(продолжение)
Дие́го
Родри́гес де Си́льва-и-Вела́скес
(исп. Diego Rodríguez de Silva y Velázquez,
6 июня 1599, Севилья — 6 августа 1660, Мадрид)
— испанский художник, величайший
представитель золотого века испанской
живописи. Родился 6 июня 1599 г. в городе
Севилья. Происходил из знатной, но
пришедшей в упадок семьи, потому с юности
был движим желанием вернуть себе
достойное аристократической родословной
положение. Это побуждение сочеталось
с рано проявившимся призванием художника.
Веласкес учился у крупных севильских
мастеров — Ф. де Эрреры Старшего и Ф.
Пачеко (на дочери которого женился).
Первые работы Веласкеса — сценки из
народного быта («Завтрак», около 1617г.;
«Водонос», около 1620 г.). Даже в картине
на религиозный сюжет («Христос в доме
Марфы и Марии», около 1622 г.) его интересует
прежде всего жизнь в своей достоверности.
В 1623 г. Веласкес отправился в Мадрид
попытать счастья при дворе. И ему удалось
написать портрет Филиппа IV, приведший
короля в восхищение. Так молодой художник
оказался вознесён на самую вершину
общественной пирамиды. До конца дней
он прожил во дворце как личный живописец
короля, а кроме того, занимал почётные
должности, вплоть до гофмейстера.
Веласкес был прекрасным знатоком
живописи и её истории. Дважды (в 1629—1631
и 1649—1650 гг.) он совершил поездки по
Италии, в том числе чтобы пополнить
богатейшие дворцовые собрания картин.
Веласкес сдержан в выборе средств, он
редко рисует аксессуары, жесты, движения.
Король (а Веласкес сделал более 30 парадных
портретов Филиппа IV), члены его семьи,
придворные, жившие во дворце карлики и
шуты предстают под кистью мастера в
состоянии глубокого покоя и значительной
серьёзности. Папа Иннокентий X, чей
портрет Веласкес написал во время второй
поездки по Италии (1650 г.), признавал, что
вещь «слишком правдива». Психологическое
богатство присуще картине «Сдача Бреды»
(1634 г.), где запечатлен момент из истории
испано-нидерландской войны, причём и
победители, и побеждённые хранят суровое
достоинство. Веласкес, как правило, не
делал эскизов и писал сразу набело.
Между тем по виртуозности и выверенности
композиции его последние работы —
«Менины» («Фрейлины», 1656 г.) и «Пряхи»
(около 1657 г.) порой сравнивают с
постановочными фотографиями. Рама
заключает здесь, кажется, не одну, а
несколько картин, тема двоится, множится,
развивается в разных пространствах.
Так, в «Менинах» на переднем плане
изображена маленькая инфанта Маргарита
в окружении фрейлин и карликов, немного
позади девочки двое придворных, а слева
сам художник, стоящий за мольбертом.
Скончался в Мадриде 6 августа 1660 года.
(продолжение следует)
Популярное
в моем блоге в
июле
2016 года
О «страшном» никотиновым передозе. 22 сентября 2014 г.
Валерий Смирнов. Одесский язык. 9 февраля 2013 г.
Лас-Вегас. 1 июля 2016 г.
Позитивные животные. 7 июля 2016 г.
Художник Джон Уи́льям Уо́терхаус. 9 июля 2016 г.
Alexi Zaitsev. 17 июля 2016 г.
Бульдоги. 10 июля 2016 г.
Пейзажи Грема Геркена. 18 июля 2016 г.
Рыси. Фото. 17 июля 2016 г.
Фото животных. 25 июля 2016 г.
Популярное
из моей коллекции
анекдотов
в июле 2016
года
Комментариев нет:
Отправить комментарий