий Никулин вспоминал, что видел в Одессе объявление на дверях парикмахерской «Закрыто на футбол». Его эта фраза приводила в восторг.

К сожалению, Одесса уже не та. Ушла в прошлое Одесса, гениально описанная И.Бабелем и А. Аверченко. Уже не услышишь в, остановившимся по техническим причинам, троллейбусе гневной и одновременно смешной фразы: «Шоб ты так ехал, как ты стоишь».

Одесситы острят, что называется, на автомате. Видно, ген непосредственной язвительности сидит в нас на подсознательном уровне…

Вот и я тоже волей-неволей язвлю.

2.

1984 год. На улице Суворова (ныне ПриморскОй – именно так, где стоит ударение, говорят настоящие одесситы) по соседству было расположено два заведения – пункт приема стеклотары и какое-то училище. И вывески они повесили рядом. Но зато как читалось это вывескосочетание:

ПУНКТ ПРИЕМА СТЕКЛОТАРЫ ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ

Комментировать не берусь. Смеялись даже пьяные.

3.

Очень популярен был лозунг во времена СССР: «Наша цель – коммунизм». Его цепляли на каждом углу. Своими глазами видел его на пляже. Одесситы рассказывали, что какое-то время сей лозунг красовался перед одесским артиллерийским училищем (!).

Но по-настоящему этот лозунг заставил меня согнуться пополам от смеха на… торпедной базе в славном городе Севастополь…


4.

Восьмидесятые годы двадцатого века. Передовое предприятие коммунистического труда. В то время перед проходной каждый уважающий себя завод воздвигал монумент Ленина с протянутой рукой… в светлое будущее.

У одного одесского завода вместо монумента был плакат метров этак пять на три. Картина почти маслом:

Черный фон, ярко-красная, словно от стыда, физиономия основателя КПСС и его цитата:

"Партия – ум, честь и совесть нашей эпохи"

5.

Недалекое прошлое. СССР еще живой… или полуживой. Но реклама уже коммерческой гидрой вползает на телевидение.

Чего стоит лишь слоган; «Другой альтернативы нет». Можно подумать, что где-то существует эта самая «другая альтернатива».

По сравнению с этим меркнет и тускнеет даже избитый и всем известный одессизм: «Две большие разницы».

Для совсем ленивых привожу цитату из энциклопедического словаря:

«АЛЬТЕРНАТИВА (французское alternative, от латинского alter - один из двух), необходимость выбора одной из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей; каждая из исключающих друг друга возможностей».

6.

Если кто не понял моей предыдущей реплики, то приведу еще один пример дебильного слогана: «Только невежды не чистят одежды». Это, кстати, слоган сети одесских химчисток.

Открываю «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля. Читаю:

«Невежда - неученый, необразованный учением, книжным знанием, непросвещенный; человек невежественный, темный, природный, хотя, может быть, умный и доброжелательный».

И далее:

«Невежа - неуч, неучтивый, невежливый, не знающий приличия, пристойности в общежитии, или небрегущий этим; не умеющий вести, держать себя в людях, идущий вопреки условных правил обращения; необычливый.»

Получается, что слоган-то бессмысленный… Не чистить одежды может неряха, грязнуля, засранец (простите за грубое слово). Но малограмотный человек при чём тут-то?

7.

Оставим предания прошлого века и словари. Поговорим о настоящем и более приятном.

На Украине популярна водка «Олимп». Впрочем сейчас почему-то говорят не «на Украине», а «в Украине». До сих пор не могу понять, почему приняли такую языковую форму. Может потому, что мы все находимся в том месте, через которое у нас всё принято делать? Впрочем, оставим это лирическое отступление – они нынче не в моде.

Вернемся к столь горячо любимому напитку – водке. Слоган водки «Олимп» звучит так: «Посидим как боги».

А теперь представьте этот слоган на заборе городской тюрьмы.

Без комментариев. Замечу только, что тюрьма в результате роста города оказалась в самом его центре. Большой пустующий забор. Логика чиновников понятна: почему бы не использовать его для рекламы? Впрочем, вскоре кое-кто понял двусмысленность «олимповского» слогана на заборе тюрьмы. И рекламу «Олимпа» заменили на рекламу туристической фирмы:

Горячие места ждут тебя

«Тоже красиво», – как говаривал герой одного анекдота.

8.

Впрочем, метрах в 800 от тюремного забора прицепили под углом 120 градусов два рекламных щита: водки «Мягков» и медицинской фирмы «Интосана» с ее слоганом: «Линия жизни».

Проезжая мимо этих щитов на скорости даже в 30 км/час, в глаза бросалась одна фраза, слитая сразу с двух рекламных щитов:

Водка «Мягков» – линия жизни.

9.

Наблюдение времен президентских выборов 2004 года на Украине.

...Идет президентская предвыборная компания. Всю Одессу бодро утыкали щитами «Одесса за Януковича».

Политические скандалы плодятся со страшной скоростью. Страсти кипят. В Ивано-Франковске в Януковича бросают яйцом. Куриным. В результате яйцеранения кандидат попадает в реанимацию. Тоже без комментариев, тем более, что к делу это не так-то уж сильно и относится.

Через два дня вижу два рекламных щита под углом 90 градусов. Первый –

Одесса за Януковича

Второй от супермаркета, расположенного рядом –

Яйца куриные по супер-цене 2,99 грн.

Надо отдать должное политической прозорливости то ли отцов города, то ли хозяев супермаркета, то ли и тех и других – оба щита исчезли… через неделю… когда все уже вдоволь насмеялись.

10.

Эта реплика в качестве эпилога…

…И сказал Иисус: «Прости им, господи, - они не ведают, что творят».

А в общем-то, маразмометры таки-да зашкалили, как говаривали старые одесситы… Но мне почему-то очень не хочется, чтобы сбылась стандарная фраза:

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

5 - 6 Октября 2004 г.

А ведь она сбылась... Оттого и грустно...

Маразмометры зашкалили – 2,
или
Тюремно-кладбищенская реклама




Даже не подозревал, что так выйдет… То есть я не думал, что так скоро наберу материал для второй части. Но в силу определенных обстоятельств я проезжал каждый день по Люстдорфской дороге – того самого места, о котором одесситы говорят: «Там на одной стороне лежат, а на другой сидят»

Дело в том, что на одной стороне Люстдорфской дороги находится 2-е Христианское кладбище, а на другой стороне – тюрьма. Строго говоря, когда-то рядом с тюрьмой располагалось Еврейское кладбище, но по каким-то причинам его лет тридцать назад снесли, разбив на его месте парк. А 2-е Христианское кладбище переименовали во 2-е Городское кладбище.

Почему-то именно этот участок облюбовали наши деятели от рекламы. У меня создается порой впечатление, что те мальчишки, которые тридцать лет назад выводили на заборах незамысловатое слово из трех букв, нынче все бросились в рекламный бизнес. Но как они не стараются, называя свои творения «бигбордами», но почему-то получается все равно… как и в детстве… одна похабщина и непристойность.

Вот несколько примеров…

1.

На заборе тюрьмы надпись:


Хочу жить в чистом городе


Сразу представляется… изможденный узник, мечтающий о свободе, а в голове звучат слова какой-нибудь кандальной песни …

…А вот и не угадали: это просто призыв к чистоте.

Интересно, а можно было как-нибудь еще более усложнить простой лозунг моего детства «Не сорить»?

2.

Через несколько дней рядом с вышеупомянутым «шедевром» увидел творение похлеще того:


Окна вашей мечты


А вверху – колючая проволока, решетки на окошках… Сразу заинтересовался: какой придурок мечтает о неволе? Ан, нет, – то компания производящая металлопластиковые окна рекламирует свою продукцию.

3.

Впрочем, рядом упражнялась в тупоумии одна из политических партий (дабы не создавать ей бесплатную рекламу – умолчу о названии ее). Она – партия - рекламировала себя прекрасными в своей простоте словами:


Партия такая-то
15 лет гарантии


В сочетании с тем же тюремным забором и окнами сразу на ум приходит мысль о политических репрессиях тридцатых годов.

Тут уже сначала улыбнешься, а потом задумаешься – смеяться или плакать. Воистину: простота – хуже воровства.

4.

Фирма, производящая цифровые камеры, тоже отличилась на тюремном заборе своей простотой:


Ничего лишнего – только камеры


А, в общем-то, они правы, – что еще в тюрьме должно быть?

5.

Дальше – больше. На стыке двух кладбищ и тюрьмы красовался «бигборд»:


Ощути вкус дома


Сразу вспоминается народное: «Все там будем». И еще слова героя А. Папанова: «Твой дом – тюрьма». Но эти мысли нужно гнать прочь: это просто реклама сигарет.

6.

От последнего слогана мне, право, стало не по себе. Слоган, как слоган:


Хорошо, когда вся семья вместе


И товар отличный – семейный автомобиль, но… рядом с кладбищем щит с этим слоганом приобретает зловещий оттенок…

7.

После всего увиденного я совсем не удивился, прочитав на том же кладбище эпитафию: иного и не стоило ожидать от людей, которые сталкиваются с вышеупомянутыми образцами рекламы. Привожу эпитафию ниже без комментариев, сохранив «авторскую» орфографию и пунктуацию:


Такой-то-Такой
Трагически погиб
от жены, мамы, тещи, сына.



8.

Очень хочется мне, чтобы продолжения не было. Но вчерашние мальчишки не сидят без дела. И кто знает, какие планы зреют в их головах, и какие слова появятся завтра на заборах…

Поживем – увидим.

30 Декабря 2005 г.
Одесса

4 комментария: