Страницы

Страницы

О моих учителях

ХХI век. Заметки во время войны

вторник, 22 февраля 2011 г.

Надэмлинский Алексей: «Мне повезло в жизни несколько раз…»

Разгребая очередные электронные залежи на жестком диске своего компьютера, я наткнулся на статью Марии Фетисовой обо мне грешном. Статья эта, в свое время была написана, но по каким-то непонятным причинам не была опубликована, а потому через год со спокойной совестью выкладываю ее на своем блоге... 

Алексей Надэмлинский





Надэмлинский Алексей: «Мне повезло в жизни несколько раз…»

23 апреля — символическая для мировой литературы дата — стала поводом для учреждения Всемирного дня книг и авторского права (World Book and Copyright Day).     Надэмлинский Алексей: «Мне повезло в жизни несколько раз…»
Надэмлинский Алексей - одесский детский писатель, наш земляк,  издавший в киевском издательстве «Грани-Т» шесть книг,  седьмая книга находится на выходе  книгоиздательских лабиринтов.


                                                                                                                                                                           - Когда у Вас проявились первые признаки литературных способностей?                            Писательством начал заниматься осознанно примерно лет с десяти, но тогда не хватало терпения для того, чтобы неплохие собственные идеи довести до  реализации.                                                                                                                                     
Сразу могу сказать, что мне повезло со школой. Учился в физико-математическом классе школы №16. Вкус к литературе, устойчивый интерес к ней, повлекший в дальнейшем выбор профессиональной ниши, - все это состоялось благодаря  учительнице русского языка и литературы Куперман Раисе Моисеевне.  За что ей признателен и благодарен. Она была катализатором, способствовавшим  нашему развитию. Ее незамысловатая, на первый взгляд, идея  создать  литературный школьный журнал  оказалась благодатной, так как в основу был заложен дисциплинирующий системный подход. Для нас же это было делом необычным, где мы могли проявить себя.  Только в нашем физико-математическом классе оказалось много разносторонне одаренных  ребят, проявивших, в том числе, и литературные способности. Если говорить навскидку, не называя имен, то можно сразу назвать троих, причем все три по образованию – технари: один журналист, получивший образование в инженерно-строительном ВУЗе, карьера которого сложилась, весьма своеобразно, он начинал как инженер-строитель, затем весьма успешно занимался журналистикой, и снова вернулся в строительство; второй – русскоязычный писатель-драматург, обучавшийся в политехническом институте и ныне проживающий в Израиле;   третий – это я сам, ставший детским писателем.                                                                             
– Вы не получили специального образования, журналистского или писательского, откройте секрет, какой из одесских ВУЗов, скоро назовут «наковальней одесских писателей»?                                                              
Закончил Одесский институт холодильной промышленности,  теперешнюю академию холода. По  специальности - инженер-механик глубокого холода и криогенной техники. Обучение было непростым. Мы изучали математику, физику, начертательную геометрию, машиностроительное черчение, теплотехнику, теорию машин и механизмов и другие технические предметы.  Мое студенческое время совпало со временем взлета команд КВН. Скажу честно, что многие  холодильщики подспудно не без оснований мечтали быть интеллектуальной элитой.  Помимо обязательных предметов, многие зачитывались фантастикой. Если нам невмоготу  становилось тягаться с теми, кто имел достаточно высокий рейтинг по учебе в ВУЗе, мы находили нишу, где могли быть первыми. Такой нишей, как Вы догадались, стало писательство. Кстати, холодильный  институт закончил чуть раньше меня Макаров Александр, журналист и детский писатель.      

- Назовите знаковую личность в Вашем становлении как  писателя.      Мне повезло еще раз, когда я встретился с режиссером Одесского русского драматического театра Бялецким Виктором Константиновичем. Ему было интересно, что такое театр. Он им жил. Он определял на слух, - хороший текст или плохой, хороший актер или плохой. И меня научил этому приему проверки добротности написанного: возьми и прочитай вслух, и если не коробит, не режет ухо, - то терпимо. Есть еще много профессиональных секретов, но обо всем сразу не расскажешь. Это можно показать в работе.      

– Как складывалась Ваша  профессиональная деятельность, окончив технический ВУЗ, Вы работали какое-то время по специальности. Расскажите, как Вы перешли на «вольные писательские хлеба»?                                  
Я работал долгое время в «Одессгоргазе» под руководством главного метролога Малыгина Юрия Михайловича. Считаю его своим последним учителем. Он, к сожалению, уже умер как десять лет. Сам он начинал как китобой, был инженером-механиком.  Он писал стихи и печатался в периодике. По-моему, в свое время он был главным редактором многотиражки то ли «Востока», то ли «Китобоя». Его книга называлась «Соло на розе ветров».    Он стеснялся своего литературного таланта и того, что пишет стихи, называя это «красивым хобби».                                                                              


   Выполнив свою работу как можно быстрее и тщательнее (у меня был стимул), я садился за текст «Соломона», которого не мог никак закончить. Так вот, этот текст попался на глаза моему начальнику, Малыгину Юрию Михайловичу. Можно было ожидать какого угодно поворота. Напомню, что это был 1997 год. Но резюме было таким: «Я не понял, где же окончание?  Садись и пиши.» Так я получил негласное покровительство свыше.  Ну, дальше, все складывалось по принципу «все, что ни делается, то к лучшему».         

     - И последний вопрос касается соблюдения  авторских прав.          
Расскажу Вам вчерашнюю байку. Этот вопрос возник у одного из моих приятелей, крупного бизнесмена. Я честно признался, что не владею темой досконально. Тогда приятель пригласил юриста фирмы. А тот попросил                                                                                                                   
тайм-аут.                                                                                                                         
Ну, что мне известно, это то, что авторское право бывает имущественным и неумщественное. Когда дело касается имущественных прав, то их можно передавать по наследству. Родственники имеют право пользоваться после смерти на протяжении 70 лет правом на вознаграждение. А потом эти музыкальные или литературные произведения становятся достоянием народа.                                                                                                                           
Что такое гонорар знают все – это единовременное вознаграждение. Роялти – это процент от чего-либо (продаж, оптовой цены, прибыли).                            
Всем известная певица, а ныне еще и композитор Катя Семенова рассказала, что поинтересовалась вознаграждениями за свои песни, составлявшие около шести рублей.                                                                                                    
История о бренде  Чебурашка, когда его автор, Эдуард Успенский, судился с кондитерской фабрикой, присвоившей этот бренд, завершилась в пользу автора.                                                                                                                            
Ну, о себе скажу, что мне весьма интересно было узнать, что являюсь победителем конкурса имени Бейфельрмана (кто такой сам не знаю), это опубликовали в юмористическом журнале «Колесо смеха».                      «Соломон» был опубликован пиратским путем и в Украине, и в России, и мне об этом даже не сообщили. Так, что об авторском праве в Украине пока говорить может не каждый.

Подготовила Мария Фетисова
                                                           

Комментариев нет:

Отправить комментарий