Фра Анжелико
В Лувре представлен почти весь диапазон творчества Фра
Анжелико. Коронование Девы Марии, написанное в
1430-е гг. в монастыре Сан-Доменико (Фьезоле), отличается сияющей чистотой цвета, почерпнутой
художником в живописи готики, и новой наукой живописного пространства,
создававшейся его современниками во Флоренции. Это официально-иерархическое
собрание святых и ангелов вокруг самого сакрального небесного обряда уже не
имеет ничего архаичного или напыщенного; в нем много строгого и в то же время
бережного внимания ко всему наблюдаемому в реальной действительности. Даже сочетание
основных цветов ни в коем случае не имеет геральдического или условного
характера — оно передает светозарность и насыщенность среды благодаря
свойственному Фра Анжелико
чувству света и пространства. Перспектива изобретательно и очень точно
просчитана. Она передает глубину архитектурного пространства, не захватывая
ближний план. Ее протяженное, неспешное схождение, лишенное даже признака
какого-либо драматического нагнетания, как у Уччелло
(Битва при Сан-Романо), говорит о бесконечной
удаленности грандиозной небесной обители.
В
третьем десятилетии XV в. лишь один-два художника
осознавали новаторство Мазаччо. Одним из них был доминиканский монах из Фьезоле, которого звали Фра Анжелико и о котором сегодня известно, что он был чуть ли не ровесником Мазаччо. Одной из самых драгоценных
реликвий Лувра является Распятие со св. Домиником — фреска, происходящая
из того самого монастыря Сан-Доменико, где
определилось призвание и началось творчество Фра Анжелико. Из этого же монастыря чуть раньше Лувром был
приобретен алтарь с Коронованием Девы, Марии.
Распятие стало одним из первых свидетельств того, что фрески Мазаччо получили отклик и понимание. В нем нашли воплощение и простая человечность, и такое качество, как трехмерность, лаконично подчеркнутая боковым светом. Умирающий Христос, уронивший голову на плечо, очень сильно напоминает изображение на выполненном Мазаччо алтаре в Пизе. Когда фреска была перенесена из монастыря и отреставрирована, то небо позади фигур оказалось более темным, что усилило суровый реализм образов и локализовало свет, который сразу же объединил и усилил действие.
В Мученичестве святых Косьмы и Дамиана Фра Анжелико демонстрирует чувство природы и глаз, хорошо „поставленный" на пейзаж Тосканы: сквозь башни и деревья с их точно выверенными интервалами мы видим вздымающиеся линии холмов с венчающими их далекими селениями. Удивительно, что этот глубоко религиозный художник, полностью принадлежавший миру духовному, стал великим открывателем мира повседневных вещей.
Нигде, кроме Лувра и Италии, нельзя изучить лучше ту программу, которую доминиканские монахи Сан-Марко предназначили реформированному религиозному искусству. В Лувре, где рядом с Фра Анжелико представлены и его учитель Лоренцо Монако , и его последователь Беноццо Гоццоли, хорошо виден уровень интеллекта и таланта „ангельского" художника, обручившегося с набожностью и благочестием.
Популярное
в моем блоге в
октябре
2017 года
Эффектные 50-е: как выглядели женщины с "пулями"на груди. 21 октября 2017 г.
Безкимоно: молодые гейши в студийных портретах 1900-х годов. 22 октября 2017 г.
Анриде Тулуз-Лотрек. 12 октября 2017 г.
Осколки СССР. 11 октября 2017 г.
Херлуф Бидструп. 4 октября 2017 г.
Художник- иллюстратор Karin Taylor. 14 октября 2017 г.
Petra Brown. 9 октября 2017 г.
Пляжи. 4 октября 2017 г.
Мелани Делон. 20 октября 2017 г.
Ретро-знаменитости.17 октября 2017 г.
Популярное
из моей коллекции
анекдотов
в октябре 2017
года
Комментариев нет:
Отправить комментарий